Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Каждая фирма, которая начинает свою деятельность, должна четко представлять будущую потребность в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, в источниках их получения, а также иметь возможность рассчитать эффективность использования имеющихся ресурсов в процессе деятельности фирмы.
Предприятию невозможно добиться постоянного успеха, если оно не будет четко планировать свою деятельность, вести постоянный сбор и обработку информации, как о состоянии соответствующих рынков, о делах конкурентов, так и собственных возможностях, и перспективах.
Своевременно подготовиться и по возможности обойти трудности и опасности, уменьшив риск в достижении поставленных целей, может помочь бизнес-план.
Цель разработки бизнес-плана - планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды, с учетом потребностей рынка и возможностью получения необходимых ресурсов.
Главным достоинством бизнес-планирования является то, что правильно составленный бизнес-план даст характеристику перспективе развития фирмы, т.е. в конечном счете ответит на самый нужный для предпринимателя вопрос: стоит ли деньги вкладывать в это предприятие и сможет ли оно принести доходы, которые позволят окупить все затраты сил и средств.
Среди авторов, посвятивших свои работы изучению вопроса бизнес-планирования в условиях современной экономики, выделяют таких, как: Будякову А. А., Моисеенко Ж. Н., Короткову О. В., Кривоносова А. В., Мусагалиеву Л. В., Гужвину Н. А., Сафонову А. С., Кудрявцева А. А., Шальневу В. В., Кириенкову А. И. и пр.
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ бизнес- планирования.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность бизнес-планирования;
изучить сущность, задачи, виды и структуру бизнес-плана.
Структура работы: введение, 2-е главы, заключение, список используемой литературы.
Информационная база для написания работы: законодательные и нормативные акты РФ, ресурсы Интернета, монографическая и учебная литература по выбранной тематике.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Стратегическое планирование – это управленческая деятельность, которая направлена на поддержание соответствия между целями фирмы и ее возможностями в ходе достижения стратегического преимущества перед своими конкурентами.
Стратегическое планирование — это практически единственный способ прогнозирования будущих проблем и возможностей фирмы.
Учеными В. М. Поповым и С. И. Ляпуновым считается, что планирование – это неотъемлемая часть любого бизнеса, так как фирма, которая не планирует свою деятельность, может стать объектом планирования других, более ловких, предпринимателей для достижения чужих целей.
Стратегическое планирование характеризуется определёнными особенностями.
Во-первых, планы должны разрабатываться, корректироваться и утверждаться руководством фирмы ежегодно;
Во-вторых, оно должно сопровождаться текущим планом и четким механизмом реализации стратегического планирования;
В- третьих, годовая детализация плана выполняется одновременно [3].
Основными трудностями стратегического планирования считаются:
1. Даже в самом хорошем бизнес-плане невозможно детально описать будущее фирмы.
2. Для воспроизведения плана необходимо значительное количество времени и ресурсов.
3. Наличие ошибок в плане может привести к более плачевным последствиям.
4. Для выполнения стратегического планирования не выработано четкого алгоритма.
Цели в первую очередь, обеспечиваются активной инновационной политикой, взаимодействием предприятия с внешней средой [6].
Динамичной рыночной ситуацией определяется необходимость по-новому решать вопросы внутрифирменного планирования, т. е. Ultra Short-term Planning – «планирования принятия решений для короткого отрезка времени» — вплоть до нескольких часов.
Оперативное планирование - одна из основных предпосылок оптимального процесса управления коммерческой деятельностью.
Оперативное планирование подразумевает наличие четкого алгоритма решения проблем, который позволяет взаимоувязать цели и задачи реализации бизнес-операции, выбирает тактику поведения на рынке, способствует созданию коммуникативных связей с партнерами с целью выполнения запланированных объемов продаж и доходов.
Основной документ оперативного планирования - бизнес-план, который помогает сделать оценку собственным силам и позволяет предотвратить возможные негативы, который содержит контрольные показатели коммерческой деятельности и основные этапы ее выполнения.
1.1 Понятие и задачи бизнес-плана
Бизнес-план является кратким, точным, доступным и понятным описанием планируемого бизнеса, важнейшим инструментом при рассмотрении огромного количества разных ситуаций, дающим возможность выбора наиболее перспективного решения и определения средств для его достижения [4].
Опыт зарубежных фирм показывает, что причиной большинства банкротств фирм являются просчеты или вообще отсутствие бизнес-планирования.
Необходимость в разработке бизнес-плана в целях укрепления позиций фирмы на рынке определяется не только внешними, но и внутренними факторами.
К внешним факторам могут быть отнесены, например, заказ органов государственной власти, органов местного самоуправления или бюджетной организации; необходимость оформления банковского кредита для полного или частичного финансирования нового проекта, когда фирма должна предоставить на рассмотрение какого-либо финансово-кредитного учреждения соответствующий бизнес-план по реализации проекта.
Бизнес-план – это ключевое звено в обеспечении либо заемного финансирования, либо процесса доведения новой бизнес-идеи до потенциальных партнеров или инвесторов, когда бизнес-план является действенным средством их убеждения в целесообразности вложения их ресурсов в проект; либо продажи собственного бизнеса, когда этот документ станет прекрасным средством убеждения потенциальных покупателей в экономической целесообразности и выгодности сделки [5].
