Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность курсовой работы. Образовательная среда является частью социальной, жизненной среды человека. Доброжелательная атмосфера; высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, одинаковые способы оценивания учащихся; высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и процесс обучения, а также вовлеченность родителей; обучение социальным навыкам взаимодействия - повышают безопасность образовательной среды и ее защитную функцию.
Новая Концепция и программа развития образования в сфере культуры и искусства позволит детским школам искусств осуществлять деятельность, направленную на укрепление позиций признанного во всем мире российского высокоэффективного профессионального образования в области музыкального искусства в соответствии с историческими традициями. Психологическое сопровождение, способствующее созданию психологической безопасности через снижение психологического насилия в образовательной среде, является фактором, гармонизирующим психологическое здоровье участников образовательного процесса. Психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС должно быть ориентировано не только на психодиагностическую и коррекционно-развивающую совместную деятельность с детьми, но и на тесное сотрудничество с семьями воспитанников и педагогическим коллективом организации. Повышенный творческий потенциал одаренного ребенка естественным образом указывает нам тот путь, по которому необходимо идти, чтобы построить адекватную методику обучения таких учащихся.
Цель курсовой работы: рассмотреть психологические характеристики образовательной среды дополнительного образовательного учреждения.
Задачи курсовой работы:
1. изучить психологические характеристики образовательной среды детской музыкальной школы;
2. выявить модель формирования музыкальной культуры у детей 6-9 лет;
3. рассмотреть методику развития музыкальной культуры учащегося средствами обучения игре на гитаре;
4. провести диагностику влияния образовательный среды на развитие музыкальных способностей ребенка.
Объект исследования – образовательная среда дополнительного образовательного учреждения.
Предмет исследования – психологические характеристики образовательной среды.
В работе использованы источники следующих авторов: Горбачева А.С.; Долгушина М.Ю.; Крючкова И.А.; Недвицкая М.Н.; Овчаренко В.А.; Фролова Т.Л.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретический анализ характеристик образовательной среды дополнительного образовательного учреждения
1.1. Психологические характеристики образовательной среды детской музыкальной школы
Современные тенденции развития образования, возросшие требования к личности учащегося, усилили потребность в формировании творческой индивидуальности каждого ребёнка, реализации его творческих способностей, развитии творческой деятельности. На сегодняшний день важными качествами личности становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и эмоции, умело сочетать в своём мышлении и поведении образное и логическое начало, во взаимодействии с высокохудожественными образцами музыкальной культуры. [13, с. 58]
В начальной школе при помощи учителя дети учатся оценивать свои действия и свои потенциальные ресурсы и возможности. Чем больше степень объективности ребенка в самооценке своих возможностей, тем легче проходит процесс его социализации в коллективе класса, тем легче ему найти свое место в классе. Налаживание отношений с классом – первая ступень к успешному развитию коммуникативной компетенции. Однако, если педагог высказывает ребенку негативную оценку его возможностей и способностей, часто одергивает его, то у ребенка может сформироваться ощущение чувства дискомфорта, неполноценности с психологической и социальной точки зрения, что будет провоцировать уход в себя и снижение степени коммуникативной активности – и тогда ребенку будет на порядок сложнее при отсутствии практики работать над созданием текста любого функционально-смыслового стиля. Поэтому первоосновой обучения младших школьников является психолого-педагогическая подоплека отношений ребенка и педагога начальных классов. Если взаимодействие ребенка и педагога продуктивно, ребенок находит свое место в коллективе, и его социализация проходит по позитивному типу, то и научить такого ребенка вниманию к своим способностям будет гораздо легче и быстрее, чем десоциализированного, замкнутого ребенка. [16, с. 18]
Практической целью возрастной психофизиологии является выбор оптимальных средств, методов воспитания и обучения, соответствующих физиологическим механизмам, обеспечивающим те или иные психические функции. Такое соответствие является важнейшим условием оптимального развития ребенка. [21, с. 69]
Наблюдения Л. Выготского, Б. Теплова, М. Таборидзе показывают, что детское восприятие носит специфический характер. Следовательно, в практике музыкального воспитания непременно нужно предусматривать некоторые важные психологические и педагогические факторы.
