Фрагмент для ознакомления
2
§ 1. Основные полномочия правительства Российской Федерации, полномочия федеральных министерств и иных органов исполнительной власти
Как уже было сказано, Правительство РФ является «высшим исполнительным органом государственной власти» (ст. 110, Конституции РФ, ст. 1 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»). Основные должностные лица Правительства РФ, порядок их назначения и базовые полномочия Правительства РФ также закреплены в Конституции РФ (ст. ст. 111 – 114 Конституции РФ). Все эти принципы и полномочия закрепляются и уточняются в Федеральном конституционном Законе «О Правительстве Российской Федерации», а также в Регламенте Правительства РФ, принятом Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 (ред. от 17.02.2017) «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации».
Основными конституционными полномочиями Правительства РФ являются:
а) деятельность по разработке, и исполнению государственного бюджета РФ (утверждает государственный бюджет РФ и отчет о его исполнении Государственная Дума РФ).
Собственно, формирование и исполнение бюджета РФ можно назвать наиболее значимой деятельностью Правительства РФ, поскольку реализация абсолютного большинства законов, а также осуществление ежедневной работы государственного аппарата и реализация государственных полномочий требует государственного финансирования. При этом Правительство РФ несет ответственность не только за «расходную часть» бюджета, но и за его наполнение. К последнему относится не только и не столько учет всех возможных доходов, сколько грамотная налоговая и экономическая политика государства, на формирование которой оказывает не последнее влияние правительство.
Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ). Разработка федерального бюджета является исключительной прерогативой и основной конституционной обязанностью Правительства в сфере установления, регулирования и исполнения финансовых полномочий. В разработке проекта бюджета РФ принимают участие Минфин РФ с учетом предложений федеральных органов государственной власти РФ, Центральный Банк РФ, и ряд других организаций, определяемых правительством. При разработке проекта бюджета Правительство РФ выступает координатором деятельности других подразделений, а также несет полную ответственность за конечный результат работы. Порядок формирования и исполнения бюджета определяется Бюджетным кодексом РФ, Регламентом Правительства РФ и подзаконными актами.
б) Правительство обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.
Под проведением единой финансовой, кредитной и денежной политики подразумевается комплекс мероприятий, определяемых различными федеральными законами. Так, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ Правительство РФ осуществляет управление государственным долгом РФ, внутренние и внешние заимствования от имени РФ. В рамках этих полномочий Правительство РФ осуществляет эмиссию государственных ценных бумаг, определяет условия выпуска и обращения облигаций государственных займов, осуществляет внешние заимствования и проводит реструктуризацию внешнего долга РФ. Денежная политика включает в себя, в первую очередь, контроль над официальным соотношением между рублем и денежными единицами других государств, эмиссии наличных денег, формирование резервных фондов. Финансовая политика – это, в свою очередь, стабильная и бесперебойно действующая система безналичных расчетов. Частью финансовой политики является также ценовая политика государства.
в) Правительство обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.
Данное полномочие основывается на чт. 1 ст. 7 Конституции РФ, которая определяет Российскую Федерацию как светское государство, из чего вытекает «обязанность государства по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Конституционные нормы, связанные с реализацией данного пункта, конкретизуются в законе «О Правительстве РФ», ст.ст. 16-18 которого закрепляют обязанности Правительства РФ по
- реализации конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствованию развитию социального обеспечения и благотворительности;
- обеспечению мер по реализации трудовых прав граждан;
- обеспечению мер по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
- содействию решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, реализации молодежной политики;
- разработке и осуществлению мер государственной поддержке развития науки, образования, бесплатного образования;
- обеспечению государственной поддержки культуры и сохранения культурного наследия общегосударственного значения и культурного наследия народов РФ.
Это неполный перечень обязанностей Правительства РФ по обеспечению так называемой «социальной» сферы, которая традиционно потребляет значительную часть бюджета любого государства. В то же время именно социальные показатели отвечают за стабильность государства в настоящем и перспективы его развития в будущем.