Внутренние факторы. К ним обычно относят:
1) организация нового бизнеса (так называемый этап «Start-Up»),
2)расширение уже действующего бизнеса, например, в ходе образования дочерних компаний либо совместных предприятий;
3) осуществление проверки новой бизнес-идеи и проведения оценки реальных шансов для ее воплощения, так называемая апробация бизнес-идеи на бумаге, в целях выявления ее несовершенства, тогда фирма не понесет ощутимых финансовых потерь;
4) проведение объективной сверки целей деятельности фирмы с наличием необходимых для их реализации ресурсов;
5) проведение адаптации деятельности фирмы к рыночным изменениям [1].
Предпринимателю, в целях укрепления позиций своей фирмы на рынке, необходимо строго придерживаться разработанного бизнес-плана.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алиев, В.С. Практикум по бизнес-планированию с использованием программы Project Expert / В.С. Алиев. - М.: Инфра-М, Форум, 2017. - 893 c.
2. Бабичева А.А., Сабадырь Е.А. Основы бизнес-планирования / А.А. Бабичева, Е.А. Сабадырь // Новая наука: проблемы и перспективы развития. 2016. - № 121-1. - С. 180-182.
3. Барашева Е.В.«Практикум по бизнес-планированию» [Текст]: учеб. пос. / Е.В.Барашева – Ангарск, НОУ СПО «АЭЮК», 2014. – 88 с.
4. Баринов, В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. - М.: Форум, 2018. - 144 c.
5. Белал А.А. Основные категории бизнес-плана / А.А. Белал // Социально-экономические явления и процессы. – 2015. - № 3. – С. 7-12.
6. Бекетова, О. Н. Бизнес-планирование. Конспект лекций / О.Н. Бекетова, В.И. Найденков. - М.: Эксмо, 2018. - 160 c.
7. Бронникова, Т. С. Разработка бизнес-плана проекта / Т.С. Бронникова. - М.: Альфа-М, Инфра-М, 2018. - 224 c.
8. Бухалков М. Внутрифирменное планирование. - М.: Дело и сервис, 2013г.
9. Горемыкин, В. А. Планирование на предприятии / В.А. Горемыкин. - М.: Высшее образование, 2018. - 640 c.
10. Грачев, С. А. Бизнес-планирование: учеб. пособие / С. А. Грачев, М. В. Рахова, А. К. Холодная; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2017. – 78 с. ISBN 978-5-9984-0775-8
11. Епанчинцев В.Ю., Агафонова А.А., Зиновьева Е.А. Методические аспекты бизнес-планирования малого предпринимательства в пищевой промышленности / В.Ю. Епанчинцев, А.А. Агафонова, Е.А. Зиновьева // Вестник Омского ГАУ, 2018. - № 1 (29). – С. 134-141.
12. Епанчинцев В.Ю, Зиновьева Е.А. Особенности бизнес-планирования в торговле при открытии собственного дела / В.Ю. Епанчинцев, Е.А. Зиновьева // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий, 2018. - № 1 (25). – С. 25-33.
13. Жариков, В. Д. Основы бизнес-планирования в организации. Учебное пособие / В.Д. Жариков, В.В. Жариков, В.В. Безпалов. - М.: КноРус, 2016. - 200 c.
14. Киракосьян А.А., Бузовский П.Ю., Гончаренко Л.Н. Структура и основные виды бизнес-планов // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№4 (11) октябрь – декабрь. - URL http://ejournal.omgau.ru/images/issues/2017/4/00468.pdf. - ISSN 2413-4066
15. Кочиева А.К. Специфика составления бизнес-плана инновационного проекта: зарубежный подход и российская практика / А.К. Кочиева // Проблемы экономики и менеджмента, 2016. - № 7 (59). – С.53-58.
16. Неклюдов В.С., Гарина Е.П., Клюева Ю.С., Гарин А.П. Бизнес-планирование: учебно-методическое пособие / Дзержинск, 2016. - 153 с.
17. Мустафин Н.Ш., Лагута И.В. Стратегия и модель бизнес-плана. Схема процесса бизнес планирования // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2016. № 6(18).
18. Орлова, Е. Р. Бизнес-план. Методика составления и анализ типовых ошибок / Е.Р. Орлова. - М.: Омега-Л, 2015. - 160 c.
19. Петров, К.Н. Как разработать бизнес-план: Практическое пособие с примерами и шаблонами / К.Н. Петров. - М.: Вильямс И.Д., 2011. - 384 c.
20. Романова, М.В. Бизнес-планирование: Учебное пособие / М.В. Романова. - М.: Форум, 2018. - 288 c.
21. Рыбина Э.В., Епанчинцев В.Ю. Составление бизнес-плана в сфере услуг на примере студии «Маникюр &Педикюр» // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№4 (11). / URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2017/4/00480.pdf. - ISSN 2413-4066.
22. Тасуева А. А. Бизнес-планирование как способ укрепления позиции предприятия // Молодой ученый. — 2018. — №6. — С. 103-105. — URL https://moluch.ru/archive/192/48169/ (дата обращения: 21.09.2019).
23. Чараева, М.В. Инвестиционное бизнес-планирование: Уч.пообие / М.В. Чараева, Г.М. Лапицкая, Н.В. Крашенникова. - М.: Альфа-М, 2017. - 192 c.
24. Энтони, Р. Бизнес-планирование: Учебник / Р. Энтони, Д. Рис. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 816 c.
25. Бизнес-планирование : учеб. пособие / В.А. Богомолова, Н.М. Белоусова, О.В. Кублашвили, Р.Ю. Ролдугина ; Моск. гос. ун-т печати им. Ивана Федорова. — М. : МГУП им. Ивана Федорова, 2014. — 250 с.