Фрагмент для ознакомления
2
В качестве важной составной части общей системы социального обеспечения граждан можно указать социальное обеспечение военнослужащих, граждан, которые уволены с военной службы, и членов их семей.
Прежде всего хотелось бы отметить сущностные признаки данногой сферы социального обеспечения. Речь идет о таких признаках, как:
– значительный контингент граждан, включенных в его сферу;
– высокая социальная значимость выполняемых обязательств данной категории граждан;
– наличие системы специализированных «военно-социальных» законов и иных нормативных правовых актов, в основу которой положено функционирование данной сферы;
Указанные признаки позволяют говорить об институционализации права социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в качестве относительно самостоятельного структурного элемента общей системы отечественного права социального обеспечения.
Если обратиться к российскому законодательству, то можно отметить, что на основании частей 1, 3 статьи 37 и статьи 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 71 и статьей 72 военная служба, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, которое предполагает справедливое вознаграждение, представляет собой особый вид государственной службы, имеющий непосредственное отношение к обеспечению обороны страны и безопасности государства, прав и свобод граждан, и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах .
Лица, которые в данном случае находятся на военной службе, выполняют конституционно значимые функции, чем связано прежде всего с их правовым статусом, а также содержание и характер обязанностей государства в отношении них. По той причине, что военнослужащим приходится решать довольно сложные задачи, в некоторых случаях рискуя своей жизнью, становится причиной для необходимости гарантии указанным лицам социальной защиты, которая соответствует их особому статусу.
Причина, по которой необходимо уделять внимание вопросу права социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в качестве относительно самостоятельной сферы общей системы права социального обеспечения связано с тем, что Вооруженные Силы Российской Федерации выступают в качестве особой социальной системы, которая имеет ряд важных характеристик.
В частности, речь идет о том, что Вооруженные Силы имеют особую организацию, структуру, способы решения стоящих перед ними задач. По той причине что в армии соблюдается определённый порядок поведения выраженный в особенностях централизации и соподчинённости людей, жесткая регламентация всех видов деятельности, наличие системы военного законодательства, внешняя атрибутика позволяют говорить о существовании особого общественно-государственного института .
В обязанности военнослужащих входит решение достаточно специфических задач обороны страны в условиях, которые довольно часто связаны с риском для жизни и здоровья, повышенными эмоциональными нагрузками и также влияние различных посторонних факторов.
Лица, которые в качестве профессиональной деятельности выбрали военную службу, должны обладать крепким физическим здоровьем, быть эмоционально готовы к тем сложностям с которыми им приходится сталкиваться в процессе реализации профессиональной деятельности. При этом в рамках законодательства предусмотрены не только повышенные требования к сотрудникам военной службы, но и при этом в силу части 1статьи 1, статей 2, 7, 37, частей 1, 2 статьи 39, части 1 статьи 41, части 1 статьи 45, статей 59 и 71 Конституции Российской Федерации определена гарантия повышенной социальной защиты и социального обеспечения
В качестве наиболее важных факторов, или признаков, которые позволяют говорить о праве социального обеспечения указанных категорий граждан как о наиболее самостоятельном направлении российского права социального обеспечения и военного права, можно указать следующие :
– особый характер повседневной служебной деятельности военнослужащих. В данной ситуации речь идет о том, что в обязанности военнослужащего входит подготовка к а вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые имеют непосредственное отношение к беспрекословному выполнению поставленных задач в любых условиях, даже в том случае, когда подразумевается риск для жизни военнослужащего.
С учётом проведенного анализа было выявлено более 20 ограничений основных прав и свобод военнослужащих, которые закреплены на законодательном уровне, что указывает на специфику военной службы .
По причине особого характера обязанностей, которые возложены на военнослужащих, им должны быть предоставлены социальные гарантии и компенсации;
– высокая государственная и общественная значимость воинского труда;
– наличие в системе органов государственной власти специальных органов, предназначенных осуществлять реализацию законодательства о социальном обеспечении военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
– наличие в общей системе законодательства о социальной защите и социальном обеспечении граждан особой, весьма значительной по объему и разнообразной по содержанию;
– обширный контингент населения Российской Федерации, включенного в сферу действия указанного законодательства. Если обратиться к статистическим показателям можно отметить, что субъектами правоотношений в данной сфере выступают на данном этапе до 15 миллионов российских граждан.
Необходимо отметить, что к данной категории относятся не только военнослужащие, но также члены их семей, которые также имеют право пользоваться рядом дополнительных гарантий и компенсаций в связи с профессиональным статусом главы семьи; граждане, уволенные с военной службы, чье пенсионное и другие виды социального обеспечения обусловлены былой принадлежностью к военной организации государства; ветераны) .
Говоря о правовом статусе военнослужащего прежде всего хотелось отметить, что военное право является комплексной отраслью российского права и представляет собой совокупность знаний о государственно-правовом содержании процессов и явлений, складывающихся в различных сферах военной деятельности государства .
Следует отметить, что общественные отношения, которые имеют непосредственное отношение к реализации статуса военнослужащих, их социального обеспечения и социальной защиты, образуют вполне самостоятельную подотрасль военного права.
В качестве аргумента, который подтверждает указанный вывод можно обозначить то, что эти две сферы общественных отношений, объединенные А.В. Кудашкиным в одну группу, регулируются двумя самостоятельными законодательными актами: федеральными законами «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ и «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ .
