Фрагмент для ознакомления
2
социальные сети, продвигая собственные публичные страницы, аккаунты, официальные сообщества, призванные осуществлять трансляцию информации для пользователей социальных сетей [8, с.96]. Развитие страниц в социальных сетях и микроблогов на сегодняшний день является неотъемлемой частью редакционной политики СМИ.
Аккаунты СМИ в социальных сетях перестают быть неофициальным и непрофессиональным приложением к изданию, становясь признанной и верифицированной его частью. Существует мнение, что социальные сети сами превращаются в настоящие СМИ и подменяют собой традиционные медиа. Вопрос о том, стоит ли воспринимать социальные сети как новый тип СМИ, всё чаще поднимается в научной и журналистской среде. Е. Панченко пишет о возникновении феномена социальной журналистики, «когда все большее участие в процессе производства новостей приобретают читатели, получая возможность влиять на содержание повестки дня и распространяя новости по каналам межличностной коммуникации в социальных сетях».
«Страницы» и «группы» изданий в социальных сетях в настоящее время имеют десятки, иногда – сотни тысяч подписчиков и участников. К примеру, на страницу «Российской Газеты» в социальной сети «Вконтакте» подписаны более 200 тысяч человек (на июль 2015 года), на страницу радиостанции «Эхо Москвы» в Twitter – более 750 тысяч человек (на июль 2015 года).
Статус страниц и аккаунтов в социальных сетях в 2014 году признается не только непосредственными «производителями» и «потребителями» информационного контента, но и государством, которое предлагает приравнять «владельцев» популярных аккаунтов к СМИ и наделить их соответствующими обязанностями [8, с.64].
В связи с популярностью социальных сетей исследователи говорят о новом этапе медиаконвергенции СМИ с социальными сетями. При взаимодействии профессиональной и социальной журналистики происходит формирование новой медиасистемы. Ниже мы выделим общие свойства трех социальных сетей, которые активно используются СМИ для самопрезентации.
Отсутствие необходимости создавать уникальный контент и возможность лишь наполнять существующие шаблоны с помощью универсальных и простых инструментов – характерная черта социальных сетей. Лишенные необходимости придумывать новые формы и возможности для самовыражения, пользователи социальных сетей сначала перестают нуждаться, а затем теряют саму способность воспринимать контент, визуально и содержательно выбивающийся за рамки привычного формата социальных сетей.
Представляется, что СМИ создавали страницы в социальных сетях, следуя определенному веянию моды, когда наличие страниц в социальных сетях считалось признаком «современности» СМИ. Однако сегодня страницы СМИ в социальных сетях – это уже необходимость искать пути к аудитории в привычной для нее среде, которая все чаще подменяет собой реальность и вытесняет ее.
П. Гуревич отмечает следующие особенности культурных явлений, которые присущи массовой культуре – тиражирование образцов, сублимация целей, наркотический характер – все они неоспоримы при анализе массового сознания социальных сетей. Т. Злотникова, ссылаясь на Ф. Ницше, приводит четыре принципиально важных тезиса, которые реализуются в культурной практике и которые мы можем дополнить ссылками на конкретные проявления именно в сфере конвергенции СМИ и интернета [7, с.88].
СМИ в социальных сетях выступают упрощенными для обывателя версиями себя. В условиях все большей виртуализации реальности работа СМИ также должна подстраиваться под нее. Иными словами, в культурном пространстве социальных сетей СМИ уже отражают не реальность, а сами себя, все больше сокращая и упрощая текст в широком смысле слова, чтобы донести его до массовой аудитории.
2. Анализ наполнения интернет-сайтов печатных СМИ
2.1. Формирование и функции сайтов газет и страниц социальных сетей
Из традиционных средств массовой информации старейшим является печатная периодика. Ниже мы рассмотрим механизм взаимодействия печатных СМИ с интернетом. Основанием является расширение социокультурного горизонта, в котором может продолжать развиваться и укреплять свое влияние система традиционных СМИ.
Для исследования были выбраны три печатных издания – «Российская Газета», «Коммерсант» и «Новая Газета», сайты которых входят в десятку самых популярных новостных изданий России.
