Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время в России институт семьи претерпевает значительные изменения, которые во многом связаны с изменениями в психологии людей и проявляются в росте числа разводов, сокращении количества детей в семье, учащении случаев нежелания вступать в брак. Все чаще дети воспитываются одним из родителей, значительной деформации подвергаются характер выполнения семейных функций и межличностные отношения между членами семьи, это приводит к серьезным девиациям поведения и искажениям социальноперцептивной сферы у современной молодежи [13].
Изменения института семьи, обусловленные политическими и экономическими преобразованиями, происходящими в нашей стране, коснулись и народов Северного Кавказа. Минувшее столетие ознаменовало собой значительную этническую эволюцию семейных отношений в этом регионе.
Особенно интенсивно эти изменения стали происходить последние десятилетия. Наблюдаемая в этот период тенденция маскулинизации женщин, размывает консервативный гендерный стереотип восприятия женщины, ее предназначения, что в условиях традиционно-патриархального уклада семейной жизни народов Северного Кавказа оборачивается целым рядом серьезных проблем [5].
Под гендерными стереотипами понимаются стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское». Гендерные стереотипы – это представления о социальных различиях между мужчиной и женщиной, стандартизированные представления о женских и мужских моделях поведения, о системе социальных ролей и статусов, присущих мужчине и женщине [9]. В исследованиях, посвященных вопросам гендера, анализ маскулинности и фемининности производится с учетом условий социальной среды, культурного контекста.
Как отмечал И.С. Кон (2002), большая часть современных исследований носит этнографический характер [10]. В любой культуре существуют гендерные стереотипы закрепления семейных ролей в соответствии с половой принадлежностью. Семейные роли, такие, как мать, хозяйка, традиционно принято считать женскими, в то время, как профессиональные – считаются традиционно мужскими: основными критериями оценки женщин являются семья и дети, для мужчин – успехи в профессиональной сфере. Разделение мужских и женских ролей в обществе детерминировано социальными нормами больше, чем природными половыми различиями, что в свою очередь накладывает определенные ограничения на саморазвитие и самовыражение мужчин и женщин [1].
Изучение региональных тенденций, характерных для Северного Кавказа, представляется возможным на примере Северной Осетии т.к. она расположена в географическом центре Северного Кавказа. Как и соседние народы, осетины автохтонны и самобытны, хотя, подобно всем остальным, в достаточной мере испытали сторонние влияния. Особенности культуры осетин кроются в менталитете народа, корни формирования которого уходят в глубокие пласты истории [4]. Проблемы межэтнического восприятия юношами и девушками друг друга часто оказываются вне научного познания и редко являются предметом психологических исследований.
Предмет: Межэтническое восприятие.
Объект: Межэтническое восприятие юношами и девушками друг друга.
Цель: проанализировать особенности межэтнического восприятия юношами и девушками друг друга.
Задачи:
Глава 1. Теоретические аспекты межэтнического восприятия юношами и девушками друг друга
1.1 Понятие межэтническое восприятие
Есть деятельность, где познание друг друга и взаимное влияние - обязательные составляющие. Способность интерпретировать внешний облик и паттерны поведения, оценивать потенциалы друг друга во многом детерминирует характер взаимодействия и результаты, к которым приходят в процессе совместной деятельности. Куницына, В.Н. [ 16] указывает, что восприятие людьми друг друга в процессе общения и взаимодействия обозначается в научной литературе термином «социальная перцепция», который впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. Андреева Г.М. [ 2] указывает, что изначально под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. В ходе исследований понятие трансформировалось: социальной перцепцией стали считать процесс восприятия «социальных объектов» - других людей, социальных групп, больших социальных общностей. Именно в этой интерпретации термин закрепился в социально-психологической литературе..
Понятие «социальная перцепция» - интегративное. Механизмы социальной перцепции включают ряд феноменов: от познания себя в процессе общения, попытки понять состояние, настроение собеседника, поставить себя на его место до формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе выработанных стереотипов, приписывания причин и мотивов его поведению, а также выработки собственной стратегии поведения .
Таким образом, позитивное развитие межличностного общения обусловлено взаимопониманием между его участниками. Келли, Г. [ 14] указывает, что мера отражения людьми черт и чувств друг друга, восприятия и понимания партнеров в деятельности в большой степени определяют процесс общения, складывающиеся взаимоотношения и способы осуществления совместной деятельности. Любой человек становится субъектом общественной жизни в процессе своей деятельности, общения и познания. Для успешной социализации подростков роль межличностного понимания и взаимопонимания чрезвычайно важна. Гармония и дисгармония в межличностных отношениях подростков с людьми определяют паттерн развития высших психических процессов и личности в целом.
Проблемы социальной перцепции, восприятия и понимания человека человеком достаточно активно изучались психологами Ананьеым, Б.Г. [ 1], Реан, А.А., Кудашевым, А.Р., Барановым, А.А. [ 23], Росс Л., Нисбетт Р. [ 24]
Важно развести понятия «восприятие», «представление», «познание», «понимание», «образ»..
Первые четыре относятся к познавательным процессам и отражают динамику, процессуальность, а понятие «образ» статично и отражает результат познания. Жарновецкая, Н.Ю. [ 12] указывает, что также при исследовании и описании результатов восприятия, представления, познания, понимания последовательно, обособленно рассматривается каждая из сторон объекта или явления, а образ – это целостный комплекс восприятий, представлений, пониманий, установок. Кроме того, образ совершенно органично допускает единство реального и идеального, достоверного и эфемерного, осознаваемого и интуитивно чувствуемого.
