Фрагмент для ознакомления
2
нарушении, в ч.2 которой в определении действительно указываются содержа-ние ходатайства и решение, принятое по результатам его рассмотрение.
Однако в соответствии с ч.2 ст.29.4 и ч.1 ст.29.9 КоАП РФ при подготов-ке к рассмотрению дела об административном правонарушении и при его рас-смотрении процессуальной формой решения по существу дела, в том числе о прекращении производства по нему, является только постановление.
В отличие от второй стадии, на третьей стадии производства по делу процессуальной формой решения дела по существу является не постановление, и, разумеется, не определение, а «решение» в соответствии с ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.
С учетом изложенного следует осуществить детальную нормативную ре-гламентацию как содержания жалобы на постановление по делу, так и порядка подготовки к ее рассмотрению (по аналогии с положениями, содержащимися в ст.ст.30.14 и 30.15 КоАП РФ).
Третий этап данной стадии представляет собой рассмотрение жалобы на постановление по делу. Данная процедура регламентирована в ст.30.6 КоАП РФ.
В процессе рассмотрения жалобы устанавливается явка физического лица (его законного представителя), законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц, проверяются полномочия законных представителей, защитника и представителя, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жа-лобы в отсутствие указанных лиц либо от отложении ее рассмотрения; разъяс-няются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, раз-решаются заявленные ходатайства и отводы.
Далее оглашается жалоба на постановление по делу; проверяются на ос-новании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов за-конность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслуши-ваются объяснения лиц (их законных представителей), в отношении которых вынесено постановление по делу; при необходимости заслушиваются показа-ния других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства; в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение (ч.2 ст.30.6 КоАП РФ).
Однако, в отличие от ст.29.7 КоАП РФ, в ст.30.6 Кодекса не упомянуты все возможные решения, принимаемые на данном этапе, и не определены про-цессуальные формы таких решений, на что ранее было обращено внимание применительно к предыдущим этапам данной стадии.
При этом возврат ко второму этапу данной стадии прямо не предусмот-рен, однако вывод о наличии такого перехода возможен исходя из содержания ст.30.6 КоАП РФ. Имеется в виду принятие решения об отложении рассмотре-ния жалобы, принимаемое в целом ряде случаев (например, при неявке или от-воде определенного участника производства по делу).
Четвертый этап третьей стадии заключается в вынесении решения. Про-цессуальной формой большинства возможных решений в соответствии с ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, как уже отмечалось, является именно «решение». На данном этапе выносится одно из следующих решений:
- о привлечении к административной ответственности или о завершении производства, когда выносится решение об оставлении соответствующего по-становления, предусмотренного в ст.29.9 КоАП РФ, без изменения, а жалобы – без удовлетворения (п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ);
- о привлечении к административной ответственности, когда выносится решение об изменении постановления о назначении административного нака-зания, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено по-становление (п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ);
- о завершении производства, когда выносится решение об отмене поста-новления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9 и 24.5 КоАП РФ, а также при не-доказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постанов-ление (п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ);
- о возврате ко второй стадии, когда выносится решение об отмене поста-новления и о возвращении дела на новое рассмотрение субъекту администра-тивной юрисдикции, правомочному рассмотреть дело, в случае существенного нарушения процессуальных требований, установленных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если по-терпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного наказания (п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ);
- о возврате ко второй стадии, когда выносится решение об отмене поста-новления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы было установлено, что постановление было вынесе-но неправомочным субъектом административной юрисдикции (п.5 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ) 16.
Кроме того, если при рассмотрении жалобы на постановление по делу выяснено, что ее рассмотрение не относится к компетенции данного субъекта административной юрисдикции, то принимается решение о возврате ко второ-му этапу данной стадии, на котором производство по делу осуществляется другим субъектом административной юрисдикции, когда выносится определе-ние о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности (ч.3 ст.30.7 КоАП РФ).
Оглашение принятого решения по жалобе на постановление по делу и вручение или направлении копии решения соответствующим лицам (ст.30.8 КоАП РФ) относятся к действиям организационного характера, обеспечиваю-щим возможный переход к следующему этапу данной стадии или к следующей стадии производства по делу.
