Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Ансамбль – (французское слово) – 1) группа исполнителей, выступающих совместно. В зависимости от числа участников различают: дуэт, трио (терцет), квартет, квинтет и т.д. 2) стройность, слаженность совместного исполнения. 3) музыкальное произведение для ансамбля исполнителей. 4) законченный номер оперы, оратории, кантаты, исполняемый группой певцов в сопровождении оркестра или без сопровождения (a|capello).
Исторически сложилось так, что первые ансамбли, как вокальные, так и инструментальные, появлялись в качестве церковных коллективов, как часть церковного ритуала. Именно такие коллективы (хоры, церковные оркестры) можно считать первыми устоявшимися ансамблями. Развитие ансамблевой музыки неотрывно связано с развитием технологий и просвещением. Началом распространения такой музыки можно считать XII –XIII века. Именно в этот период стали появляться инструментальные ансамбли фиделей (во Франции виела), на которых играли бродяги жонглеры и менестрели.
С конца XVIII в. и особенно в XIX в. видное место в музыкальном искусстве заняла вокальная камерная музыка (жанр песни и романса). В XVIII веке камерная музыка предназначалась исключительно для домашнего музицирования в узком кругу знатоков и любителей. В XIX в. начали устраиваться и публичные камерные концерты. К середине XIX в. они стали неотъемлемой составной частью европейской музыкальной жизни. Большинство вокальных камерных произведений в то время принадлежало к жанру романтизма. Во 2-й половине XVIII в. в творчестве Й. Гайдна, Л. Боккерини, В. Моцарта сформировались классические виды инструментального ансамбля – соната, трио, квартеты и др., сложились типичные составы этих ансамблей.
В современном виде вокальный ансамбль представляет из себя слаженный коллектив, роли в котором строго распределены между участниками руководителем. Не редко руководитель ансамбля так же является непосредственно участником и действующим лицом. Это характерно, в основном, для любительских коллективов, движимых энтузиазмом и интересом. При формировании коллектива, отбираются и прослушиваются тембровые возможности голоса каждого участника, диапазон и возраст участников. Состав ансамбля может быть самым разнообразным, в зависимости от количества учеников. Для успешной деятельности коллектива руководитель должен заранее планировать занятия, грамотно подбирать репертуар, а также, не маловажное место занимает учебная литература и методические указания.
Цель работы – рассмотреть роль учебного материала, как фактора формирования исполнительского мастерства участников любительского вокального коллектива.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты формирования любительского вокального ансамбля;
- рассмотреть технологию формирования исполнительской культуры.
Методологическая основа исследования: труды В. П. Мухина, С. В. Попова, В. Г. Соколова, В. О. Семенюка, Б. Г. Тевлина, П. Г. Чеснокова.
1. Теоретические аспекты формирования любительского вокального ансамбля
1.1 Отличие любительского вокального ансамбля от профессионального
Любительские ансамбли отличаются от профессиональных, в первую очередь, академической подготовкой участников и основной задачей коллектива. Профессиональные ансамбли состоят в большинстве своем из музыкантов, имеющих среднее или высшее музыкальное образование, определивших свою дальнейшую карьеру, как музыканты, артисты. Любительские ансамбли преследуют иные цели: досуг, хобби, музыкальное самообразование и популяризация собственного творчества, состоять могут как из образованных музыкантов, так и самоучек. Такое отличие может наложить дополнительную нагрузку на руководителя ансамбля, так как необходимо находить индивидуальный подход не только к личностным качествам участников, но и к их профессиональным возможностям.
Так же отличием можно назвать периодичность и организованность репетиций и концертную деятельность. График репетиций профессионального ансамбля может быть очень плотным, так как деятельность в коллективе часто является еще и источником дохода участников, их карьерного роста и статуса. Репертуар такого коллектива разнообразен, программа выступлений может быть достаточно длинной и нагруженной. Профессиональный ансамбль зачастую основан на базе учебного либо культурно-просветительского учреждения (университет, филармония консерватория и т.д.), что влечет за собой строгую иерархию внутри коллектива, учебную базу, репертуар, основанный на научных или учебных работах. Любительский вокальный ансамбль, в отличии от профессионального, может быть организован в рамках творческих кружков, секций музыкального развития, школьных уроков музыки или же на чистом энтузиазме участников. Репетиции такого коллектива, не всегда систематические. Это же касается и концертной деятельности. Выступления часто организуются самими участниками ансамбля. Репертуар часто разнообразен, зачастую основан на популярной эстрадной музыке, что в совокупности с относительной недостаточной образованностью участников коллектива, приводит к общей простоте всей концертной программы.
Касательно репетиций, проводятся они в профессиональном и любительских коллективах тоже по -разному. Репетиция профессионального ансамбля всегда четко разграничена по времени, вокальные партии почти всегда изучаются участниками вне репетиции. Во время занятия идет упор на сыгранность, общую динамику и взаимодействие коллектива. Так же есть четкое разграничение по времени на изучение нового материала и закрепление старого. Сами репетиции планируются заранее, обычно не реже 2 – 3 раз в неделю, в зависимости от концертной нагрузки. Репетиции любительского коллектива напротив, часто не регулярны, что влечет за собой не редкую неподготовленность участников коллектива. Часто занятия проводятся не в полном составе ансамбля. Длительность таких репетиций обычно зависит от распорядка дня участников, но редко превышает более полутора часов. Внимание любительского ансамбля во время репетиций обычно сосредоточено на разборе партий участников, так как за пределами репетиций большинство не уделяет должного внимания своим партиям. Концертная деятельность любительского коллектива обычно ограничивается одним - двумя выступлениями в несколько месяцев. Это является следствием того, что продвижением любительского ансамбля занимаются сами участники.
