Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В последние годы большое внимание в психологической, педагогической, медицинской науке уделяется изучению ценностных ориентаций, её влияния на личность, на возможные последствия для семейной жизни. Ряд специалистов высказывают мнение о том, что представления нереализованность не менее опасна для удовлетворённости человеком собственной жизнью, чем физические травмы и болезни. Возникает вопрос о том, как ценностные ориентации воздействют на восприятие семьи, супружества, что можно сделать для того, чтобы пережитое не стало барьером на пути семейных отношений, как должна быть организована помощь семье.
Для людей, которые недавно вступили в брак, как правило, семья представляет самую значимую сферу жизни. И если она подвержена негативному воздействию, которое представляют собой различие в ценностных ориентациях, восприятие семьи может исказиться.
Анализируя степень научной разработанности проблемы влияния ценностных ориентаций супругов на удовлетворённость семейной жизнью, отметим, что её изучали отечественные и зарубежные психологи. Так, К.А. Абульханова – Славская, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Н.А., Корягина, Е.В. Михайлова, К. Левин, С.Л. Рубинштейн, Л.Франкл и др. изучали феномены восприятия семейных отношений.
Семейные ценности и их значение в своих исследованиях отразили Ю. Александровский, Л. И Анцыферова, Ф. Е Василюк, Д. Калшед, В.М. Кровяков,С.Ковалев,Н.И. Козлов,Н.Д. Лакосина, В.Д Менделевич, В.Н. Мясищев, Н.В.Тарабрина, Г.К. Ушаков и др.
Теоретический анализ литературы по этой проблеме позволяет говорить о том, что существует ряд противоречий. Так, несмотря на достаточно большое число исследований, нет единого подхода к понятию «ценность».
Кроме того, составлены несколько классификаций видов ценностей, однако существует дефицит исследований, в которых изучаются последствия различия в ценностных ориентаций и их влияние удовлетворённость семейной жизнью.
В связи с вышеизложенным, тема данного исследования является актуальной и перспективной.
Цель исследования: изучение влияния ценностных ориентаций супругов на удовлетворённость их браком
Объект исследования: удовлетворённость браком у женщин и мужчин
Предмет исследования: взаимосвязь ценностных ориентаций и удовлетворённости браком.
Гипотеза исследования: в семьях, в которых супруги удовлетворены браком, ведущие ценностные ориентации супругов сходны.
Задачи исследования:
1. Провести обзор особенностей ценностных ориентаций и их влияние на различные аспекты личности мужчин и женщин.
2. Определить особенности проявления неудовлетворённости браком.
3. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и удовлетворённости браком у женщин и мужчин.
4. Сделать выводы по результатам проведённого исследования.
Методы исследования: теоретический анализ психологической литературы, тестирование.
База исследования:
Характеристика выборки респондентов. Выборка составила 15 семейных пар, это мужчины и женщины различных профессий от 23 до 35 лет.
Практическая значимость результатов исследования в том, что доказана взаимосвязь ценностных ориентаций и удовлетворённости браком у женщин и мужчин, это может быть необходимой информацией для психологов-консультантов.
Глава 1. Теоретические основы влияния ценностных ориентаций на удовлетворённость браком у мужчин и женщин
1.1. Понятие о ценностных ориентациях мужчин и женщин в психологии
Ценности – это общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п [4].
В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков личности. Ценностные ориентации – это внутренний компонент самосознания личности, который влияет на мотивы, интересы, установки, потребности личности.
Согласно исследованиям К. И. Белогай, ценностные ориентации личности, связывающие ее внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую, иерархическую систему. Система ценностных ориентации является одним из важнейших компонентов структуры личности, занимая пограничное положение между ее мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов [2].
Л. И. Карабанова отмечает, что социальные нормы, определяющие дифференциацию деятельности, статуса, прав и обязанностей мужчин и женщин, называются социальными половыми ролями, а поведение, реализующее эти нормативные ожидания или ориентированное на них, - полоролевым поведением. Автономным аспектом дифференциации половых ролей являются соционормативные представления (чем отличаются или должны отличаться друг от друга мужчины и женщины по своим физическим, социальным и психическим качествам) - социально-психологические стереотипы маскулинности и фемининности. Такие стереотипы существуют как на высших уровнях культуры, в рамках религиозных или философских систем, осмысливающих природу половых различий (половой символизм), так и в повседневном обыденном сознании (стереотипы обыденного сознания) [15].
