Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что учет положительного опыта участия глав государств в управленческом и законодательном процессе, а также учет правовых норм, которые доказали свою целесообразность и эффективность при регламентации статуса главы государства в зарубежной практике, может способствовать совершенствованию законодательства в России.
Глава государства - лицо, обладающее исключительным правом представлять государство внутри страны и в международных отношениях. Правовой статус и полномочия главы государства рассматриваются как единое правовое образование. Исходя из формы правления, порядка формирования высших органов государственной власти, сроков их полномочий и связи с народом, а также степени участия народа в их формировании государства делятся на монархии и республики. Форма правления государства во многом определяет положение главы государства.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи со статусом главы государства.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие статус главы государства, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью данной работы является проведение сравнительно-правового анализа статуса главы государства Российской Федерации и Франции.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть основу статуса главы Российской Федерации;
• исследовать статус президента Франции;
• провести сравнительный анализ статуса главы Российской Федерации и зарубежных стран;
• проанализировать статус главы государства Франции и Российской Федерации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Правовой статус главы Франции и Российской Федерации
1.1. Основа статуса главы Российской Федерации
Глава государства, как «арбитр и примиритель в повседневной деятельности государственных органов», должен среди них занимать верхнюю ступеньку в государственной иерархии. Вместе с тем, занимая такое высокое место в государственной иерархии, он не должен непосредственно заниматься вопросами повседневного управления делами государства, т.е. непосредственным (конкретным) управлением.
Хотя в литературе встречаются и другие мнения, начиная от воплощения им единства государственной власти и обеспечения содержания генетических, лидера государства и общества, создания специальной «президентской» ветви власти, отнесения полномочий Президента ко всем ветвям власти, структурных и функциональных типов целостности государства, до отнесения функций Президента к фактической связи с исполнительной властью.
Наиболее близки к положениям Конституции РФ относительно правового статуса Президента РФ и его места в системе органов государственной власти точки зрения Б.С. Эбзеева, а также А.Н. Кокотова и М.И. Кукушкина. В частности, Б.С. Эбзеев указывает: «Согласно Конституции Президент является первым органом государственной власти. Именно с него ст. 11 Основного Закона начинает перечисление органов государственной власти, чем в дальнейшем определяется очередность конституционного описания их статуса в гл. 4 - 7». К сожалению, он не раскрывает главного: каково содержание первенства (это первенство чести, т.е. «первый среди равных» или первенство статуса, основанное на властных полномочиях), на каком основании Президент РФ является «первым органом государственной власти», а также что дает такое первенство, каков организационно-правовой механизм первенствования, его источник, а также средства его обеспечения.
А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин упоминают о праве «верховного управления (президентское право, дополненное конституционно-правовым институтом правительства»). Оценивая выделение указанными авторами подобного «права» (президентское право, дополненное конституционно-правовым институтом правительства), необходимо отметить (опираясь на положения Конституции, имеющиеся теоретические исследования), что очень трудно (если вообще возможно) разглядеть «верховное управление» в таком едином тандеме.
Во-первых, потому, что трудно себе представить верховную власть в лице исполнительной власти, которая по определению должна заниматься исполнением положений Конституции РФ, федерального законодательства и указов Президента РФ (ст. 114 Конституции).
Во-вторых, установленная Конституцией РФ форма правления выводит Правительство РФ из-под непосредственного подчинения Президенту РФ, что не всегда позволяет им «соединяться» в «верховном управлении».
В-третьих, даже в дореволюционный период, когда Государь Император обладал абсолютной властью и правительство непосредственно подчинялось ему, ученые-государствоведы четко отделяли верховное управление Императора, осуществляемого им исключительно единолично, от исполнительного (подчиненного) управления.
В правовом статусе Президента РФ как главы государства явно видны определенные признаки верховенства его правового статуса в разных сферах деятельности. Понятно, что таким верховенством, о котором мы писали применительно к Императору Российской Империи или Верховным Советам СССР и РСФСР, Президент РФ не обладает. Тем не менее это единственный орган государственной власти России, который избирается «на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» (ст. 81 Конституции). То есть он получает властные полномочия от носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации - ее многонационального народа, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ). Данное обстоятельство является определяющим в выделении признака верховенства статуса Президента РФ и определении его места в системе органов государственной власти Российской Федерации.
