Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы подчеркивается следующим.
В условиях современных рыночных отношений квалифицированный персо-нал приносит нужную сумму выручки и прибыли компании. Обеспечение компании квалифицированным персоналом может происходить путем отбо-ра персонала при приеме на работу либо путем обучения собственных со-трудников.
Находящиеся на высоком уровне кадровые технологии, а именно: планиро-вание и прогнозирование, набор, подбор и отбор персонала, система обуче-ния целом, позволяют выявить объективное состояние кадровых ресурсов, помогают сокращать издержки на рабочую силу за счет грамотно прове-денной активной политики на рынке труда.
Обучение и развитие персонала – одно из основных направлений системы управления персоналом организации или проводимой кадровой политики предприятия. Актуальность развития и обучения трудового коллектива ос-нована на нескольких основных предпосылках:
1. Введение инноваций в бизнес-процессы.
2. Постоянное развитие новых, информационных технологий, приводит к по-требности повышения квалификации персонала.
3. Для компании любой отрасли разумно переобучить персонал или повы-сить его квалификацию, чем искать новых работников. Стоит также отметить, что поиск новых кадров увеличивает текучесть персонала.
В целом, развитие и обучение трудового коллектива выполняет две основные функции: повышение эффективности и качества труда работника; усиление мотивации труда. Таким образом, в условиях рыночных отношений эффек-тивные способы отбора и обучения персонала являются актуальной функци-ей всей системы управления персоналом для обеспечения организации ква-лифицированными кадрами.
Цель работы – представить направления улучшения процесса отбора и обу-чения персонала в организации с целью ее обеспечения квалифицированны-ми кадрами.
Задачи работы:
- раскрыть характеристику и необходимость обучения персонала с целью обеспечения предприятия квалифицированными кадрами;
- представить основы отбора персонала;
- охарактеризовать организацию обучения и отбора персонала на примере ООО «Трейдсервис»;
- представить направления улучшения отбора и обучения персонала в ООО «Трейдсервис».
Объект исследования – коммерческая деятельность организации ООО «Трейдсервис».
Предмет исследования – организация процесса отбора и обучения персонала организации с целью ее обеспечения квалифицированными кадрами.
Методы исследования: синтез, индукция и дедукция, сравнительный анализ, статистические методы.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты организации процесса обеспечения пред-приятия квалифицированными кадрами
1.1 Характеристика и необходимость обучения персонала
в организации – основа обеспечения предприятия
квалифицированными кадрами
В мировой практике под профессиональным обучением понимают любая де-ятельность, которая сознательно проводится с целью развития и поддержки компетенций работников ключевого характера, которые нужны для исполне-ния работы в современных условиях, либо для развития потенциала тех ра-ботников, который нужен для исполнения работы в дальнейшем. Если ска-зать более конкретным образом, то обучение профессионального характера представляет собой процесс непосредственной передачи новых профессио-нальных навыков и (или) знаний работникам организации .
Конечные результаты обучения профессионального характера, в свою оче-редь, могут выражаться в форме:
– увеличения суммы прибыли;
– повышения объемов продаж;
– увеличения уровня производительности труда работников;
– повышения потенциала сотрудников и всей компании в общем;
– уменьшение суммы затрат на обеспечение функционирования компании и т.д.
При этом в практической деятельности профессионально-технического обра-зования сложились две формы обучения персонала: внутрипроизводственная и непроизводственная.
Есть в экономике разновидность задач такого рода обучения, которая под-разделяется таким образом:
1) при подготовке нового персонала:
а) привитие обучаемым работникам нужных профессиональных навы-ков;
б) исследование наиболее рациональных приемов работы на основе опыта передовых технологий;
в) процесс освоения норм выработки, достижения разного рода показа-телей качественного характера.
2) при росте квалификационного уровня рабочих:
а) совершенствование существующих навыков;
б) освоение новых, немногим образом более сложных видов работ и навы-ков;
в) эффективное освоение новых техники и технологии, исследование передо-вых методов организации процесса производства;
г) освоение новых методов и приемов труда и его организации .
Необходимо принимать во внимание, что определенные цели обучения могут отличаться для различных участников обучения.
Необходимым является заметить, что тематика обучения обычно связана с тем уровнем проблем, который установлен потребностями самой компании.
Вместе с тем при одного и того же типа тематике проводимого обучения его уровень может различаться согласно особенностям данной компании. Учет уровня разных проблем компании выступает в качестве ключа к успеху про-водимого обучения, игнорирование указанного фактора может сводить до нуля уровень его эффективности.
На уровень эффективности профессионального обучения в значительной сте-пени воздействие оказывает выбранный метод обучения. Специалисты в дан-ной сфере давно пришли к мнению, что нет одного единственного универ-сального метода обучения. Охарактеризуем методы обучения, которые при-меняются на рабочем месте.
Инструктаж. Инструктаж является разъяснением и демонстрацией приемов работы непосредственным образом на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, который очень давно выполняет данного рода функции, так и специально подготовленным для этого инструктором . Как правило, такого рода метод обучения используется при приеме на работу нового со-трудника или введении сотрудника в новую должность .