- «Российская Газета» позиционирует себя на официальном сайте как «издание Правительства Российской Федерации, официальный публикатор документов». Тираж ежедневного выпуска –160 тысяч экземпляров (на момент проведения исследования –декабрь 2016 года).
- «Общенациональная деловая газета» (информация с официального сайта)
«Коммерсант» позиционирует себя как деловое издание, не демонстрирующее явно свою политизированность. Газета не является рупором какой-либо политической партии, но при этом и не выступает явным оппозиционером действующей власти. Тираж ежедневного выпуска – 125 тысяч экземпляров (на момент проведения исследования – декабрь 2016 года).
- «Новая Газета» является общественно-политическим изданием, официальным владельцем которого считается коллектив издания. «Новая Газета» позиционирует себя независимым СМИ. Тираж – 284 тысячи экземпляров (на момент проведения исследования –декабрь 2016 года).
Газеты имеют различную периодичность выпуска (на момент проведения исследования – декабрь 2016 года): «Новая Газета» выходит по понедельникам, средам и пятницам; «Коммерсант» и «Российская Газета» являются ежедневными.
«Новая Газета», «Коммерсант» и «Российская Газета» имеют страницы в нескольких социальных сетях. Мы проводим анализ на базе новостных аккаунтов СМИ в социальной сети «Вконтакте». Данная социальная сеть выбрана нами в связи с особенностями ее организации – только в этой социальной сети можно постранично посмотреть публикации, оставленные на той или иной странице с момента ее создания.
В отличие от социальной сети «Вконтакте», в Facebook можно посмотреть информацию, оставленную в определенный период времени, что затруднительно в случае проведения исследования. В Twitter – линейная организация, предоставляющая возможность смотреть последние две тысячи твитов (по информации автора). В связи с тем, что, к примеру, «Российская Газета» публикует около 300 твитов в день, информация становится недоступной в течение небольшого промежутка времени.
Для нашего исследования важно отметить характер использования печатными СМИ возможностей интернета: редакцией издательского дома «Коммерсант» публикуется информация на страницах, посвященных разным изданиям и приложениям, выпускаемым издательским домом («Коммерсант Власть», «Коммерсант Деньги», «Коммерсант Огонек» и др.). «Российская Газета» имеет несколько страниц в социальной сети «Вконтакте», которые посвящены различным разделам («РГ» – право знать» – верифицированная страница со списком нормативных документов, «РГ» – Искусство видеть» – неверифицированная (администрацией социальной сети, но официальная) страница о культуре).
Мы будем рассматривать деятельность основных (верифицированных) страниц, ссылки на которые ведут с официального сайта издания: страница «Российской Газеты», страница газеты «Коммерсант», страница «Новой Газеты». Все три издания имеют новостные аккаунты СМИ в социальной сети «Вконтакте» с приблизительно одинаковой активностью аудитории.
В 2016 году в России каждое крупное печатное издание федерального и регионального уровня имеет свой сайт. «Новая Газета» предоставляет своим посетителям возможность читать Pdf-версии печатных изданий – бесплатно и без регистрации.
ИД «Коммерсант» также публикует архив номеров с 1997 года, однако ознакомление с Pdf-версией газеты – платная услуга, которая предоставляется при оформлении подписки. Чтобы прочитать один номер в формате Pdf на сайте издания, читателю придется заплатить 50 рублей, одну полосу – 12 рублей.
«Коммерсант» предоставляет возможность познакомиться с текстами и иллюстрациями, не сверстанными в газетные полосы. Текстовые и иллюстративные материалы публикуются на сайте списком, с указанием номера полосы, на которой был опубликован текст или иллюстрация.
На сайте «Российской Газеты» можно бесплатно прочитать содержания выпусков. Возможности читать сверстанную версию газеты нет. Таким образом, на сайтах исследуемых газет можно ознакомиться с уникальным контентом сайта и содержанием каждого номера печатного издания без верстки (бесплатно) и сверстанной газеты (платно).
