Фрагмент для ознакомления
2
Введение
2
Отрасль авиаперевозок играет огромную роль для российской экономики – уровень потенциала отрасли выступает своего рода индикатором уровня развития инфраструктуры экономики в целом. Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что современная система управления должна быть постоянно направлена на обеспечение оптимальной адаптации к увеличивающимся проблемам функционирования и развития деятельности аэропорта. Объектом исследования является ООО «Аэрокомплекс» Аэропорт Нальчик. Предмет исследования - процесс функционирования ООО «Аэрокомплекс» Аэропорт Нальчик. Цель работы – рассмотреть основы функционирования и перспективы развития аэропортового предприятия ООО «Аэрокомплекс» Аэропорт Нальчик. Задачи, которые необходимо решить в рамках достижения поставленной цели: - Исследовать состояние и тенденции развития рынка аэропортовых услуг в России. - Определить ключевые проблемы организации управления, функционирования и развития аэропортами. - Провести исследование фнкционирования ООО «Аэрокомплекс» Аэропорт Нальчик и определить ключевые направления его совершенствования. - Разработать перспективы развития аэропортового предприятия ООО «Аэрокомплекс» Аэропорт Нальчик.
1. Анализ состояния аэропортовой (аэродромной) сети РФ, статистика, основные проблемы развития
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации в 2018 году был разработан "Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры России до 2024 года" в части реконструкции инфраструктуры региональных аэропортов и расширения сети межрегиональных регулярных авиационных маршрутов, минуя Москву, до 50 % от общего количества
3
внутренних маршрутов. План предусматривает реализацию инвестиционных проектов в аэропортовых комплексах России, в том числе в аэропортах Дальневосточного федерального округа. С целью расширения сети межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, в рамках Комплексного плана предусмотрена поддержка авиакомпаний путем субсидирования авиаперевозок и финансовой поддержки обновления парка (субсидирования лизинга) воздушных судов на общую сумму более 60 миллиардов рублей. К 2024 году мероприятия поддержки авиакомпаний позволят дополнительно обеспечить прирост к маршрутной сети до 200 тысяч межрегиональных авиарейсов. Состояние рынка аэропортовых услуг в России существенно уступает развитым рынкам. Россия в настоящее время располагает 282 гражданскими аэропортами. В их число входит 91 аэропорт федерального значения, которые образуют опорную рынка аэропортовых услуг РФ, поскольку охватывают всю территорию страны и обеспечивают потребности в авиаперевозках как внутри страны, так и с зарубежными странами дальнего и ближнего зарубежья. К регулярным международным перевозкам допущено 71. Региональные и местные аэропорты, как правило, имеют грунтовые покрытия, а 70% взлетно-посадочных полос с искусственными покрытиями были построены более 20 лет назад и не отвечают условиям безопасности.
2. Обоснование выбора аэропортового предприятия
Аэропорты являются многофункциональными предприятиями, которые классифицируются в зависимости от годового объема обслуженных пассажиров, обработки грузов и почты и суммарного количества взлетно– посадочных операций воздушных судов. Основной показатель объема годового пассажирооборота аэропорта определяется суммарным количеством обслуженных прилетающих и вылетающих пассажиров, включая транзитных и трансферных (с пересадкой на другой рейс) пассажиров.
4
Основным элементом аэропорта является аэродром. Аэродром предназначен для обеспечения безопасного взлета, посадки, руления, стоянки и хранения воздушных судов. Основным элементом аэродрома является взлетно- 10 посадочная полоса (ВПП), длина которой должна обеспечивать безопасность взлетно-посадочных операций, эксплуатируемых в данном аэропорту воздушных судов. Аэропорт представляет собой комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, и предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников [13].
