Фрагмент для ознакомления
2
правового государства является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. В Российской Федерации власти независимы друг от друга и самостоятельны.
Значимость судебной власти определяется тем, что она призвана защищать права и законные интересы человека и гражданина. Являясь разновидностью государственной власти, судебная власть осуществляет правосудие, контролирует законность государственных органов, определяет виновность лиц в совершении нарушений.
Самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции Российской Федерации.
В состав судебной системы Российской Федерации входят мировые судьи, которые осуществляют правосудие. Их деятельность основана на конституционных принципах и способствует выработке судебной практики по уголовным, гражданским, административным делам.
Являясь первым звеном судебной системы, мировые судьи осуществляют наиболее тесное взаимодействие с населением, непосредственно проживающим на территории судебного участка. Организация деятельности мировых судей имеет свои особенности, связанные с вопросами финансового, информационного, технического и других видов обеспечения.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что деятельность мировых судей направлена на обеспечение охраны чести, достоинства, прав и свобод граждан, восстановление справедливости. На них возложена обязанность рассмотрения дел различной категории. Проблемы организационного характера, возникающие при осуществлении деятельности мировых судей, негативно влияют на качество правосудия, создают предпосылки к снижению эффективности судебной власти.
Кроме того, изучение проблем организационного обеспечения деятельности мировых судей позволяет раскрыть актуальные вопросы, отрицательно влияющие на судебный процесс, исследовать причины и условия их возникновения, определить наиболее оптимальные пути разрешения возникающих трудностей.
Объектом исследования являются общественные отношения, формирующие организационное обеспечение деятельности мировых судей.
Предметом настоящей работы выступает совокупность процессов, которые являются проблемными в деятельности мировых судей и связаны с организацией их работы.
Целью исследования является комплексный анализ факторов, негативно влияющих на деятельность мировых судей.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
- рассмотрение института мировых судей;
- изучение понятия, компетенции и правовой основы деятельности мировых судей;
- анализ особенностей осуществления правосудия мировыми судьями;
- исследование актуальных проблемных вопросов организационного обеспечения деятельности мировых судей.
Научно-теоретическое значение работы заключается в том, что в ней сформулированы теоретические положения об организационном обеспечении деятельности мировых судей, исследованы проблемные вопросы в данном направлении. Основные результаты работы могут быть использованы в педагогических целях.
Практическое значение работы состоит в том, что изучение организационного обеспечения деятельности мировых судей позволяет юристам применить полученные знания в практической деятельности, например, при взаимодействии с судами либо осуществлении правосудия.
В основе курсовой работы лежат научные методы: нормативно - логический, социологический, а также методы комплексного анализа и синтеза, аналогия, индукция и дедукция и метод сравнительного правоведения.
Теоретической базой курсовой работы являются нормативные правовые акты, труды отечественных авторов, научные публикации.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованных источников.
1. Институт мировых судей в Российской Федерации
1.1 Общая характеристика деятельности мировых судей. Нормативно-правовая основа их функционирования
Развитие института мирового судьи в России начинается с 1864 года. Учитывая, что в данный период судебная система была не сформированной, она не могла в полной мере выполнять возложенные на нее функции . Причинами этому явилось множество факторов: зависимость от исполнительной власти, сословное разделение населения с предвзятостью привилегированного класса, отсутствие нормально функционирующей системы обжалования решений мировых судей в вышестоящих органах судебной власти.
Роль мировой юстиции возросла в 80-х годах XX века, когда усилилась значимость мировых судей по причине большой нагрузки по гражданским делам, связанным с защитой частной собственности, что было обусловлено экономическими преобразованиями в стране.
Институт мировых судей в различных странах - США, Греции, Англии, Италии и ряде других. Его роль увеличивается, о чем свидетельствует количество рассматриваемых дел судьями рассматриваемой категории.
