Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день руководители компаний все больше и больше обращают внимание на проблему, когда все стороны деятельности компании тесно коммуницируют и зависят друг от друга. Внешние, внутренние структуры организации усложняются, расширяются. Таким образом, актуальной становится тема управления мотивацией работников в организации, создания кадрового резерва.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности кадрового резерва и его роли в систему управления персоналом.
На мотивацию сотрудников любой компании оказывают влияние многие факторы – они могут быть как внешними, так и внутренними. И те, и другие факторы могут влиять на сотрудников по-разному. Но разнообразие складывается, так или иначе, в определенную картину, которая отличает данную организацию от других.
Компании, на которых мотивационная система и система кадрового резерва является результативной, обладают небольшой степенью текучести персонала, высокими показателями конкурентоспособности и высокой степенью лояльности к клиентам. Как правило, работники в таких компаниях достаточно благожелательно относятся друг к другу и к руководству. Сотрудники в таких компаниях положительно отзываются о своей работе, о своей компании, для них важен статус организации.
Объект исследования – система работы с кадровым резервом.
Предмет исследования – формирование кадрового резерва.
Задачи, поставленные нами в курсовой работе:
1) Описание сущности кадрового резерва и его роли в системе управления персоналом;
2) Характеристика видов кадрового резерва и принципов его формирования;
3) Анализ технологий оценки эффективности работы с кадровым резервом.
Актуальность рассматриваемой темы связана с тем, что для любой современной компании в мире бизнеса важно постоянно развиваться. Стремительно трансформируется рынок услуг, потребители, конкуренты Если кто-то на современном рынке стоит на месте – значит, он отстает. Современный социум требует от бизнеса быстрого достижения высокого уровня в динамике результатов, постоянных изменений, мнения экспертов и профессионалов. Главными и приоритетными в работе компаний является время, работа с информацией, персонал и финансы. Часто сотрудники не обладают достаточным опытом решения поставленных перед ними задач. Бывает и так, что сотрудники недостаточно обучены, чтобы проектировать и внедрять инновации в компании. В каждой организации создание команды характеризуется принятием определенных решений. Внедрение инноваций всегда сопровождается расширением штата или дополнительным обучением сотрудников.
Конечно, можно привлечь к решению данных вопросов внешние организации или взять нового человека. Но качество персонала внутри компании не будет расти.
Поэтому стабильность и качественная подготовка кадров – это важнейший критерий функционирования компаний. Важна система формирования кадрового резерва. Базовая причина создания кадрового резерва – это подготовка сотрудников высокой квалификации. Если кадровый резерв в компании сформирован правильно, это качественно улучшает социальную и экономическую эффективность производственной деятельности.
Темой кадрового резерва занимались такие авторы, как Веснин В.Р. [4], Травин В.В.[24], Дундарь М. А.[9], Чуланова О. Л. [30].
1 Теоретические основы формирования кадрового резерва
1.1. Кадровый резерв и его роль в системе управления персоналом
Современная теория управления персоналом по-разному рассматривает проблему кадрового резерва. На Западе кадровый резерв формируется для перемещения сотрудников внутри самой компании. В нашей стране наиболее распространенным является подход, когда выявляют работников с высокими показателями профессионализма и личностными качествами и заносятся сведения о них. В дальнейшем этих сотрудников готовят и обучают к занятию вакантной должности.
Как создается кадровый резерв. Прежде всего, он формируется из состава персонала компании. Этот состав показывает потребность (перспективную и текущую) компании в разных специалистах и ориентир на структуру планируемых вакантных должностей.
Заранее определяется численность и структура кадрового резерва при помощи анализа состава, возраста работников в компании и пр. Обязательно берутся во внимание уровни должностей, текучесть персонала, планы развития организации. Все эти параметры учитываются, и на должности разных уровней вводится коэффициент резервирования (1-3), который показывает, что на одну должность может быть зачислено от 1 до 3-х человек в резерв [3].
Создается модель резерва, учитывая всю специфику компании. Модель кадрового резерва включает в себя:
1) Определение целей формирования кадрового резерва;
2) Определение принципов создания кадрового резерва;
3) Определение критериев зачисления в кадровый резерв;
4) Систему оценки подготовленности кадрового резерва;
5) Механизмы применения и создания кадрового резерва;
6) Обязанности отдела управления персоналом [9, с. 236].
Алгоритм формирования кадрового резерва, как правило, находит отражение в регламенте организации о кадровом резерве. Поскольку зачисление в кадровый резерв для многих работников – это мотивация к повышению уровня своих компетенций и увеличению качества и эффективности работы, то рассматриваемый регламент должен быть доступен персоналу в любой момент.
Руководители компании, поскольку понимают важность повышения уровня профессионализма персонала, обязательно создают необходимые условия внутри организации. Такой метод характеризуется как небольшими недостатками, так и преимуществами. Перечислим недостатки:
1) Система кадрового резерва требует необходимость формирования собственной учебной базы;
2) Система кадрового резерва предполагает повышенную нагрузку на специалистов и руководителей.