Отличительные черты восприятия человека человеком: это активный процесс, активизирующий и побуждающий к действию; процесс, имеющий, обратную связь, перестраивающий психические процессы и регулирующий поведение человека.
Реан, А.А. [ 22] говорит, что результат процессов познания человека человеком есть социально-психологический образ, который включает определение способностей, характера, темперамента, потребностей, социального статуса и общественных ролей, видов деятельности и поведения и др. Образ воспринимаемого человека испытывает сильное воздействие отношений, которые складываются между воспринимаемым и воспринимающим, подвергается воздействию личностных и межличностных переменных. Возникшая модель – образ другой личности несет информационную нагрузку, выполняет регулирующую функцию, помогает выстраивать линию поведения по отношению к воспринимаемому человеку.
Сластенин, В.А. [ 26] говорит, что воспринимающие не производят пересмотра сложившегося у них мнения о личности по мере фиксирования фактов, относящихся к новым проявлениям.
Таким образом, социально-перцептивные образы, – это отражение в сознании человека образов других, людей и самого себя, как члена человеческого сообщества. Гусева, С.И. [ 11] говорит, что они могут отражать как наиболее значимые и существенные характеристики, так и поверхностные, несущественные, ситуативные, а порой и просто случайные.
Во многих отечественных и зарубежных исследованиях установлена связь между полноценностью и сложностью представлений человека о самом себе и многозначностью, дифференцированностью отражений им индивидуальных и личностных особенностей других людей. В настоящее время можно считать доказанным существование связи между уровнем самопознания и познанием личности другого человека.
Следовательно, для понимания содержания образов других людей. (Ты – образов) и их роли в организации взаимодействия между людьми и процесса их развития, необходимо проанализировать структуру и сущность Я – концепции.
Голованова, Н.Ф. [ 10] говорят, что формирование социально-перцептивного образа тесно связано с собственным Я-образом человека, являющегося неотъемлемым компонентом его сознания. То есть, Я-образы оказываются достаточно тесно связаны с Ты-образами.
При этом актуализация, конкретной системы Я-образов личности, ситуативна и зависит от многих факторов: самочувствия; предшествующих поступков; ожиданий и намерений; от объекта взаимодействия; от отношения человека к себе, окружающим, к ситуации и прочих факторов.
Итак, «каждый социально-перцептивный образ является продуктом как рациональных, сознательных, осознаваемых, так и иррациональных, бессознательных, неосознаваемых усилий человека по восприятию и пониманию себя и другого».
Товбаз, Е.Г. [ 29] говорит, что понятие «образ человека» в последнее время стало достаточно широко применяться не только для обозначения облика человека, но и для отражения его сущностных особенностей, характерных для представителей той или иной культуры, социальной, профессиональной, возрастной или иной группы. В качестве синонимов этого понятия в ряде случаев выступают «модель человека», «парадигма человека».
Понятие «образ человека», как отмечает В.Л, Ситников, не только фиксирует представления о природе человека, но и содержит нормативные элементы, указывая на предназначение, смысл жизни человека, на некие конкретные образцы личности, достойные подражания. Он определяет, что «образа человека» — это «целостная совокупность житейских и научных представлений о человеке, комплекс социальных установок на человека, формирующихся в сознании и актуализирующихся в процессе изучения человека и взаимодействия с ним» [ 25].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на западе. М., 1978. 270 с.
2. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 2002. 297 с.
3. Голод С.И. Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи //Социс. 2008. №1.
4. Дзуцев Х.В. Эволюция осетинской семьи и межсемейных отношений.Проект-Пресс, 1998.270 с.
5. Доева Л.И. Современное состояние семейно-брачного института в России: гендерный аспект // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2014. №2 (17). С 79 – 82.
6. Ильченко В.В., Ситников В.Л. Региональные особенности психосексуального развития студенток // Актуальные проблемы психологии в образовании // Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 4-6 апреля 2011 года. II том. Мурманск, 2012.
7. Ильченко В.В., Ситников В.Л. Этнопсихологические особенности добрачных установок старшекласниц и студенток в поликультурной среде // Психология сознания: этнонациональные, религиозные, правовые и регулятивные аспекты: материалы международной научной конференции, 15-17 октября 2015 г. Самара. Под ред. Г.В. Акопова (отв. ред.), Е.Л. Чернышовой, С.Г. Ихсановой. Самара: ПГСГА, 2015. С. 259 – 262
8. Карагачева М.В., Кедич С.И., Ситников В.Л. Социально-педагогическая рефлексия студентов психолого-педагогических специальностей // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарнопедагогического университета им. Н.Г. Чернышевского 2012/5 (46) (перечень ВАК).
9. Клецина И.С. ПСИХОЛОГИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ: дис. … на соиск. ученой степени доктора психологических наук. СПб, 2004 г. 460 с.
10. Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М.: Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1988. 270 с.
11. Синельников А. Мужчины и патриархальная власть // Вы и мы. 1998. №1 (17).
12. Ситников В.Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых). СПб: Химиздат, 2001.288 с.
13. Ситников В.Л., Евдокимова Е.А., Бондаренко Л.А.Особенности образа проститутки у несовершеннолетних девушек // Учёные записки ЗабГУ. 2014. №5 (58). С. 91 – 98.