3. Общая характеристика и показатели работы аэропортового предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Аэрокомплекс» Аэропорт Нальчик создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». Общество является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства РФ. Основной вид деятельности Общества – Деятельность терминалов (аэропортов и т.п.), управление аэропортами. Полное наименование - Общество с ограниченной ответственностью «Аэрокомплекс» Аэропорт Нальчик. Сокращенное наименование – ООО «Аэрокомплекс» Аэропорт Нальчик. Управление современным аэропортом – непростое дело. Будучи одними из самых загруженных транспортных предприятий, аэропорты должны постоянно поддерживать высокий уровень пропускной способности и решать широкий спектр связанных с этой главной целью задач. В этом контексте их менеджерам приходится рассматривать множество вопросов, связанных с отказоустойчивостью, безопасностью, соблюдением законодательства и норм,
5
регулирующих охрану окружающей среды, и эффективным использованием ресурсов, одновременно думая о том, как снизить затраты в условиях очень изменчивого и конкурентного рынка. Деятельность аэропортов осуществляется в интересах пассажиров и других клиентов-потребителей авиауслуг, непосредственно осуществляющих авиационные перевозки либо способствующих их осуществлению. Государственное регулирование в авиатранспортной отрасли представляет собой совокупность мер, норм и правил, благодаря которым государство может воздействовать на участников рынка авиатранспорта для координации, воздействия и контроля за деятельностью авиационных предприятий. В настоящее время система управления аэропортами выглядит следующим образом (рисунок 2).
Рисунок 2 – Структура управления аэропортами РФ
Все ключевые проблемы развития и управления аэропортов в Российской Федерации схематично сводятся к трем основным причинам: старению инфраструктуры из-за продолжительного кризиса в гражданской авиации; отсутствия у государства достаточных средств для поддержания и развития аэропортов; несовершенной и не эффективной структуры управления аэропортами. Требуют особого учета также вопросы нормативного правового регулирования функционирования гражданской авиации и обеспечения безопасности полетов.
4. Генеральный план аэропорта, пропускная способность основных его элементов
Генеральный план аэропорта отвечает основным требованиям: - учтена перспектива развития аэропорта на 20 лет;
6
- базируется на современной технологии работы всех эксплуатационных подразделений аэропорта и обеспечивать максимальную пропускную способность и экономическую эффективность воздушных перевозок; - произведена увязка с ситуационным планом окружающей местности (приаэродромной территории) и генеральным планом города, не создавая трудностей для его развития; - обеспечена надежная транспортная связь с обслуживаемым городом и ближайшими населенными пунктами; - обеспечено рациональное использование территории и соблюдение экологических, санитарных и противопожарных норм технологического проектирования автоматизации зданий и сооружений аэропорта, а также благоустройства участка застройки. Генеральный план аэропорта определен конфигурацией летного поля, отдельных зданий и сооружений служебно-технической территории аэропорта и объектов управления воздушным движением, радионавигации и посадки воздушных судов, а также подъездом со стороны города к аэропорту.
5. Механизм взаимодействия аэропортового предприятия и перевозчика (авиакомпании)
На сегодняшний день через аэропорт осуществляют регулярные пассажирские и грузовые перевозки более 40 ведущих российских зарубежных перевозчиков по 72 направлениям. В это число входит одна из крупнейших грузовых авиакомпаний мира - «LufthansaCargo». В состав аэропорта входит комплекс наземных служб по обслуживанию пассажирских и грузовых перевозок, как российских, так и зарубежных авиаперевозчиков. Службы, с которыми непосредственно связано обслуживание, представлены на рисунке 5.
7
6. Принцип установления ставок аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов
В отношении сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов осуществляется государственное регулирование (Приказ ФСТ России от 19.12.2013 № 242-т/8). Таблица 8 - Ставки сборов и тарифы за наземное обслуживание воздушных судов Услуга Единица измерения Размер ставки сбора и тарифа в рублях, без НДС Аэропортовые сборы За взлет-посадку 1 т/мвм 361,30 За обеспечение авиационной безопасности 1 т/мвм 330,50 Сбор за стоянку ВС пассажирское час +5% к сбору за взлет-посадку (первые 3 часа — бесплатно) ВС грузовое (грузопассажирское) при наличии грузов (почты), подлежащих обработке час +5% к сбору за взлет-посадку (первые 6 часов — бесплатно) ВС грузовое (грузопассажирское) без грузов (почты), подлежащих обработке час +5% к сбору за взлет-посадку (первые 3 часа — бесплатно) Сбор за пользование аэровокзалом Для внутренних рейсов пассажир 95,25 Для международных рейсов пассажир 145,60 Тарифы за наземное обслуживание Для внутренних рейсов пассажир 292,30 Для международных рейсов пассажир 372,10
8
7. Источники и пути увеличения доходов аэропортового предприятия
Для анализа конкурентных преимуществ, влияющих на деятельность «Аэропорт Нальчик» был проведен SWOT-анализ в таблице 9. Таблица 9 - SWOT-анализ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ - опыт на рынке услуг; - недостаточно развитая - гибкие условия предоставления услуг; инфраструктура; - удобное географическое положение, что важно для - устаревшее техническое аэропортов-хабов; оборудование; - сформировавшаяся команда - низкая эффективность работы специалистов; грузового терминала; - стабильная клиентская база; - моральное устаревание - наличие нескольких базовых авиакомпаний, терминальных комплексов и, как имеющих сильные позиции на рынке; следствие, невозможность - предоставление общественно-значимых услуг. обеспечить требуемую пропускную способность ВОЗМОЖНОСТИ УГРОЗЫ - совершенствование технологии отправок - растущая требовательность пассажиров и обработки грузов; - переподготовка и клиентов; повышение квалификации обслуживающего - повышение цен на сырьё и персонала; - оперативность пассажирских и материалы (таблица 8); грузовых перевозок; - гибкие условия - нестабильность налоговых ставок предоставления услуг; - развитие дополнительных и курсов валют.