Преимущества формирования модуля кадрового резерва в компании:
1) Большое количество сотрудников включаются в непрерывное обучение и не отрывается от производства;
2) Огромное количество работников получают углубленные знания по своей специальности, понимают, как применять их на практике и помогают еще и компании;
3) Кадровый резерв – это экономный способ подготовки высококвалифицированных профессионалов [12].
Отдел по работе с персоналом играет главную роль в подготовке кадрового резерва. История говорит о том, что во времена СССР на предприятиях также существовала работа с кадровым резервом. Часто работа с кадровым резервом носит декларативный характер.
Кадровым резервом компании является та часть сотрудников, которые обладают достаточно высоким потенциалом, управленческими навыками, они прошли специальную подготовку и отбор в кадровый резерв.
Формирование и управление кадровым резервом – одно из приоритетных направлений в работе с персоналом, поскольку именно менеджеры, управленцы определяют качество и результативность работы в компании. Современные компании выстраивают специализированную службу работы с кадровым резервом, которая обеспечивает качественное обоснование, принятие и реализацию конкурентоспособных решений в сфере создания управленческой базы организации.
Миссия работы по управлению кадровым резервом – обеспечение компании качественно подготовленными сотрудниками, которые в случае непредвиденных обстоятельств смогу взять на себя ответственность и осуществлять работу не только в своей области, но и смежных направлениях. То, что в кадровом резерве есть специалисты, подготовленные к такой работе, снижает затраты на отбор и адаптацию новых сотрудников, формирует инвестиционную систему развития персонала. И сам персонал в кадровом резерве сильно замотивирован закрепиться в компании.
1.2. Виды кадрового резерва и принципы его формирования
Существует несколько видов классификации кадрового резерва: по тому, каким видом деятельности резервистов, по выполняемым функциям и пр.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Алавердов А. Р. Управление персоналом. — М.: Market DS, 2007. — 302 с.
2) Ансофф И. Стратегический менеджмент: монография / И. Ансофф. — М.: Питер, 2018. — 342 с.
3) Березовская Р. А. Психология профессиональной карьеры. — Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2012. — 150 с.
4) Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник для вузов. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
5) Ветлужских Е. Н. Система вознаграждения: как разработать цели и KPI. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 216 с.
6) Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. – М.: Высшая школа, 2016.
7) Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. - СПб.: Питер, 2002, 560 с.
8) Друкер П. Практика менеджмента. - М.: Вильяме, 2001. 398 с.
9) Дундарь М.А. Кадровый резерв как эффективный инструмент управления персоналом // Управление развитием персонала, 2008, №02(14), с. 104-111.
10) Зайцева Т. В. Управление персоналом. — М.: Форум: Инфра-М, 2012. — 335 с.
11) Иванова С. В. 50 советов по нематериальной мотивации. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 176 с.
12) Кондратьев Э. В. Теория и практика развития управленческого персонала предприятия: монография. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2012. — 394 с.
13) Кузьмина Н. М. Кадровая политика корпорации: монография. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 167 с.
14) Лапыгин Ю. Н. Теория менеджмента/Ю. Н. Лапыгин. — М.: Рид Групп, 2016. — 334 с.
15) Лукичёва Л. И. Управление организацией / Л. И. Лукичёва ; под ред. Ю. П. Анискина. — М.: Омега-Л, 2016. — 355 с.
16) Магура М. И. Обучение персонала как конкурентное преимущество. — М.: б. и., 2004. — 216 с.
17) Мескон М. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; ред. ; авт. вступ. ст. Л. И. Ивенко. — М.: Дело, 2004. — 701 с.
18) Нежданов Д. В. Команда на миллион: создаем систему управления персоналом. — Санкт-Петербург: Питер, 2017. — 253 с.
19) Николаев Н. С. Системы качества управления персоналом. — М.: Русайнс, 2016. — 260 с.
20) Патутина Н. А. Корпоративные технологии XXI века: социально-педагогический потенциал организационной культуры. — М.: Памятники исторической мысли, 2016. — 462 с.
21) Руденко А. М. Управление персоналом. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. — 414 с.
22) Соломанидина Т. О. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. — М.: Юрайт, 2017. — 322 с.
23) Старобинский Э. Е. Как управлять персоналом. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2016.
24) Травин В.В., Дятлов В.А., Основы кадрового менеджмента. - 2-е изд. - М.: Дело, 1997. - 336 с.
25) Третьякова Е. П. Теория организации. — М.: КноРус, 2012. — 222 с.
26) Управление персоналом: теория и практика. — М.: Проспект, 2014. — 56 с.
27) Федорова Н. В. Управление персоналом организации. – М.: КноРус, 2018 - 531 с.
28) Фоменко С. Л. Современные проблемы корпоративного управления организацией//Менеджмент: теория и практика, 2012. N 3/4. С. 216-220.
29) Цветков А. Н. Менеджмент. — Москва; Санкт-Петербург; Нижний Новгород: Питер, 2009.
30) Чуланова О. Л. Формирование, развитие и коучинг эмоциональной компетентности в управлении персоналом организации: монография. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 217 с.
31) Чуланова О. Л. Управление персоналом на основе компетенций: монография. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 120 с.
32) Шаталова Н. И. Управление персоналом. — Екатеринбург: УрГУПС, 2016. — 211 с.