По данным научных исследований можно сделать вывод, что дети младшего школьного возраста имеют способность к эстетической оценке. Но основная трудность заключается в сложности ее выявления, поскольку в этом возрасте эстетическое переживание ребенком художественных произведений ослабляется интересом к предметному содержанию. Тембр и ритм очень рано привлекают внимание ребенка и определяют развитие музыкального переживания. Впечатление ребенка от того или иного музыкального произведения почти всегда возникает под влиянием этих двух понятий. Мелодия остается часто для ребенка недоступным моментом. Однако, многие дети довольно точно воспроизводят мелодию и правильно определяют ее характер. Следовательно, дети, как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте, обладают некоторой способностью эстетического восприятия и оценки, хотя эта способность проявляется у них неодинаково, так как ее обусловливают и индивидуальные данные ребенка, и условия его жизни.
Таким образом, весь учебный процесс, построенный с учетом возрастных особенностей детей, должен быть направлен на то, чтобы в процессе систематических занятий учащиеся могли не только узнавать выразительные стороны музыкального произведения, но и разобраться в его структуре, с тем, чтобы выработать определенные навыки для осмысленного восприятия музыки.
Д.Б. Кабалевский главные задачи музыкального воспитания школьников видел в том, чтобы привить учащимся любовь и интерес к музыке, развить творческие способности ученика.
Музыкальность как подсистема культуры личности представляет собой комплекс способностей, которые обеспечивают успех музыкальной деятельности. Б.М. Теплов доказал, что музыкальность присуща каждому человеку. Однако она зависит от определенных анатомо-физиологических особенностей индивида. Одновременно для развития музыкальных способностей и музыкальности в целом необходима музыкальная деятельность. [34, с. 65]
Развитие и формирование музыкальной культуры детей, согласно Ю.Б. Алиеву, происходит в три этапа:
• формирование общего культурного уровня – т.е. развитие художественных, культурных и музыкальных предпочтений в ходе получения жизненного опыта.
• формирование общей музыкальной культуры – т.е. формирование целостного, универсального и доступного для всех детей (независимо от уровня их музыкальной образованности) опыта постижения непреходящих общечеловеческих ценностей музыкального искусства
• формирование специфической профессиональной музыкальной культуры – т.е. высокоразвитой музыкальной культуры личности, которая опирается на индивидуальный для личности путь познания произведений музыкального искусства в соответствии с особенностями личности и мировоззрения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: [учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 03070 Музык. Образование] / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – М.: ACADEMIA, 2004, – С. 15–16
2. Балл Г. Современный гуманизм и образование // Социально–философские и психолого–педагогические аспекты / Г. Балл.: Листа – М., 2003. – 128 с.
3. Беркман Т.Л. Анализ усвоения музыкальных знаний / Т. Л. Беркман // Усвоение знаний и развитие младших школьников / под ред. Л. В. Занкова. – М.: Просвещение, 1965. – С. 72–118
4. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. – С. 98
5. Ветхова Е.Р., Архипова М.В. Современные информационно – коммуникационные технологии как средство повышения мотивации изучения иностранного языка подростками / психология и педагогика в образовательной и научной средемеждународное научное периодическое издание по итогам международной научно–практической конференции. 2016. С. 25–26.
6. Вергелес Г. И., Раев А. И. Творческие способности как предмет психолого–педагогического исследования // Младший школьник: формирование и развитие его личности: Сб. научных трудов. СПб.: Изд–во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002.
7. Галянт И.Г. Пути художественно–эстетического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС // Вестник ЧГПУ. 2015. №2.
8. Гильманов С.А. Психологические характеристики музыкального мышления // Вестник Тюменского государственного университета. Социально–экономические и правовые исследования. 2012. №9.
9. Грозных П.А. Особенности развития музыкальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф.: Т. I. – Пермь: Меркурий, 2011. – С. 120–121.
10. Горбачева А.С. Мотивация получения подростками музыкального образования в условиях ранней профессионализации / Наука: комплексные проблемы. 2017. № 2 (10). С. 37–41.
11. Долгушина М.Ю. Музыка как феномен художественной культуры [Электронный ресурс] // Аналитика культурологии. – 2009. – № 14., режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/muzyka–kak– fenomen–hudozhestvennoy–kultury.
