Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Знание человеком функционально-смысловых типов речи актуально на сегодняшний день. Типы речи необходимы для создания грамотных текстов в соответствии с задачами коммуникации в различных областях человеческой деятельности, для грамотного выступления перед публикой. Особо значимо умение общаться и понимать других людей. Работа над описательным функционально-смысловым типом текста весьма актуальна в связи с появлением новых федеральных государственных образовательных стандартов, поскольку в них обозначены такие метапредметные результаты, как умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Данное исследование посвящено обучению школьников работе над описательными типами текста.
Процесс коммуникативного развития личности невозможен без формирования теоретически четкого представления о функционально- смысловой типологии речи, без выработки умения анализировать текст с точки зрения его принадлежности к определенному типу, умения создавать тексты в соответствии с коммуникативно-функциональными, композиционно- структурными, лексико-грамматическими характеристиками того или иного функционального типа речи.
Цель работы – выявление и апробация приемов работы над описательным функционально-смысловым типом текста на уроках русского языка для развития речи младших школьников.
Объект исследования – развитие речи младших школьников на основе работы над функционально – смысловым типом текста «описание».
Предмет исследования – особенности приемов работы над описательным типом текста на уроках русского языка с младшими школьниками.
В ходе анализа методической литературы была сформулирована гипотеза исследования, которая заключается в том, что если в процессе работы над описательным типом текста вести работу над уяснением существенных признаков таких текстов, при этом использовать эффективные приёмы работы, то это будет способствовать развитию речи у младших школьников.
Для реализации цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1) дать характеристику описанию как функционально-смысловому типу текста;
2) рассмотреть текстовую работу на уроках по русскому языку в аспекте развития речи младших школьников;
3) провести анализ школьной программы и учебников русского языка образовательной системы «Школа России» с целью выявления содержания работы над описательным функционально-смысловым типом текста;
4) провести опытно-экспериментальное обучение, направленное на развитие речи младших школьников на основе работы над описательным функционально-смысловым типом текста.
Методологической основой исследования являются основные положения трудов А. Н. Кожиной, М. Р. Львова, О.М. Казарцевой, Т.А. Ладыженской, Г.Я. Солганика и др.
Целевая установка работы определила следующие методы исследования:
• анализ лингвистической, методической, учебной литературы.
• эксперимент;
• анализ письменных работ учащихся.
Экспериментальная база исследования: эксперимент проходил на базе МБОУ _______________________________________»; количество участников эксперимента – 10 человек.
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД ОПИСАНИЕМ
1.1.Описание как функционально-смысловой тип текста
Функционально-смысловые типы речи (ФСТР) – разновидности монологической речи, обычно к типам речи относятся описание, повествование и рассуждение [26]. В истории развития риторики, поэтики, стилистики они имели разные названия: способы изложения, типы текста, словесно-стилевые единства, композиционно-речевые формы и др. Термин «функционально- смысловой тип речи» впервые введен в научное обращение проф. О.А. Нечаевой в 1974 году.
В основном в речи, в ее построении, очень многое зависит от той задачи, которую ставит перед собой автор, от назначения речи. В самом деле, одно дело описать что-либо, например весну, поля, горы, озера, другое – поведать о событии, путешествии, третье – объяснить причины каких-либо явлений – природных или общественных. Всерьез, в каждом из этих случаев построение речи будет существенно меняться. Столетия (если не тысячелетия) развития языка, мышления, речи выработали наиболее экспрессивные, экономные и точные способы, схемы, словесные структуры для соответствующих литературных задач. Уже издавна выделяют такие важные, существенные компоненты речи, как описание, повествование, рассуждение, которые в лингвистике принято называть функционально-смысловыми типами речи, что подчеркивает их зависимость от назначения речи и ее смысла.
Это деление восходит еще к риторикам XIX века, которые рассматривали указанные компоненты в разделе частной риторики как отдельные роды прозы или элементы прозаического сочинения.
Выделение только трех типов объясняется тем, что изучение текстов не выходило за рамки литературно-художественной речи. Если же иметь в виду все многообразие текстов, то перечень функционально-смысловых типов речи можно расширить. Так поступает, например, В.В. Одинцов, добавляющий к описанию, повествованию, рассуждению определение (объяснение), характеристику как разновидность описания и сообщение как вариант повествования [37, с.136].