Дело в том, что в чч.1 и 2 ст.30.9 КоАП РФ предусмотрен пересмотр ре-шения, принятого по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу, вынесенное должностным лицом, коллегиальным органом или органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ. Речь идет об обжаловании постановления по делу и (или) решения по жалобе на него, не вступивших в за-конную силу.
Следовательно, существует возможность повторения всех указанных эта-пов путем перехода вновь к первому этапу данной стадии, но уже в отношении других процессуальных документов по существу дела - постановления по делу и (или) последующих решений по жалобам, причем рассмотрение поданных жалоб осуществляется субъектом административной юрисдикции более высо-кого уровня. В зависимости от того, кем вынесено постановление по делу, им является судья районного суда или судья вышестоящего суда. Реализация ука-занной возможности обеспечивается направлением копий принятых решений соответствующим лицам (ст.30.9 КоАП РФ).
Выше при анализе указанной стадии речь шла в основном о пересмотре решений, не вступивших в законную силу. Однако действующее законодатель-ство предусматривает и обжалование (опротестование) вступивших в законную силу решений по делам об административных правонарушениях. Данный ва-риант является альтернативным рассмотренному выше и включает в себя те же этапы, однако правовая регламентация указанного варианта третьей стадии все же обладает определенной спецификой, которая также требует своего анализа.
Во-первых, на данной стадии перечень субъектов административной юрисдикции значительно ограничен. Ими являются председатели верховных судов субъектов РФ или их заместители, Председатель Верховного Суда РФ или его заместители либо по поручению председателя ВС РФ или его замести-тели судьи ВС РФ (ч.2 ст.30.13 КоАП РФ).
Во-вторых, в ч.2 ст.30.14 Кодекса определено содержание жалобы (про-теста) на вступившие в законную силу постановление по делу, решения по ре-зультатам рассмотрения жалоб (протестов), а также перечень документов, ко-торые должны быть приложены к жалобе (протесту) (такая регламентация в отношении подачи жалобы (протеста) на решение, не вступившее в законную силу, отсутствует). Это имеет важное значение для второго этапа, на котором осуществляется подготовка к рассмотрению жалобы (протеста), и решается во-прос о принятии их к рассмотрению. На данном этапе принимаются следую-щие решения:
- о переходе к третьему этапу, в этом случае выносится определение о принятии жалобы (протеста) к рассмотрению;
- о возврате к первому этапу, когда указанные жалоба или протест воз-вращаются подавшему его лицу. При этом судья должен сопроводить такое решение сопроводительным письмом, в котором должно быть указано на до-пущенные нарушения (п.34 Постановления Пленума ВС РФ № 5). Следует от-метить, что процессуальная форма принимаемого решения нормативно не определена, что обусловливает необходимость корректировки ст.30.15 и за-крепления в ней положения о том, что такой формой, как и в отношении иных подобных решений, должно быть определение.
В-третьих, следующий этап – этап рассмотрения жалобы (протеста) на решение вступившее в законную силу, - не имеет полноценной регламентации. Отдельные положения по данному вопросу содержатся в чч.1 и 2 ст.30.16 Ко-АП РФ. В п.34 Постановления Пленума ВС РФ № 5 применительно к данному вопросу указано, что рассмотрение данного вопроса не требует проведения судебного заседания, так как это прямо не предусмотрено КоАП РФ.
Таким образом, Пленум ВС РФ не счел целесообразным прибегать к ана-логии норм, содержащихся в вышеупомянутых чч.1 и 2 ст.30.6 КоАП РФ, что представляется небесспорным. Полагаем, что подобную процедуру пересмотра в порядке надзора постановлений и последующих решений по делам об адми-нистративных правонарушениях следовало бы закрепить на законодательном уровне.
В-четвертых, определенной спецификой обладают и решения, принимае-мые по итогам рассмотрения жалобы (протеста) на данной стадии. Они прини-маются в форме постановления, возможные варианты которых указаны ниже:
- о привлечении к административной ответственности или о завершении производства, когда выносится постановление об оставлении соответствующего постановления по делу, предусмотренного в ст.29.9 КоАП РФ, решения по ре-зультатам рассмотрения жалобы, протеста без изменения, а жалобы, протеста на