12. Ефремова Н.И. Ритмика Э. Жак–Далькроза: вчера, сегодня, завтра // Вестник ЧГАКИ. 2013. №1 (33). – С. 109–114
13. Косова А.В. Генезис понятия культура // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2013. №3 (27). С. 176–184
14. Крючкова И.А. «Развитие музыкальных способностей младшего школьного возраста» // [Электронный ресурс], портал dmee.ru (Справочники, творчество), режим доступа: http://dmee.ru/docs/100/index–8512.html, (дата обращения: 10.11.2018)
15. Лаптев И.Г. Инструментальное музицирование как путь активизации развития музыкальных способностей младших школьников // Педагогическое образование в России. 2013. №5. – С.182–187
16. Мадорский Л.В., Зак А.С. Музыкальное воспитание ребенка. М.: Айрис–пресс, 2010. – 128 с.
17. Майданов А.С. Методология научного творчества. / А.С. Майданов. – изд. ЛКИ. – 2008. – 512 с.
18. Мальцева Л.В. «Искусство, философия, общественное сознание» Общество: философия, история, культура, №. 1, 2012, С. 19–22.
19. Махлина С.Т. «Семиотика искусства в XXI в» Вестник Санкт–Петербургского государственного университета культуры и искусств, no. 3 (16), 2013, С. 6–14.
20. Музыкальная культура // Определение понятия / [Электронный ресурс], Энциклопелия на «Академике», dic.academic.ru, режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ekaterinburg/321/МУЗЫКАЛЬНАЯ
21. Недвицкая М.Н. Теория и практика организации педагогического взаимодействия школы и семьи / М. Н. Недвицкая. – М.: УЦ Перспектива, 2011. – 152 с.
22. Овчаренко В.А., Фролова Т.Л. О развитии творческих способностей ребенка // Сервис в России и за рубежом. 2009. № 3. – С.57–62
23. Попова Н. В. Музыкальное наследие ХХ века и проблемы его освоения в общеобразовательной школе // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. №1 (25). С.146–156
24. Привалова Т.Д., Петрова О.Ю. Развитие творческих способностей детей в системе дополнительного образования // Научно–методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1871–1875.
25. Рапаева М.Н., Березина Е.С. Психологические особенности музыкального восприятия в младшем школьном возрасте // [Электронный ресурс], портал Педагогика online, режим доступа: http://aneks.spb.ru/index.php?Itemid=25&option=com_content&view=article&catid=28&id=978
26. Самохина С.В. Методы активизации изобретательства в развитии музыкально–творческих способностей детей дошкольного возраста // Вестник МГУКИ. 2011. №2. – С.183–189
27. Семячкина Г.А. Педагогические условия развития музыкальных способностей в системе дополнительного образования младших школьников // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 94. – С. 206
28. Соколова А.В. Музыкальная культура как объект философского анализа // [Электронный ресурс] / Научные исследования в области гуманитарных наук, Секция Теория и история культуры, 2018, режим доступа: http://evansys.com/articles/nauchnye–issledovaniya–v–oblasti–gumanitarnykh–nauk–sbornik–nauchnykh–trudov–po–itogam–mezhdunarodno/sektsiya–8–teoriya–i–istoriya–kultury–spetsialnost–24–00–01/muzykalnaya–kultura–kak–obekt–filosofskogo–analiza/
29. Стародубцева М. Психолого–педагогические особенности формирования музыкального вкуса младших школьников // [Электронный ресурс], портал «Урок.рф.», режим доступа: https://урок.рф/blogs/psihologopedagogicheskie_osobennosti_formirovaniya_m_123209.html, (дата обращения: 09.11.2018)
30. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // [Электронный ресурс], портал «Кoob.ru», режим доступа: http://www.koob.ru/teplov/psych_musical_abilities (дата обращения: 10.11.2017)
31. Шафеев Р.Н. Музыкальная культура как система: диссертация кандидата философских наук: 24.00.01. – Казань, 2007. – 174 с.
32. Юрченко Ю.В., Корнейшикова Н.В. Особенности развития творческих способностей детей средствами музыкальных занятий // Символ науки, № 4, 2016, – 186 – 190