9
услуг; - развитие инфраструктуры.
Из таблицы видно, что наиболее сильными сторонами ООО «Аэропорт Нальчик» являются: опыт на рынке услуг, удобное географическое положение, наличие нескольких базовых авиакомпаний, имеющих сильные позиции на рынке и предоставление общественно-значимых услуг. Для удержания своих позиций на рынке ООО «Аэропорт Нальчик» проводит реконструкцию морально устаревших терминалов с целью увеличения пропускной способности, а также предоставляет широкий спектр дополнительных услуг. В связи с тем, что сервис, предоставляемый в аэропорту, является одним из ключевых факторов успеха в борьбе за потребителя ввиду постоянно растущей требовательности клиентов, развитие дополнительных услуг будет являться стратегически важным направлением развития деятельности аэропорта. В современных условиях предприятиях необходимо своевременно подстраивать свой бизнес под требования внешней среды, для чего необходимы регулярный сбор и анализ информации, как от внешней, так и от внутренней среды. Если предприятию удастся наладить все внутренние процессы функционирования и направить имеющийся потенциал на реализацию требований внешней среды, то это будет служить залогом успешного стратегического функционирования на рынке и расширению сфер деятельности. Мировая практика свидетельствует, что обеспечить высокое качество авиатранспортных и, в частности, аэропортовых услуг путем обеспечения безопасности и регулярности полётов, повышения культуры обслуживания пассажиров и грузовой клиентуры, повышения уровня сервиса, а также охраны окружающей среды в условиях рыночной экономики, невозможно без осуществления контроля над деятельностью авиапредприятий со стороны государства. В этой связи следует рассмотреть вопросы государственного регулирования в этой области.
10
Таким образом, можно сделать следующие выводы относительно эффективности системы управления предприятием: на данном этапе в ООО «Аэропорт Нальчик» достаточно сильный и высококвалифицированный кадровый состав. Большинство сотрудников имеют высшее образование; все сотрудники находятся в дееспособном возрасте, высвобождаемые в скором времени должности заменит соответствующе подготовленные и квалифицированные сотрудники; предприятие стабильно развивается на рынке, занимает уверенные лидирующие позиции в своем сегменте и находится на хороших позициях в конкурентной среде; на предприятии существует потребность в совершенствовании бизнеспроцессов в коммерческой сфере, в связи с необходимостью развития аэропортового комплекса. 8. Статьи затрат и пути сокращения расходов аэропортового предприятия
Группировка по экономическим элементам включает следующие затраты: - фонд оплаты труда, т.е. трудоемкость производства в стоимостном выражении; 39 - отчисления на социальные нужды, т.е. это специальные бюджетные фонды денежных средств, предназначенные для восстановления живого труда; - амортизация основных производственных фондов, т.е. это та доля стоимости средств труда, используемых в производстве, которая отнесена на себестоимость продукции в отчетном периоде; - материальные затраты - это материалы и предметы труда, стоимость которых переносится на себестоимость производства по мере выполнения работ (услуг); - прочие затраты - денежные средства, различные фонды производственного назначения, объем которых также включается в себестоимость продукции по мере ее выполнения. Можно выделить три способа снижения расходов авиакомпании. Одной из существенных статей расходов в структуре себестоимости перевозок на воздушном транспорте являются расходы на топливо. Изменение стоимости авиационного топлива в первую очередь зависит от мировых цен на нефть, что
11
весьма сложно прогнозировать. Способом экономии расходов, связанных с изменением цены на топливо, является хеджирование рисков. Хеджирование - это заключение контрактов на приобретение топлива в будущем по фиксированным ценам Ещё один известный способ экономии ориентирован на использование в авиакомпаниях однотипных самолётов, что позволяет сократить часть расходов на покупку запасных частей и подготовку и переподготовку летных экипажей. Третий способ экономии достигается снижением аэропортовых расходов, что возможно преимущественно для авиаперевозчиков, использующих небольшие, менее популярные аэропорты.