Наставничество. Наставничество в качестве метода обучения известно с дав-него времени: работая рядом с мастером-ремесленником, молодые работни-ки рабочие исследовали все навыки профессии. Несколько позже данного рода метод получил достаточно широкое распространение в тех сферах, где опыт практического плана играет исключительную роль в подготовке специ-алистов – медицине, виноделии, управлении.
Ротация. Ротация является разновидностью самостоятельного обучения, при котором сотрудник временным образом перемещается на другую должность для того, что приобрести новые навыки. Такого рода метод предоставляет возможность обеспечить полную взаимозаменяемость работников структур-ного подразделения компании и избежать ситуаций кризисного характера в случае болезни, увольнений, внезапного роста объема работ и т.п.
Помимо основных методов обучения, которые применяются на рабочем ме-сте, известны и такие методы, как:
1) Делегирование – передача сотрудникам четко очерченной области задач с полномочиями принятия решения по оговоренному кругу вопросов. При этом менеджер обучает подчиненных в ходе выполнения работы.
2) Метод усложняющихся заданий - специальная программа рабочих дей-ствий, выстроенная по степени их важности, расширения объема задания и повышения сложности . Заключительная ступень – самостоятельное выпол-нение задания.
Использование учебных методик, инструкций, пособий – к примеру: как ра-ботать с конкретной машиной, оборудованием и т.п.
Далее необходимо рассмотреть методы обучения, которые применяются
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Гражданский кодекс РФ, часть первая, от 30.11.1994 №51-ФЗ (с изм. от 03.08.2018) // Российская газета, 1994, №238-239.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 №197-ФЗ (с изм. от 19.12.2018) // Российская газета, 2001, №256.
Научная литература
3. Абакулина Л.Ю. Экономика: Учебник для вузов / Л.Ю. Абакулина, Т.П. Беляева, А.В. Лабудин. – СПб.: Питер, 2015. – 368с.
4. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадро-вой работе / В.Р. Веснин. - М.: Юристь. – 2015. – 453с.
5. Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия): Практикум / В.Д. Грибов. – М.: КноРус, 2017. – 200с.
6. Демина Н.В. Место отбора персонала в системе кадрового менеджмен-та современных организаций / Н.В. Демина // Менеджмент качества. – 2018. - №2. – С.154-162.
7. Зидра А.А. Система отбора персонала в России и за рубежом: сравни-тельный анализ / А.А. Зидра, И.А. Демененко // академия педагогических идей Новация. – 2018. - №11. – С.128-129.
8. Кибанов А.Я. Экономика и социология труда: Учебник. – М.: Инфра-М, 2015. – 369с.
9. Кончиц Н.Г. Понятие и сущность подбора и отбора персонала в совре-менной организации / Н.Г. Кончиц, О.В. Зимонина // Экономика и социум. – 2018. - №5. – С.602-608.
10. Коргова М.А. Новые тренды в обучении персонала современных орга-низаций / М.А. Коргова, Н.В. Демина // Кадровик. – 2017. - №5-6. – С.120-123.
11. Корогодин И.Т. Экономическая теория труда / И.Т. Корогодин. – М.: Экономика, 2015. – 388с.
12. Лоскутова А.В. Технология обучения персонала в современных орга-низациях / А.В. Лоскутова, Е.В. Зарубина // Молодежь и наука. – 2017. - №6. – С.48-50.
13. Маслобойщикова Н.В. Обучение персонала организации и оценка его эффективности / Н.В. Маслобойщикова, Н.Ф. Бондалетова // Материалы Ивановский чтений. – 2017. - №4-2. – С.116-120.
14. Парунова Е.А. Развитие и обучение персонала в клиентоориентиро-ванной организации / Е.А. Парунова // Форум молодых ученых. – 2017. - №12. – С.1433-1436.
15. Позднякова А.А. Проблемы отбора персонала в организацию / А.А. Позднякова // Студенческий. – 2018. - №4. – С.21-23.
16. Рофе А.И. Экономика труда: Учебник / А.И. Рофе. – М.: КноРус, 2015. – 615с.
17. Самойлова К.А. Теоретические подходы к проблеме отбора персонала в организации и пути ее решения / К.А. Самойлова // Гуманитарный научный журнал. – 2018. - №1-1. – С.21-23.
18. Сатдинов Н.Ш. Обучение и развитие персонала – условие устойчивой конкурентоспособности организации / Н.Ш. Сатдинова // Известия института систем управления СГЭУ. – 2017. - №2. – С.199-202.
19. Султанова И.В. Организация обучения персонала организаций / И.В. Султанова // Международный академический вестник. – 2018. - №1-1. – Ч.25-29.
20. Федорович В.О. Экономика организации: Учебное пособие / В.О. Фе-дорович, Н.В. Конципко. – М.: Проспект, 2017. – 240с.
21. Фокина О.М. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие / О.М. Фокина, А.В. Соломка. – М.: КноРус, 2017. – 417с.
22. Шарипова Н.Ф. Совершенствование отбора персонала в организацию / Н.Ф. Шарипова, А.Б. Нурпеисова // Молодежь и наука. – 2018. - №2. – С.54-56.