Из-за подобных отличий от профессиональных коллективов, на руководителей любительских ансамблей ложится несколько иная, чем на руководителей профессиональных, но иногда даже большая нагрузка, в плане налаживания дисциплины, составления плана обучения, репертуара и, наконец, налаживания концертной деятельности коллектива.
1.2. Роль руководителя в любительском вокальном ансамбле
Для здорового функционирования любого коллектива, его руководитель должен обладать множеством неотъемлемых качеств, например:
• Лидерство. Данное качество просто необходимо для любого руководителя, не зависимо от сферы деятельности.
• Умение коротко и доходчиво донести свою мысль. В условиях сжатого времени репетиций данное качество поможет руководителю эффективно распоряжаться временем коллектива.
• Умение быстро и надежно устанавливать связь с участниками коллектива. Данное качество необходимо для разрешения конфликтных ситуаций в коллективе, что характерно для любительского ансамбля.
• Наблюдательность. Благодаря этому качеству, руководитель сможет вовремя среагировать на непредвиденную ситуацию, а также, предупредить ее.
• Общительность.
• Стрессоустойчивость.
Также, есть некоторые качества, необходимые именно для руководителя любительского вокального ансамбля:
• Чувство ритма. Неотъемлемое качество любого музыканта. Отсутствие у руководителя этого качества ставит под вопрос его полезность для коллектива.
• Музыкальное образование. Очень полезное качество для руководителя любительского ансамбля, так как подразумевает непосредственный контакт с музыкантами и возможность делиться опыт
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алиев, Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе. – Воронеж: НПО МОДЭК, 2011
2. Алиев, Ю. Б. Пути формирования многоголосных навыков в детском хоре // Музыкальное воспитание в школе. - М., 1965. - Вып. 4. - с. 12-25
3. Андреева, Л., Локтев, В. О самодеятельном детском хоре. Методическое пособие // Искусство хорового пения. - М., 1963. - с. 82-111
4. Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы занятий с ними // Музыкальное воспитание в школе. - М., 1961. Вып. 1
5. Багадуров, В. А. Вокальное воспитание детей. - М., 1953
6. Венгрус, Л. А. Начальное интенсивное хоровое пение. – СПб: Музыка, 2000. – 280 с.
7. Гневышева, В. Влияние вокальной работы на улучшение интонации у неверно поющих детей // Музыкальное воспитание в школе. - М., 1964. - Вып. 3
8. Гневышева, В. Вокальное воспитание в хоре начальной школы // Музыкальное воспитание в школе. - М., 1963. - Вып. 2
9. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. «Методика музыкального воспитания в школе». – М.: «Просвещение», 1989.
10. Добровольская, Н. Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. - М., 1987
11. Добровольская, Н. Н. Вокальные упражнения в хоре подростков. — М., 1959
12. Емельянов, В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования : Методические рекомендации для учителей музыки. – Нов.: Наука. Сиб . отделение, 1991.
13. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста. – М., 2000.
14. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду / М. Ю. Картушина. — М.: Скрипторий 2003, 2010. - 176. с.
15. Малинина, Е.М. Вокальное воспитание детей. - М.: Л.: Сов. композитор, 1967.
16. Менабени А. Методика обучения сольному пению. - М., 1987
17. Огороднов, Д.Е. Музыкально – певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: методическое пособие. – 3-е изд. – Киев : Музычна Украйина, 1989. – 164 с.
18. Орлова Н. Д. Развитие голоса девочек. - М., 1963
19. Постановка голоса : учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Г. Б. Ромейко, Н. М. Фигурова. — Мн. : БГПУ, 2005. - 47 с.
20. Развитие детского голоса / Материалы научной конференции по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодёжи 26-30 марта 1961 г. / под ред. В. Н. Шацкой. М.: Изд-во академии педагогических наук РСФСР, 1963. – 344 с.
21. Румер, М. Начальное обучение пению. - М., 1982
22. Соколова, О.П. Двухголосное пение в младшем хоре (для руководителей детских хоровых коллективов) / О. П. Соколова. - М.: Музыка, 1987. — 95 с.
23. Сайфулин Д.В. Организация вокально-инструментального ансамбля в педагогическом колледже как средство повышения интереса студентов к музыкальным занятиям / Д.В. Сайфулин // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). – Чита : Молодой ученый, 2016. – С. 135-137
24. Струве, Г.А. Школьный хор : Кн. для учителя / Г. А. Струве. – М.: Просвещение, 2002. - 191 с., ил.
25. Стулова, Г.П. Дидактические основы обучения пению: Учебное пособие. - М., 1988. - 69 с.
26. Стулова, Г.П. Теория и практика вокальной работы в детском хоре. – М.: Владос, 2002. – 176 с.: ил.
27. Стулова Г.П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором. Учебное пособие. / Г. П. Стулова. - М: Планета музыки, 2014. - 176 с.
28. Тевлина, В.К. Вокально-хоровая работа // Музыкальное воспитание в школе. – вып. 15. – М., 1982
29. Урбанович, Г. Певческий голос учителя музыки // Музыкальное воспитание в школе. – вып. 12. – М., 1977.
30. Халабузарь, П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. – СПб., 2015