Описание – это ФСТР, заключающийся в изображении целого ряда признаков, явлений, предметов или событий, которые необходимо представить себе все одновременно [14]. В описании подробно передаются состояние окружающего мира и человека, природа, местность, интерьер, внешность и другие воспринимаемые, непосредственно наблюдаемые или воображаемые явления [9, с. 33]. Яркой характерной чертой описания считается статичность. Описание как тип речи зависит от точки зрения автора или рассказчика, от жанра и стиля произведения. Для описания характерна ярко выраженная субъективная точка зрения.
Описание – один из самых распространенных компонентов монологической авторской речи. В логическом плане описать предмет, явление – значит перечислить его признаки.
О.А. Нечаева пишет: «Описание – это функционально-смысловой тип речи, являющийся ее типизированной разновидностью как образец, модель монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков в широком понимании и имеющий для этого определенную языковую структуру» [24, с. 94].
О.М. Казарцева [13] дает такое определение описания – это сообщение об одновременных признаках предмета. Их можно увидеть сразу все вместе, на одной фотографии, на одном рисунке. Поэтому в работе над этим понятием основным методическим приемом является рисунок, иллюстрация картинки какого-либо предмета, явления и т. п. Описание предполагает перечисление постоянных или однородных признаков и потому отличается статичностью.
Перечислять признаки можно в разной последовательности в зависимости от цели высказывания, поэтому композиция и, следовательно, планы текстов- описаний могут быть разными. А вот структурная схема одинакова для многих описаний. Можно предложить детям сопоставить структурную схему и план описания мяча:
Таблица 1 – Описание мяча
При сравнении схемы и плана дети устанавливают, что схема не отражает конкретного содержания описания мяча; по этой схеме невозможно определить, о каком объекте говорится, в ней можно описать любой предмет, схема указывает и то, какие части могут быть использованы в описании и как они могут быть расположены, в какой очередности. План конкретности отражает содержание текста и его основную мысль.
Чаще всего описания начинаются с общего тезиса, общей оценки, выраженной в одном или нескольких предложениях. Структурно это могут быть простые или сложные предложения, обладающие способностью передавать мысль обобщенно, или предложением, открывающим описание, идут другие составляющие картину, дополняющие ее.
В текстах-описаниях признаки предмета являются информацией, ради которой создается высказывание. Отправным моментом в построении описания является описание самого объекта или его части. Развитие мысли продолжается тем, что каждое следующее далее предложение добавляет сказанному новые признаки, поэтому связь предложений текстах-описаниях, обычно, параллельная [13, с. 296].
Существует статическое описание, которое прерывает развитие действия, и динамическое описание – как правило, небольшое по объему, которое не прерывает действия, включенные в событие. Описание как тип речи зависит от точки зрения автора или рассказчика, от жанра, стиля, принадлежности автора к определенному литературному направлению [37, с.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антамошкина, З.С. Формы работы с текстом // Психология, социология и педагогика. [Электронный ресурс]. – 2014. – №2 – Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2014/02/2842
2. Бакулина, Г.А. О работе над изложением на уроках русского языка/ Г.А. Бакулина // Начальная школа. – 2011. – №6. С. 6 – 9
3. Бондаренко, А.А. Сочинение с ошибками: о редактировании текста в начальной школе / А.А. Бондаренко //Начальная школа. – 2012. – №4. – С. 12 – 15
4. Вакуленко, Е.А. Развитие речевых умений школьников / Е.А. Вакуленко// Начальная школа. – 2011. – №3. – С. 12 – 15
5. Винокурова, Н.К. Управление процессом развития творческих способностей школьников / Н.К. Винокурова // Завуч. – 1008. – № 4. – С. 18.
6. Воробьева, В.И. Сочинения по картине в начальных классах / В.И. Воробьева.– Москва: Изд. Астрель, 2004. – 220 с.
7. Воронина, М.П. Сочинение в жанре письма — средство развития речи младших школьников / М.П. Воронина, И.В. Козлова // Начальная школа. – 2012. – №3. – С. 81 – 85
8. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. – Москва : 1981.– 386 с.
9. Головкина, С.Х. Лингвистический анализ текста / С.Х. Головкина С.Н. Смольников. – Вологд, 2006. –60с.
10. Демичева, В.В. Текст–модель и работа с ним на уроках русского языка / В.В. Демичева // Начальная школа. – 2014. – №11. –С.35 – 38
11. Дубинина, Е.Д. Пейзажная зарисовка. Подготовка к сочинению-описанию / Е.Д. Дубинина // Русский язык в школе. – 2011. – №1.– С.38 – 39
12. Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи: курс лекций / Н.А. Ипполитова. – Москва : ТК Велби, Изд-во Проспект. – 2015. – 448 с.
13. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения / О.М. Казарцева. – Москва : Флинта, Наука, 2003. – 496 с.