В исследованиях Н. Акерман отмечается, что в нашей стране, как отмечают многие исследователи, с одной стороны, половые роли несколько сдвинуты в сторону феминизации мужчин, с другой - происходит некоторое стирание различий между полами, обусловленное одним видом одежды, равными возможностями в профессиональном образовании и пр. Однако конкретный результат половой идентификации прежде всего зависит от непосредственной социальной ситуации развития. В неполных семьях этот процесс протекает сложнее, чем в гармоничных семьях [1].
Э. Эйдемиллер полагает, что полоролевое поведение формируется в результате тесного взаимодействия биологических, психологических и психосоциальных факторов. Физическая и гормональная зрелость закладывает его основы, психосоциальные обстоятельства задают образцы и условия сексуального созревания, когнитивное и эмоциональное развитие определяет ритм процесса, обеспечивая механизмы переработки информации. Специфическое для данного пола поведение складывается уже с самого раннего детства, когда важными его моделями служат родители и другие референтные личности [38].
А. А. Русанова отмечает, что на освоение половой роли сильно влияют социальное происхождение и семейное положение. Семья важна как источник родительского примера для подражания и влияния со стороны братьев и сестер. Открытость и согласованность поведения родителей решающим образом сказываются на усвоении детьми половой роли [25].
Более сложной в современном индустриальном мире считается половая идентификация девушек. Половая идентичность - единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли. Представление о природной сущности фемининности покоится на трех кажущихся универсальными предпосылках:
• биологической зависимости женского организма от осуществления физиологических функций, связанных с продолжением рода (беременность, рождение и выкармливание детей);
• социальной зависимости женщин от а) их вынужденной связи с детьми в период кормления грудью и б) связанной с этим преимущественной локализации женской деятельности в домашнем хозяйстве;
• психологической зависимости, возникающей вследствие идентификации девушек с конкретными женщинами, за деятельностью которых они наблюдают [5].
Сталкиваясь с традиционными моделями половой стратификации, где мужчинам отводится ведущая, главенствующая роль, а женщины выглядят зависимыми, подчиненными, люди подчас не замечают стоящей за этим более тонкой дифференциации публичной и домашней сфер. В патриархальных обществах публичная сфера, как правило, составляет привилегию мужчин, участие женщин в ней строго ограничивается, что создает впечатление их полного бесправия. Но такое впечатление иной раз ошибочно, поскольку в другой, домашней сфере бытия право принятия решений, столь же монопольно принадлежит женщинам, и мужчины не могут в них вторгаться [37].
Л. В. Карапетян отмечает, что в современной ситуации половая идентификация части юношей также затруднена из-за дискредитации мужской роли. Большое количество мужчин в нашей стране не способны из-за сложной социальной ситуации материально обеспечить свою семью, что приводит к отрицательной идентификации с половой ролью своих отцов, и юноши вынуждены обращаться к культурным образцам, представленным прежде всего телевидением. Такой процесс ведет к изменению полоролевых стереотипов общества [16].
Ведущими ценностями как у мужчин, так и у женщин остаются "здоровье", "настоящая дружба" и "семейная жизнь" (последняя имеет больший вес у девушек). Кроме того, для мужчин ведущей ценностью является "свобода действий и поведения", а для женщин - "уверенность в себе". Любимая работа и приятное времяпрепровождение имеют одинаковую значимость, но значительно уступают вышеназванным ценностям. Настораживает то, что, на последних местах находятся таки
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица // Семейная психотерапия. СПб., 2015. 67 с.
2. Белогай К. Н., Кускова М. В. Супружеские отношения на этапе «Молодой семьи» // Вестник Кемеровского государственного университета. 2010. Вып. № 1. С. 72 – 77.
3. Берг-Кросс Л., К. Бейкер. Психология семьи и семейные отношения. Курс лекций. – М.: Форум, 2013. – 245с.
4. Богдановская И.М., Зверева А. А. «Современные проблемы психологии семьи» под ред. Великова С. А., 2014. – 188 с.
5. Бонкало Т.И. Коммуникационная система семьи как детерминанта ее функциональной дееспособности // Российский научный журнал. – 2013. – № 8. —С. 115-120.
6. Бонкало Т.И. Комплексная социально-психологическая помощь семье в рамках психологической службы образования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – Т. 12. – № 3-1. – С. 95-100.
7. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб.: Речь, 2012. - 361с.
8. Винокурова А.В. Трансформация ценностных ориентаций семьи в современном российском обществе: автореф. дис. … канд. социол. наук. – Владивосток, 2012.-25с.