Именно поэтому с Президента ст. 11 Конституции РФ начинает перечисление органов государственной власти. А среди ее глав, посвященных закреплению правового статуса органов государственной власти Российской Федерации (главы 4 - 7), глава, посвященная Президенту РФ, также первенствует. Это именно первенство государственной власти, которое выражается в том, что Президент РФ, в отличие от органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющих свои полномочия в соответствующих сферах, как глава государства наделен полномочиями в отношении Федерального Собрания РФ, Правительства РФ и в отношении органов судебной власти (в частности, он принимает участие в формировании других органов государственной власти, координации их деятельности и т.д.). Президент РФ по сравнению с другими органами государственной власти (но не по отношению к таким источникам права, как Конституция РФ и федеральные законы) обладает некоторыми другими признаками верховенства.
В сфере нормотворчества его указы по юридической силе уступают только Конституции РФ и федеральным законам, а в отношении самих федеральных законов он наделен правом вето и правом законодательной инициативы; он вправе отменять постановления Правительства РФ и приостанавливать действие нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Федерации (ст. ст. 90, 85, 115 Конституции).
Представляется, что реально верховенство Президента РФ в сфере нормотворчества благодаря государственному режиму может как осуществляться в более широких пределах, так и сужаться.
Расширение возможностей верховенства Президента РФ в нормотворческой сфере реально может иметь место и в тех случаях, когда речь идет о выполнении им функций гаранта Конституции Российско
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950 // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163.
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 N 11-П // Вестник Конституционного Суда РФ, N 3, 1996.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.12.1998 N 28-П // Собрание законодательства РФ, 28.12.1998, N 52, ст. 6447.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 06.04.1998 N 11-П // Вестник Конституционного Суда РФ, N 4, 1998.
6. Авакьян С.А. Конституционное право Российской Федерации: Учебный курс: В 2-х т. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2014. Т. 2. С. 340.
7. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учеб. пособие: В 2 т. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2010. С. 347.
8. Васильева Н.Ю. Институт президентства в системе публичной власти Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 34.
9. Вишняков В.Г. Проблемы реорганизации федеральных органов государственной власти в условиях демократизации политической системы государства // Законодательство и экономика. 2012. N 1. С. 17.
10. Гончаров И.В. Особенности функционирования механизма государственной власти современной России: традиции и зарубежный опыт // Lex russica. 2018. N 11. С.150.
11. Грудинин Н.С. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации как орган народного представительства: вопросы теории и практики: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. С. 25.
12. Захарова М.В. Правовой статус главы государства во французской правовой системе // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 6. С. 20 - 23.
13. Керимов А.А. Специфика парламентаризма при различных формах правления // Философия политики и политологии. 2012. С. 35.
14. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина. 3-е изд., пересмотренное. М.: Норма; Инфра-М, 2013. С. 687; Эбзеев Б.С. Конституция, власть и свобода в России: Опыт синтетического исследования. М.: Проспект, 2014. С. 210.
15. Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. 4-е изд., пересмотр. и доп. М.: Норма; Инфра-М, 2010. С. 38 - 40.
16. Мовчан А.О., Николаев А.М. Специфика и проблемы правового регулирования статуса главы государства в Российской Федерации и зарубежных странах // Современное про. 2016. N 8. С. 27.
17. Осавелюк А.М. Форма правления и государственный режим как стратегия и тактика в системе правовой политики России // Стратегия национального развития и задачи российской юридической науки: Сборник докладов Международной научно-практической конференции, секций конституционного и муниципального права, международного права, интеграционного и европейского права, международного частного права (Москва, 24 ноября - 3 декабря 2015 г.). М.: Проспект, 2016. С. 7 - 11.
18. Осавелюк А.М., Осавелюк Е.А. Об особенностях правового статуса Президента России // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 11. С. 58.
19. Прокофьев В.Н. Конституционно-правовой опыт регламентации президентской власти во Французской Республике (история и современность) // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 4. С. 74.
20. Чиркин В.Е. Глава государства. Сравнительно-правовое исследование: Моногр. 2-е изд. М.: Норма, 2014. С. 117.
21. Ardant Ph. Les institutions de la Ve Republique. P.: Hachette, 2010. P. 57.
22. Bellon A. Changer de president ou changer de constitution // Monde Diplomatique. 2007. P. 24.
23. Pinon S. Vers une rationalisation du pouvoir presidentiel // Numero special de la Revue Politeia consacre a «La revision constitutionnelle». 23 juillet 2009. N 15. P. 321 - 347.