2.2. Анализ контента сайта газеты «Российская газета»
Правительственное издание «Российская Газета имеет сложно организованный сайт, информация на котором обновляется круглосуточно. Сайт имеет возрастную маркировку «12+» и несколько уровней рубрикации: по темам, по тегам, по географии опубликованных текстов, времени публикации и т.д.
На сайте представлены рубрики «Власть», «Экономика», «В регионах», «В мире», «Происшествия», «Общество», «Спорт», «Культура».
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Научная и учебно-методическая литература
1. Амзин, А. Новостная интернет-журналистика: Учебное пособие для студентов вузов / А. Амзин. — М.: Аспект Пресс, 2012. — 143 c.
2. Баранова, Е.А. Конвергентная журналистика. Теория и практика. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е.А. Баранова. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 269 c.
3. Корконосенко, С.Г. Политическая журналистика: Учебник для бакалавриата и магистратуры / С.Г. Корконосенко. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 319 c.
Статьи из журналов
4. А. А. Градюшко Жанрово-стилистические особенности новостной веб-журналистики // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № (95).
5. Арсланова, А. И. Современная коммуникационная ситуация и принципы формирования интернет-сообществ [Текст] / А. И. Арсланова // Вестник Башкирского университета. – 2011. – Т. 16, №2. – С. 549-552.
6. Задоркина С. В. Развитие средств массовой информации в контексте инновационного развития современного общества // Власть. 2012. №10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sredstv-massovoy-informatsii-v-kontekste-innovatsionnogo-razvitiya-sovremennogo-obschestva (дата обращения: 01.04.2017).
7. Ивченков, С. Г. Механизм воздействия СМИ на общественное мнение в регионе [Текст] / С. Г. Ивченков // Известия Саратовского университета. Сер. «Социология. Политология». – 2008. – Т.8, №2. – С. 21-25.
8. Кастельс, М. Медиабизнес, медиаконвергенция и конвергенция в журналистике [Текст] / М. Кастельс // Медиаконвергенция и мультимедийная журналистика: материалы к обучающим семинарам / сост. С. Балмаева. – Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета; Кабинетный ученый, 2011. – С. 7-16.
9. Красноярова, О.В. Медиа как среда современного человека [Текст] / О. В. Красноярова // Известия ИГЭА. – 2010. – №6. – С. 159-163.
10. Ларина, Ю. Зарядка зрителя от сети: телевидение и социальные сети стремительно объединяются, создавая совершенно новое телевидение [Текст] / Ю. Ларина // Огонёк. – 2011. – № 46. (13.06.2014).
11. Малеина, Е. А. Взаимодействие современных СМИ с социумом в контексте деятельности журналистов [Текст] / Е. А. Малеина, Т. С. Злотникова // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – №4. – С. 230–233.
Интернет-источники
12. Крайнова К. А. Интернет как средство политической манипуляции в современном политическом управлении // PolitBook. 2013. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/internet-kak-sredstvo-politicheskoy-manipulyatsii-v-sovremennom-politicheskom-upravlenii (дата обращения: 01.04.2017).
13. Луканина, М. С. Текст средств массовой информации и конвергенция [Электронный ресурс] / М. С. Луканина // Политическая лингвистика. – 2016. – №20. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/tekst-sredstv-massovoy- informatsii-i-konvergentsiya. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
14. Машнинова Ю. В. СМИ: от печатных к электронным // Научная периодика: проблемы и решения. 2011. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/smi-ot-pechatnyh-k-elektronnym (дата обращения: 01.04.2017).
15. Подставко Е. Н. Классификации сетевых изданий Рунета // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2011. №6 (101). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsii-setevyh-izdaniy-runeta (дата обращения: 01.04.2017).
16. Сергеев Е. Ю. Средства массовой коммуникации в условиях глобализации // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2009. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-massovoy-kommunikatsii-v-usloviyah-globalizatsii (дата обращения: 01.04.2017).
17. Синдинская М. В. Печатные средства массовой информации. Расширение возможностей // Rhema. Рема. 2010. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pechatnye-sredstva-massovoy-informatsii-rasshirenie-vozmozhnostey (дата обращения: 01.04.2017).