14. Коган, П. С. Теория словесности. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rudiplom.ru/lectures/stilistika-teksta/1088.
15. Кожевникова, Л.С. Урок по развитию речи / Л.С. Кожевникова // Начальная школа. – 2011. – №7. – С. 18 – 20
16. Кудряшова, М.Г. Приемы педагогической техники в начальной школе / М.Г. Кудряшова // Начальная школа. – 2011. – №12. С. 4 – 7
17. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – Москва: Издательство Либроком. –2014, – 248 с.
18. Лосева, Л.М. Как строится текст: пособие для учителя / Л.М. Лосева. – Москва : Просвещение, 1985. – 176с.
19. Львов, М.Р. Основы теории речи / М.Р. Львов. – Москва : Издательский центр «Академия», 2002. – 248 с.
20. Львов, М.Р., Методика преподавания русского языка в начальных классах
/М.Р. Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская. – Москва: Академия, 2007. – 464 с.
21. Майская, А.З. Методические рекомендации к написанию сочинений / А.З. Майская // Начальная школа. –2011. – №9. – С.40 – 44
22. Морозова, И.Д. Виды изложений и методика их проведения /И.Д. Морозова – Москва : Просвещение, 2003. –С.10 – 30.
23. Москальская, О.И. Грамматика текста / О.И. Москальская. – Москва, 1981 – 183с.
24. Нечаева, О.А. Очерки по синтаксической семантике и стилистике функционально-смысловых типов речи / О.А. Нечаева. – Улан-Удэ : БГУ, 1999. – 127 с.
25. Никитина, Л.А., Забурина С.П. Обучение формулированию вопросов к тексту произведения / Л.А. Никитина, С.П. Забурина // Начальная школа. – 2010. – №12. – С. 5 – 9
26. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://methodological_terms.academic.ru/
27. Пилипенко, Ю. А. Развитие устной речи младших школьников в процессе работы над лингвистическим текстом / Ю.А. Пилипенко.– Москва : 2009. – 261 с.
28. Пленкин, Н.А. Анализ сочинений / Н.А. Пленкин // Русский язык в школе. – 1985. – №5.– С.35 – 37
29. Плотникова, Е.А. Обогащение лексики младших школьников на уроках русского языка / Е.А. Плотникова // Начальная школа. – 2011. – №5.– С. 24 – 27
30. Потураева, Л.В. Обучение сочинению в 1-3 классах. / Л.В. Потураева// Начальная школа.–1998. – №2. – С.30 – 35
31. Программа Школа России. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://school-russia.prosv.ru/
32. Роляк, Л.Н. учимся писать сочинения по картине / Л.Н. Роляк// Начальная школа. – 2001. – №5. – С.96 – 98
33. Русский язык: Учебники для 1-4 класса четырехлетней нач. шк. / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – 3-е изд.– Москва : Просвещение, – 2013.
34. Салаватова, Т.Д. Работа над развитием речи / Т.Д. Салаватова // Начальная школа. – 2011. – №2. – С. 15 – 17
35. Саломатина, Л.С. Обучение созданию письменных текстов разных типов в условиях перехода на ФГОС начального общего образования/ Л.С. Саломатина // Начальная школа. – 2010. – №12. С. 9 – 12
36. Сергеев, И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности / И.С. Сергеев. – Москва, 2007. – 425 с.
37. Cолганик, Г.Я. Стилистика текста: Учебное пособие. – 3-е изд / Г.Я. Солганик. – Москва : Флинта: Наука, 2001. – 256 с.
38. Трегубова, Л. С. Обучение пунктуации в начальных классах / Л.С. Трегубова // Начальная школа. – 2014. – №7. С. 14 – 17
39. Ушакова, Ю.А. Развитие устной монологической речи школьников на минутке чистописания / Ю.А. Ушакова // Начальная школа. – 2011. – №11. – С. 22 – 25
40. Ушакова, Ю.А. Развитие связной устной речи на уроках письма/ Ю.А. Ушакова // Начальная школа. – 2010. – №7. С. 2 – 4
41. Фокина, Т.Л. Развитие речи на уроках в начальной школе / Т.Л. Фокина // Молодой ученый. – 2014. – № 18. – С. 667– 668.
42. Формановская, Н.И.Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения / Н.И. Формановская. – Москва, 1998. С.40 – 41.
43. Черемисина, Н.А. Развитие точности и лаконичности связной речи в процессе обучения сжатому изложению / Н.А. Черемисина // Начальная школа. – 2012. – №10. – С. 17 – 23