9. Волкова, А.Н. Ролевые ожидания и притязания в браке / А.Н. Волкова // Большая энциклопедия психологических тестов / А.А. Карелин. - М.: Эксмо, 2017. - С. 336-344.
10. Дементьева, И. Ф. Социальное самочувствие семьи / И. Ф. Дементьева // Социол. исследования. — 2012. —№9. — С. 102—109.
11. Диагностика семьи: методики и тесты.учебное пособие по психологии семейных отношений / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. – Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2014.-312с.
12. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. — СПб. : Питер, 2010. — 176 с.
13. Иванова И.В., Дударева Т.В. Семейные ценности в официальном и гражданском браке [Электронный ресурс] // Психологические исследования. – 2009. –№ 2 (4). – URL: http:// psystudy.ru (дата обращения: 20.03.2017).
14. Ильиных С.А. Семейные ценности молодежи: традиции и трансформации // Вестник Томского государственного университета: Философия. Социология. Политология. - 2012 - №4 –С.220
15. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2015. – 320 c
16. Карапетян Л.В., Жильцова Я.В. Исследование семейных ценностей супружеских пар // Психологический вестник Уральского государственного университета. —2014. – Вып. 7.— С. 85-93.
17. Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. «Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними». — СПб., Речь, 2015. – 107 с.
18. Малёнова, А. Ю. Основы семейной психологии : учеб.- метод. пособие / А. Ю. Малёнова, И. Н. Рассказова. – Омск :ОмГУ, 2011. – 124 с.
19. Молодая семья: проблемы и условия её становления / Под ред. проф. Капськой.А.Й., - К.: ДЦССМ, 2013. - 184с.
20. Москвичева, Н. Л. Семья в системе ценностных ориентаций личности студента :дис. …канд. психол. наук / Н. Л.Москвичева. — СПб., 2014. — 155 с.
21. Олифирович Н. И., Зинкевич-Кузёмкина Т. А., Велента Т. Ф. Семейные кризисы: феноменология, диагностика, психологическая помощь. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2015. 356 с.
22. Олифирович, Н. И. Психология семейных кризисов / Н. И. Олифирович, Т. А. Зинкевич-Куземкина. – СПб. : Речь, 2010. – 260 с.
23. Панина К. В. Индекс жизненной удовлетворенности // Новые методы изучения психологии жизненного пути. М., 1993. 107–114с.
24. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб, пособие для студ. высш. учеб.заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под. ред. Е.Г. Силяевой. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2014. - 192с.
25. Русанова А.А. Семья как ценность и институт социального самоопределения студенческой молодежи // Современные исследования социальных проблем. -2012. -№4 –С.10
26. Садовникова Т.Ю. Связь представлений о функционировании семьи с особенностями семейного главенства//Психологические проблемы современной семьи. Сборник тезисов 6-й Международной научной конференции. Под редакцией Карабановой О.А., Захаровой Е.И., Чурбановой С.М., Васягина Н.Н., 2015. – с. 640-646.
27. Семья и формирование личности. / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Педагогика, 2012. - 167с.
28. Серый А. В, Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности: учебное пособие. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2009. 92 с
29. Силяева Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. М.: Академия, 2012. 192 с
30. Торохтий, В. С. Психологическое здоровье семьи / В. С. Торохтий, О. Б. Прохорова. – СПб, 2008. – 81 с.
31. Трансляция ценностей в современной семье: концепция, методы исследования, некоторые результаты и перспективы/ В.Н.Куницына [и др.] //Семья в современном мире / сост. и науч. ред. В. Н. Куницына. — СПб., 2016. — С. 7—16.
32. Удовиченко И. А. Динамика семейных ценностей современной молодежи и проблемы семейной политики // Современная семья: проблемы и перспективы развития: матер. Всерос. науч. конф. Тверь, 2011. С. 68.
33. Федулова, А. Б. Семья и семейные ценности в современных социальных и гуманитарных науках / А.Б. Федулова // Актуальные проблемы современного общества в контексте социальной работы: коллективная монография / под ред. Р.И. Даниловой. — Архангельск, 2014.—С. 288-314.
34. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. М. 2005. – 208 с.
35. Шабаева А.В. Социально-психологические аспекты лидерства в супружеской паре: Афтореф. дис. канд. психол. наук. Оренбург, 2011.- 22с.
36. Шаповалов В. Ф. Возрастно-половой состав и состояние в браке населения Приморского края: доклад. Приморскстат, 2012. 26 с.
37. Шнейдер Л. Б. с.11 Психология семейных отношений // Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2012. — 512 с.
38. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2014. - 656с.