Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы. Происходящие в социальной сфере изменения, появление категорий населения, особенно нуждающихся в социальной защите и поддержке со стороны государства, требуют проведения научных исследований в области социальной работы. Складывающаяся в России многогранная, целостная модель социальной работы, соответствующая конкретным нуждам населения, социально-экономическим условиям развития страны, национальному менталитету, базируется на научных исследованиях, теоретических положениях научных школ в области социальной работы.
Место и роль темы в изучаемой дисциплине. Рассматриваемая тема способствует пониманию цен¬ности как значимости предметов и явлений действительности для челове¬ка, их способности удовлетворять его материальные и духовные потреб¬ности.
Степень освещения в литературе. Наиболее актуальны теоретические и методологические аспекты социальной работы, представленные в трудах Л.Г.Гусляковой, Е.И.Комарова,
В.А.Никитина, П.Д.Павленка, В.Н.Ярской. В последнее время появляются научные исследования в области управления системой социальной защиты, оценке эффективности работы учреждений социальной сферы. Этими вопросами занимаются В.А.Луков, Л.В.Топчий, Е.И.Холостова. Вопросы эффективности социальной работы представлены в трудах Ж.Л.Магнабоско, Х.Ламперта, Л.Эрхарда и других.
Научные изыскания направлены на реализацию цели современной социальной работы, которая заключается в улучшении социального благополучия людей.
Практическая социальная работа решает проблемы, связанные с бедностью и ухудшением состояния здоровья, психологическими травмами и трудными жизненными ситуациями. В настоящее время в связи с введением национальных проектов в социальной политике актуальны вопросы, связанные с обеспеченностью жильем, с решением социальных проблем молодой семьи.
Всегда актуальны вопросы благополучной старости.
Социальная работа анализирует накопленный опыт не только России, где сильны традиции благотворительности, но и мирового сообщества. Введение инновационных технологий, развитие теории социальной работы, приход на социальную службу дипломированных специалистов, все это положительным образом влияет на социальное благополучие, как отдельного клиента социальной службы, так и всего общества, претворяя в жизнь основные общечеловеческие принципы и ценности.
На современном этапе формирования и развития социальной работы приоритет закономерно отдан проблемам становления профессионализма социальных работников. Профессиональная социальная работа специалистов различного профиля — это адекватная реакция на сложившуюся в России непростую социально-экономическую и духовно-нравственную ситуацию, один из принципиально новых способов развития системы социальной защиты, способствующий реальному преодолению негативных последствий проведения реформ и более полному удовлетворению социальных потребностей различных категорий населения нашей страны [1].
Цель работы – рассмотреть аксиологические основания деятельности системы социального обслуживания.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты аксиологии в основе социального обслуживания;
- рассмотреть теорию и практику социального обслуживания: проблемы ценностных ориентаций.
1 Аксиология в основе социального обслуживания
1.1 Теоретические подходы к социальной работе
Г.В. Мухаметзянова, анализируя систему социальной работы, определяет социальную работу как особый вид профессиональной деятельности в социальной сфере, выражающийся в оперативном реагировании и компетентном решении социальных проблем личности на всех уровнях общественно-государственных структур [24, С. 15].
Авторы монографии Г.В. Мухаметзянова и Ф.Ш. Мухаметзянова отмечают, что использование системного подхода при проектировании региональной модели социальной работы позволят изучать каждый компонент системы в ее связи и взаимодействии с другими компонентами, спрогнозировать закономерности развития и выявить дисфункции, нарушающие оптимальный режим ее функционирования [24, С. 73].
Выявление и прогнозирование дисфункций, нарушающих равновесие в социальной системе является необходимым компонентом научных исследований в области социальной работы.
В отечественной литературе выделяют три группы теорий, в русле кото¬рых социальная работа получает научное обоснование:
- психолого-ориентированные теории (бихевиористская, гуманистиче¬ская, экзистенциальная и др.) рассматривают проблемы человека и общества как объекта и субъекта социальной работы на микроуровне, с точки зрения за¬кономерностей развития личности и малой группы, психологического развития и статуса человека в обществе;
- социолого-ориентированные теории (социально-радикальная, марксистская, функциональная и др.) анализируют социальные проблемы на макро¬уровне, с точки зрения закономерностей развития и структурирования общест¬ва;
- комплексные теории ориентируют на целостное видение проблем чело¬века и общества в социально-экологической среде.
Таким образом, нами рассмотрены понятия социальной работы и группы теорий в русле которых социальная работа получила свое научное обоснование.