9. Перспективы развития и предложения по совершенствованию организации функционирования аэропортового предприятия
Деятельность компаний отрасли авиаперевозок подвержена влиянию главным образом следующих рисков: отраслевые и страновые (региональные) риски; финансовые риски; операционные риски; правовые и регуляторные риски. Отраслевой риск представляет собой вероятность потерь, которые могут быть вызваны изменениями в экономическом состоянии отрасли [39, с. 54]. Рассмотрим отраслевые риски авиакомпаний. Риск снижения объемов воздушных перевозок. Ввиду того, что воздушные грузо- и пассажироперевозки – основной вид деятельности авиапредприятий, данный риск превалирует в числе отраслевых. Возможности его реализации способствуют такие факторы, как экономико-политическая обстановка внутри страны и за рубежом, рыночная конкуренция, сокращение доходов и платежеспособности населения, ограничительные меры государства как регулятора отрасли, рост тарифов на авиаперевозки, а также общее падение
12
бизнес-активности. Уменьшение объемов авиаперевозок приводит к снижению основных отраслевых производственных показателей и величины выручки. Риск колебания спроса. Учитывая, что максимальная загруженность производственных мощностей предприятий отрасли авиаперевозок приходится на летний период и не менее 7 месяцев в году наблюдается закономерный спад спроса, среднегодовой процент использования провозных емкостей заметно снижается. В срезе данного риска более выгодная позиция – у крупных компаний, имеющих развитые маршрутные сети, поскольку они способны к адаптации структуры собственных авиалиний под сезонные рыночные перепады.
Заключение Поведенное исследование позволило сделать следующие выводы. Предприятие стабильно развивается на рынке, занимает уверенные лидирующие позиции в своем сегменте и находится на хороших позициях в конкурентной среде. На предприятии существует потребность в совершенствовании бизнеспроцессов в коммерческой сфере, в связи с необходимостью развития аэропортового комплекса. На данном этапе в ООО «Аэропорт Нальчик» достаточно сильный и высококвалифицированный кадровый состав. Большинство сотрудников имеют высшее образование; все сотрудники находятся в дееспособном возрасте, высвобождаемые в скором времени должности заменит соответствующе подготовленные и квалифицированные сотрудники; Система управления предприятия должна в первую очередь отвечать текущим целям и задачам предприятия. Действующая система управления была приемлема на стадии становления компании. В настоящий момент компания прошла этап становления, финансовые показатели находятся на высоком уровне, даже несмотря на сложное экономическое положение в стране. На данном этапе
13
появилась потребность в развитии компании, совершенствовании коммерческой стратегии. Уверенное развитие, рост компании на высококонкурентном рынке диктует свои правила. По мере развития предприятия ООО «Аэропорт Нальчик» меняется система управления и совершенствуется в соответствии с текущими целями.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //СПС Консультант Плюс 2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ //СПС Консультант Плюс 3. Приказ Минтранса России от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2007 № 10186)//СПС Консультант Плюс 4. Авиакомпании предложили правительству пять мер по спасению отрасли [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/ins/business/04/02/2015/54d2379a9a79477883497e33 (дата обращения: 03.10.19) 4. Браун, Марк Г. Сбалансированная система показателей: на маршруте внедрения / Марк Грэм Браун; Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. - 226 с. 5. Вишняков, О. ССП для новичков /О. Вишняков, Д. Ламонов // Консультант. - 2018. - № 7. - С.23-29
14