Выводы по первой главе:
Социальное обеспечение военнослужащих играет важную роль и имеет законодательное закрепление, позволяя гражданам, которые подпадают под категорию лиц нуждающихся в социальной поддержке получать необходимые льготы с учетом их потребностей. В этой связи можно сказать, что под социальным обеспечением понимается правовое образование, которое имеет многоуровневый характер.
Военнослужащие имеют право на социальное обеспечение ввиду особенности их статуса, который выражается в характере повседневной военной деятельности, высокой значимости военного труда.
2.2. Условия, порядок предоставления и размер пенсии за выслугу лет военнослужащим и приравненных к ним категорий служащих
Если говорить об особенностях социального обеспечения военнослужащих, уволенных с военной службы и также их семей, то можно отметить следующие характеристики:
– нормы права социального обеспечения указанных категорий граждан содержатся главным образом в федеральном законодательстве;
– во-вторых, финансирование социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета.;
– в-третьих, если социальное обеспечение военнослужащих в значительной мере направлено на стимулирование добросовестной службы и на компенсацию законодательного ограничения ряда их общегражданских прав и свобод;
– в-четвертых, социальному обеспечению военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей присущи повышенные, по сравнению с другими категориями граждан, размеры пенсий, пособий, компенсационных выплат;
– в-пятых, социальное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей включает в себя ряд специфических видов льгот, пособий, компенсационных выплат, предназначенных только для указанных категорий граждан.
В качестве основного нормативно-правового документа, регулирующего вопросы военно-социальной политики Российской Федерации, выступает Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В соответствии с указанным документом для военных предусмотрена единая система социальной защиты, а также
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников литературы
Нормативно-правовые документы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Российская газета, 25 декабря 1993.
2. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013) //«Собрание законодательства РФ», 17.12.2001, № 51, ст. 4831.
3. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ред. от 03.02.2014) // «Собрание законодательства РФ», № 22, 01.06.1998, ст. 2331.
4. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 25.11.2013) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2014) // «Российская газета», № 63-64, 02.04.1998.
5. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (ред. от 06.02.2014) //«Собрание законодательства РФ», 16.01.1995, № 3, ст. 168.
6. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (ред. от 28.12.2013) // «Ведомости СНД РФ и ВС РФ», 04.03.1993, № 9, ст. 328.
7. Постановление Правительства РФ от 20.02.1995 № 155 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям» (ред. от 01.12.2007)// «Собрание законодательства РФ», 27.02.1995, № 9, ст. 752.
8. Приказ Министра обороны РФ от 17.08.2002 № 315 «О мерах по обеспечению социальной защищенности военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу или работающих на космодроме «Байконур» и в г. Байконуре, и членов их семей» (ред. от 25.06.2012) (Зарегистрировано в Минюсте России 04.09.2002 № 3771) // «Российская газета», № 171, 11.09.2002
9. Федеральный закон от 02.12.2013 N 349-ФЗ (ред. от 28.06.2014) "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов". // КонсультантПлюс.
10. Кодекс законов об Актах гражданского состояния "Брачном и семейном праве"//Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства, 22 октября, 1918, № 7677, Ставрополь, 1924.
Научная литература
11. Гейц, И.В. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в Российской Федерации : / И. В. Гейц. - М. : Дело и Сервис, 2012. - 640 с.
12. Лушников А.М., Лушникова М.В. Российская школа трудового права и права социального обеспечения: портреты на фоне времени (сравнительно-правовое исследование): Монография: В 2 т. – Т.2. – Ярославль: ЯрГУ, 2010. С. 67 – 70.
13. Нелюбина Е.В. Гарантии и защита социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации // Государство и право. - 2010. - N 5. - С.98-102.
14. Права ветеранов, инвалидов, пенсионеров и лиц, пострадавших от радиации / под общ. ред. В.Е.Крутских, В.Е.Сидорова. - М., 2001. - 624с.
15. Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. - М.: Аспект Пресс, 2008. – 436 с.
16. Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей. - М.: Элит, 2008. – 288 с.
17. Черкасская, Г. В. Проблемы функционирования систем социальной защиты / Г. В. Черкасская; Ленингр. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. - СПб. : ЛГУ, 2012. - 163 с.
18. Черносвитов Е. В. Социальная медицина: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 304 с.
Периодические издания
19. Афанасьев, М.А. Перспективы развития негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования / М. А. Афанасьев// Вестн. гос. соц. страхования. – 2011. – № 3. – С. 8-12.
20. Аранжереев М.М., Хмелевская С.А. Пенсионное обеспечение военнослужащих как отражение проблем современной российской системы государственного пенсионного обеспечения //«Черные дыры» в российском законодательстве. 2012. - №4. – С. 21-25.
21. Афанасьев С.А., Люблин Ю.З. Пенсионная реформа часть модернизации экономики //Пенсия. - 2000. - №10. - С.38-42.
22. Богатырева Н.М. Правовые гарантии реализации правового статуса военнослужащих // Закон и право. 2006. № 11. - С. 26-29.
23. Васильева Ю.В. Цели кодификации российского законодательства о социальном обеспечении // Государство и право. - 2013. - N 11. - С.17-24
24. Гацко М.Ф. Социально-правовые проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих //Стратегическая стабильность. 2005. - №2(31). - С.39-44.
25. Благодир А.Л. Структура общей части права социального обеспечения // "Черные дыры" в российском. законодательстве. - 2011. - N 3. - С.52-58.