1.2 История становления и развития социальной работы как профессии
Социальная работа - это общественное явление, которое свойственно человеческому обществу с момента его существования. В различные периоды своего развития общество в различной форме помогает своим членам выживать. Данная модель помощи определяется уровнем развития общества, его культурой в конкретно-исторический период.
Одной из первых форм социальной помощи можно выделить милостыню. С появлением государства процесс оказания помощи обогащается системными свойствами (законодательное основание помощи, регламентация процесса и т.п.).
Христианская идеология имеет особую роль в развитии социальной работы. Помимо того, что церковь активно участвует в реальной деятельности по созданию институтов помощи и поддержки различных категорий населения, христианская доктрина вносит в процесс оказания помощи новый нравственный смысл.
Пересматривается само понимание таких явлений как бедность, нищета в контексте своеобразной социально-религиозной активности, направленной на преобразование мира по образу и подобию Божию.
Во второй половине XIX в. активное участие в процессах оказания помощи стали играть не только государство, церковь, но и различные общественные организации, прежде всего - благотворительные, просветительские общества, феминистские организации.
Государственная система помощи и поддержки сосредоточивает свое внимание, в основном, на лечении социальных недугов, таких, как бедность, беспризорность, нетрудоспособность [36, С. 65]. В некоторых странах появляются государственные организации, которые целенаправленно осуществляют на местах государственную политику в деле социального обеспечения и поддержки (Эльберфельдская система социального обеспечения в Германии, система земского призрения в России и т.д.). Например, в Санкт-Петербурге до сих пор сохранился и действует «Дом призрения бедных». Дом призрения на 200 человек был основан купцами после холерной эпидемии 1831 года и поначалу носил название «Волковская купеческая богадельня», корпус которой в 1833 году построил Аполлон Щедрин. Находившаяся под личным покровительством императора Николая I богадельня после его смерти была расширена и стала называться «Николаевский дом престарелых и увечных граждан Санкт-Петербургского купеческого общества. Принимались в него мужчины и женщины купеческого и мещанского сословия, 10 мест было предусмотрено для престарелых ямщиков. В 1805–1808 годах братья Василий и Георгий Косяковы надстроили здание третьим этажом [36, С. 65].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Арпентьева М.Р. Проблемы практической подготовки психосоциальных работников: учеб. пособие / М.Р. Арпентьева. - Калуга: КГУ, 2014. - 430 с.
2. Арпентьева М.Р. Социальная работа как деятельность: особенности, технологии, направления развития / М.Р. Арпентьева // Отечественный журнал социальной работы. - 2014. - № 2. - С. 52–73.
3. Арпентьева М.Р. Социальная работа как профессиональная деятельность: профессиограмма специалиста / М.Р. Арпентьева // Отечественный журнал социальной работы. - 2015. - № 2. - С. 169–190.
4. Арпентьева М.Р. Социальное служение как идеология общества будущего / М.Р. Арпентьева // Социальные изменения в современном обществе / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2016. - 280 с.
5. Басов Н. Ф., Басова В. М., Бессонова О. Н. и др. Основы социальной работы: учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Басова. М.: Академия, 2015. - 288 с
6. Беличева С. А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России / Беличева. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России». - 2014. - 235 с.
7. Беребина О.П. Международные стандарты как основа для развития законодательства Российской Федерации о социальном обеспечении: монография / О.П. Беребина. - Оренбург: Университет, 2013. - 216 с.
8. Благодир А.Л. Право социального обеспечения: система законодательства, отрасли и науки: монография / А.Л. Благодир. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2014. – 397 с.
9. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно ориентированный подход / В.Г. Бочарова. - М.: Российская академия образования, 2015. - 184 с.
10. Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы / Н.С. Данакин //Российский журнал социальной работы. – 1995. - № 1. - С. 25–32
11. Елисеева Е.А. Социальная политика в странах Западной Европы: монография / Е.А. Елисеева. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2015. – 244 с.
12. Гурина О.А. Профессиональная группа специалистов по социальной работе / О.А. Гурина // Социология труда и профессий. - 2015. - № 28. - С. 15
13. Гуслякова Л.Г. Основы теории социальной работы. Учебное пособие / Л.Г. Гуслякова, Е.И. Холостова - М.: 1997.
14. Законодательство по вопросам социальной защиты и социального обслуживания в России и Великобритании: монография / А.Н. Казанцева; под науч. ред. С. Е. Гасумовой; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2015. – 90 с.
15. Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы / А.А. Козлов. - М.: Флинта - МПСИ, 2015. - 240 с.
16. Козырева О.А. Основные аспекты отечественных и зарубежных концепций профессионального развития / О.А. Козырева// Инновационные образовательные технологии. - 2015. - № 3 (15). - С. 16–20
17. Корчагина Н.С. Личностная готовность студентов эдологов к профессиональной деятельности / Н.С. Корчагина, М.Р. Арпентьева. - Торонто: Изд.-лит. агентство «Альтасфера», 2019. - 450 с
18. Лаврененко И.М. Личность и профессиональная деятельность социального работника (международный опыт) / И.М. Лаврененко // Российский журнал социальной работы. - 2016. - № 2. - С. 110
19. Лежнина Л.В. Формирование готовности будущего педагога-психолога к профессиональной деятельности. М.: «Прометей» МПГУ, 2014. - 240 с.
20. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Знание, 1996. - 308 с.
21. Медведева Г.П. Аксиологические аспекты социальной работы / Г.П. Медведев. - Н.Новгород: Издательство НИСОЦ, 2014.
22. Минигалиева М. Р. Практическая подготовка психосоциального работника / М.Р. Минигалиева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 508 с.
23. Мороз М. В. Профессиональное становление социального работника: дис. … канд. психол. наук. / М.В. Мороз. - Тверь: ТрГУ, 2015. 224 c
24. Мухаметзянова Г.В. Подготовка специалиста социальной сферы: региональный аспект / Г.В. Мухаметзянова, Ф.Ш. Мухаметзянов. - Казань: Издательство Казанского университета, 2014.
25. Никифорова О.Н. Пенсионное обеспечение в системе социальной защиты населения: монография / О.Н. Никифорова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 124 с.
26. Обучение практике социальной работы: международный опыт и перспективы / под ред. М. Доэла и С. Шардлоу. М.: Аспект Пресс, 2014. - 223 с.
27. Обучение социальной работе: Преемственность и инновации / под. ред. Ш. Рамон и Р. Сарри. М.: Аспект Пресс, 2015. - 157 с.
28. Павленок П.Д. Введение в профессию «социальный работник» / П.Д. Павленок. - Курс лекций. — М.: ИНФРА. - 2015.
29. Пинкус А., Минахан А. Практика социальной работы. М.: Союз, 1993. 223 с
30. Помогающее поведение: ценности, смыслы, модели. Сер. «Актуальные проблемы практической психологии: кризис, развитие, поддержка». Вып. 1 / отв. ред., введ. М. Р. Арпентьева. Калуга: Эйдос, 2016. 340 с.
31. Принцип активизации в социальной работе / под ред. Ф. Парслоу. М.: Аспект Пресс, 1997. - 222 с.
32. Проблемы Общей части права социального обеспечения: монография / Тучкова Э.Г. – М.: Проспект, 2017. – 459 с.
33. Профайлинг и медиация: сферы, ценности, технологии, обучение. Коллективная монография. Сер. «Актуальные проблемы практической психологии: кризис, развитие, поддержка». Вып. 2 / отв. ред. М. Р. Арпентьева. Калуга: Калужский гос. ун-т им. К. Э. Циолковского, Эйдос, 2016. - 290 с.
34. Ребристова Л. Б. Персонал социальной службы: обязанности, умения и мотивация труда // Работник социальной службы. 2004. № 2. С. 23–28
35. Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социального исследования / И.А. Сурина. - М., 2015
36. Фирсов М. В. История социальной работы в России / М.В. Фирсов. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2015. - 256 с.
37. Фирсов М. В. и др. Концепция социального образования / М.В. Фирсов. - М.: МГСУ, 2014. - 184 с.
38. Фирсов М.В. Теория социальной работы / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. - М.: Академия, 2019
39. Холостова Е. И. Генезис социальной работы в России: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: «Дашков и К°», 2018. – 231 с.
40. Энциклопедия социальной работы. В 3 т.: Пер. с англ. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2014. - T.3.
41. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы / Е. Ярская-Смирнова. - М.: 2015
42. Korchagina N. S., Arpentieva M. R. Personal readiness of students of the faculties of social work and professional activities. North Carolina: Lilu, Si-press, 2017. 240 p.
43. Arpentieva M. R. (ed.). Psychodiagnostics, counseling and mediation in professional and unprofessional relationships. Toronto: Altaspera Publishing and Literary Agency Inc., 2018. 664