В настоящее время институт мировых судей в России закреплен на законодательном уровне. Правовой основой деятельности мировых судей являются: Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. 21.07.2014 №11 - ФКЗ), Федеральные конституционные законы от 31.12.1996 № 1 - ФКЗ (ред. от 30.10.2018) «О судебной системе Российской Федерации» и от 07.02.2011 № 1 - ФКЗ (ред. от 06.03.2019) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», Федеральные законы от 17.12.1998 № 188 - ФЗ (ред. от 18.04.2018) «О мировых судьях Российской Федерации» (далее – Закон) и от 26.06.1992 № 3132 - 1 (ред. от 06.03.2019) «О статусе судей в Российской федерации» .
В соответствии со ст. 1 Закона «мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации»1.
Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Акты мировых судей (постановления, законные распоряжения), а также требования, поручения, вызовы обязательны для исполнения всеми субъектами на всей территории России.
Деятельность мировых судей осуществляется исходя из сформированных судебных участков, которые созданы субъектами Федерации в соответствии с потребностями территориальных и демографических признаков регионов.
Правовой статус мировых судей закреплен в ст.11 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Так, мировые судьи независимы в своей деятельности, обладают неприкосновенностью. Государством гарантировано материальное и социально-бытовое обеспечение1.
Закон закрепляет положение о том, что назначение мировых судей осуществляется путем избирания на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо населением соответствующего судебного участка.
Субъекты Российской Федерации играют существенную роль в деятельности мировых судей. Они формируют состав мировых судей, их количество, а также регулируют вопросы учреждения и упразднения судебных участков. По мнению некоторых авторов, субъекты должны более детально вникать в рабочие моменты мировых судей, так как именно на местном уровне с учетом обычаев и традиций формируется судебная практика .
В настоящее время основными тенденциями развития российского судопроизводства являются:
- расширение и укрепление демократических принципов, форм, институтов уголовного и гражданского процесса;
- дифференциация форм судопроизводства в зависимости от степени общественной опасности преступлений и других факторов;
- расширение прав личности в уголовном и гражданском процессе;
- усиление процессуальных гарантий, возрастание роли и значения процессуальной формы в рассмотрении дел .
Таким образом, институт мировых судей в Российской Федерации играет важную роль в судебной системе. Регулирование деятельности мировых судей осуществляется нормативными правовыми актами, которые регламентируют их статус, полномочия и компетенцию, а также порядок образования судебных участков, организационное обеспечение деятельности.
1.2 Организационное обеспечение мировых судей: понятие и сущность.
Деятельность мировых судей, впрочем, как и других государственных структур, требует технических, финансовых и других затрат. Организационное обеспечение деятельности судей подразумевает комплекс мероприятий, проведение которых способствует нормальной и бесперебойной их работе.
В соответствии со ст. 10 Закона «под организационным обеспечением деятельности мировых судей понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия» .
Организационное обеспечение деятельности судей возложено на органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Обеспечение ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения мировых судей, других выплат, осуществляемых за счет средств фонда оплаты труда, социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, а также обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Из бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется материально-техническое обеспечение деятельности и оплата труда работников аппарата мировых судей. Это означает, что в проект бюджета соответствующего субъекта изначально закладываются расходы на предстоящий финансовый период. Суммы определяются исходя из предоставленных отчетов по согласованию с Советом судей субъекта Российской Федерации и взаимодействии с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Если между указанными органами имеются разногласия, то к проекту бюджета прилагаются пояснения, которые состоят из предложений Совета судей и заключения органа исполнительной власти.
Уменьшение размера выделяемых бюджетных средств возможно лишь не более чем на 5 процентов и только с согласия Совета судей. Если сумма уменьшения денежных средств составляет более 5 процентов, то требуется согласие конференции судей субъекта Российской Федерации.
Деятельность судей не может быть эффективной без наличия информационных ресурсов, баз данных, иных информационных систем. Данное направление находится на контроле в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации. Именно он выступает ответственным органом за исполнение мероприятий по систематизации информационного оснащения мировых судей.