7. Гайноченко, Т.М. Аэропорты России: состояние и перспективы развития / Т.М. Гайноченко // Вестник транспорта. Научно-практический и информационно-аналитический журнал. – 2018. – № 1. – С. 24-32. 8. Гершун, А. Технологии сбалансированного управления. — 2-е изд., перераб. /А. Гершун, М. Горский. - М.: Олимп-бизнес, 2015. – 212 с. 9. Гершун, А.М. Разработка сбалансированной системы показателей Практическое руководство с примерами. - 2-е изд., расшир/А.М. Гершун, Ю.С. Нефедьева. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2015. - 128 с. 10. Годовой отчет 2018 ПАО «Аэрофлот» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ir.aeroflot.ru/fileadmin/user_upload/files/rus/reports/annual_reports/aeroflot_a r18_rus.pdf (дата обращения: 05.10.19) 11. Горан, Ольве Нильс-и др. Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей / О. Нильс Горан Рой Жан, Веттер Магнус. - Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2015. – 304 с. 11. Горский, М. Золотые страницы. Лучшие примеры внедрения сбалансированной системы показателей (сб. статей) / М. Горский. - М.: ОлимпБизнес, 2016. - 416 с. 12. Гричук, А.Г. Управление по результатам (схемы и таблицы) /А.Г. Гричук. – М.: Олимпия, 2015. – 83 с. 13. Громов, Н.Н. Менеджмент на транспорте : учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / Н.Н. Громов, В.А. Персианов, Н.С. Усков и др. ; под общ. ред. Н.Н. Громова, В.А.Персианова. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 528с. 14. Давыдова, Н.С. Бережливое производство: монография / Н.С. Давыдова. – Ижевск : Издательство Института экономики и управления, ГОУВПО «УдГУ», 2015. – 138 с. 15. Деминг, Джуран и другие. Серия - все о качестве. Зарубежный опыт. Выпуск 15. - М.: НТК «Трек», 2015. – 33 с.
15
16. Деминг, Э. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами / Э. Деминг. – М.: Альпина Паблишерз, 2016. – 420 с. 17. Духонин, Е.Ю. Управление эффективностью бизнеса. Концепция Business Performance Management /Под ред. Генса Г.В. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. - 269 с. 18. Ефимов, П.А. Пути увеличения продаж авиатранспортных предприятий в современных условиях : дис. канд. экон. наук : 08.00.05 / Ефимов Павел Александрович. – М., 2015. – 136 с. 19. Живайкин, С.Н. Качество автотранспортных услуг как фактор социальноэкономического развития региона : дис. канд. экон. наук : 08.00.05 Живайкин Сергей Николаевич. – М., 2015. – 158 с. 20. Курганов, В.М. Логистические транспортные потоки / В.М. Курганов. – М. : ИТК «Дашков и Ко», 2013. – 252 с. 24. Курилова А.А., Полтева Т.В. Влияние рисков российских авиакомпаний на их финансово-хозяйственную деятельность // Карельский научный журнал. – 2017.Том 6. № 4 (21). – с. 228-232. 25. Лавлок, К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия / К. Лавлок. – 4-е изд. / пер. с англ. Т. Безвенюк, О. Медведь, Н. Метоль, А.Мороз, К. Сафонов, Н. Шульпина. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2015. – 1008 с. 36. Росавиация. Сведения об объеме перевозок через аэропорты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.favt.ru/public/materials//e/1/d/e/3/e1de3380546b9c2f993ced8ec10a9e2 6.pdf 37. Рынок авиаперевозок в Российской Федерации: 2018 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://platformaxxi.org/wpcontent/uploads/2019/05/Aviation-Russian-Federation-2018.pdf (дата обращения: 09.09.19) 38. Солуянов, В.К. Государственное регулирование как инструмент обеспечения качества услуг в авиатранспортной отрасли / В.К. Солуянов
16
//Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. – 2015. – № 202. – С. 111-114. 39. Тэпман Л.Н. Риски в экономике: учеб. пособие для вузов / под ред. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 380 с. 40. Управление финансовыми рисками: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. И.П. Хоминич, И.В. Пещанской. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 345 с. 41. Управление эффективностью бизнеса. Концепция Business Performance Management / Е. Духонин [и др.] - М.: Альпина; Бизнес-Букс, 2015. – 353 с. 42. Финансово экономические риски: учебное пособие / Е.Г. Князева, Л.И. Юзвович, Р.Ю. Луговцов, В.В. Фоменко. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 112 с. 44. Чехович, Е.А. Антикризисное управление: учебное пособие / Е.А. Чехович. – М. : Московский государственный технический университет гражданской авиации, 2015. – с.54. 45. Эккерсон, Уэйн У. Панели индикаторов как инструмент управления: ключевые показатели эффективности, мониторинг деятельности, оценка результатов Пер. с англ/Уэйн У. Эссерсон. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. - 396 с.