г) Правительство осуществляет управление федеральной собственностью.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017) «Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами» (п. 1 ст. 124 ГК РФ). От имени Российской Федерации и иных лиц, указанным в ч. 1 ст. 124 ГК РФ субъектами гражданского оборота выступают органы государственной власти (органы местного самоуправления), наделенные такими полномочиями в соответствии с нормативными актами, определяющими статус этих органов. В отношении федерального имущества таким правом наделяется Правительство РФ, однако его функции носят, в основном, организационный и координирующий, а также контролирующий характер. Непосредственные действия в отношении федерального имущества осуществляют органы государственном власти и иные лица, которым такое имущество предано на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления. В то же время ряд действий в отношении федерального имущества Правительство РФ выполняет непосредственно. Например, Правительство РФ назначает представителей государства в органы управления акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности; разрабатывает и реализует государственные программы приватизации государственного имущества, и др.
д) Правительство осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.
Полномочия по обеспечению государственной безопасности Правительство РФ разделяет с Президентов РФ, в прямом подчинении которого находится большинство «силовых» министерств и ведомств. В соответствии в Конституцией РФ именно Президент РФ принимает меры «принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности» (п. 2 ст. 80 Конституции РФ), является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (п. 1 ст. 87 Конституции РФ), обладает полномочиями по введению военного положения (п. 2 ст. 87 Конституции РФ) либо чрезвычайного положения (ст. 88 Конституции РФ), а также обладает рядом иных полномочий в сфере обороны и безопасности РФ.
Правительство РФ, в свою очередь, обеспечивает «хозяйственную» сторону вопроса: осуществляет руководство мобилизационной подготовкой транспорта, коммуникаций и населения страны; обеспечивает надлежащую работу оборонно-промышленного комплекса и научно-исследовательских организаций, выстраивает систему кадровой подготовки вооруженных сил и силовых ведомств и осуществляет иные функции, руководствуясь федеральными законами.
е) Правительство осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
Данное полномочие реализуется через руководство комплексом правоохранительных органов и учреждений, а также создания правовых, материально-технических и социально-правовых условий их деятельности. Также важной задачей Правительства РФ является совершенствование нормативно-правовой базы по обеспечению законности.
§ 2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
В соответствии со ст. 17 п. 1 Закона РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», в систему исполнительных органов государственной власти субъекта РФ входит высшее должностное лицо субъекта РФ и высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ.
В силу конституционного принципа федерализма, на основании которого происходит разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, с одной стороны, и принципа единства системы органов исполнительной власти, с другой стороны, органы государственной
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
4. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.03.2017) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
6. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
7. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
8. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
9. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
10. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
11. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 07.12.2016) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
12. Указ Президента РФ от 02.07.2005 № 773 (ред. от 19.12.2015) «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
13. Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 (ред. от 29.12.2016) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
14. Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 (ред. от 17.02.2017) «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
15. Постановление Правительства РФ от 01.07.2013 № 809 (ред. от 13.04.2016) «О Федеральной таможенной службе» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
Монографии, учебная и справочная литература
16. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004.
17. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. М., 2014
18. Бахрах Д.Н. Административное право [Электронный документ]. – URL: http://www.be5.biz/pravo/a002/toc.htm
19. Братановский С.Н. Административное право: учебник. М.: Директор-Медиа, 2013
20. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М. 2011
21. Комментарии к Конституции РФ.// URL: http://constrf.ru/razdel-1/glava-6/st-114-krf
22. Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. М., 2013
23. Романов А.А. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». – Персональный сайт независимого юриста Романова А.А. – URL: http://www.romanovaa.ru/localgov-theory-comment184fz
Материалы судебной практики
24. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.12.2012 № 32-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
25. Решение Конституционного Суда РФ от 07.02.2013 «Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
26. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
27. Определение Президиума Верховного Суда РФ от 25.02.2004 № 57пв03 Вывод суда о том, что на создание органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, наделенного функциями социальной защиты и социального обеспечения населения, требовалось согласие федеральных органов власти, признан ошибочным. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
Электронные ресурсы
28. Сайт Правительства РФ. // URL: http://government.ru/gov/