Фрагмент для ознакомления
2
Исследования Н.Л. Фигурина, Н.М. Денисовой, Н.М. Щелованова, Н.М. Аксариной, Л.Г. Голубевой, М.Ю. Кистяковской и других позволяют проследить, как происходит сенсорное развитие в первые годы жизни ребёнка. Так, О.В. Баженова указывает на то, что путь развития восприятия ребёнка сложен. Много интересных, больших изменений происходит в этот период, в первую очередь они относятся к развитию основных видов чувствительности. Как отметила Г.А. Урунтаева, органы чувств новорождённого начинают функционировать с момента рождения [12, c. 25].
Как показывают наблюдения В.С. Мухиной, к 3-4 месяцам, т.е. до овладения ползанием, хватанием и манипулированием, совершенствуется зрительное и слуховое сосредоточение. Зрение и слух, по мнению Мухиной, объединяются между собой: ребёнок поворачивает голову в ту сторону, откуда раздаётся звук, ищет глазами его источник [19, c. 212].
Ребёнок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов с меркой, которой выступает не только конкретный предмет, но и представление о нём. Г.А. Урунтаева выделила особенности сенсорного развития в раннем детстве [12, c. 43]:
- складывается новый тип внешних ориентировочных действий;
- примеривание, а позднее зрительное соотнесение предметов по их признакам;
- возникают представления о свойствах предметов;
- освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности.
А.В. Запорожец указывал, что в дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность [16]. Л.А. Венгер обращает внимание на то, что главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов [17, c. 332].
Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Соотношения осязания и зрения в процессе обследования предметов неоднозначны и зависят от новизны объекта и стоящей перед ребёнком задачи. Так, при предъявлении новых предметов, по описанию В.С. Мухиной, возникает длительный процесс ознакомления, сложная ориентировочно-исследовательская деятельность. Дети берут предмет в руки, ощупывают, пробуют на вкус, сгибают, растягивают, стучат об стол и пр. Таким образом, они сначала знакомятся с предметов в целом, а потом выделяют в нём отдельные свойства. В ходе выполнения разных видов деятельности при соответствующем педагогическом руководстве средние дошкольники учатся наблюдать, рассматривать объекты для выделения разных его сторон.
Н.Н. Поддъяков выявил следующую последовательность действий ребёнка при обследовании предметов. Первоначально предмет воспринимается в целом. Затем вычленяются его главные части и определяются их свойства (форма, величина и пр.). На следующем этапе выделяются пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева). В дальнейшем вычленении более мелких деталей устанавливается их пространственное расположение по отношению к их основным частям. Завершается обследование повторным восприятием предметов [19, c. 68].
3. Содержание сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в современных программах для ДОУ
У дошкольника на третьем году жизни появляется стремление более чётко следовать образцу, который задан взрослым. Дошкольник при предъявлении дидактического материала с удовольствием рассматривает его, слушает, что говорит и объясняет взрослый, понимает, что от него хотят, и только после всех объяснений начинает действовать, следуя при этом инструкциям взрослых.
На третьем году жизни задачи сенсорного развития существенным образом усложняются, что связанно с общим психофизическим развитием, в первую очередь, началом появления новых типов деятельности (игровой, элементарной продуктивной). Во взаимосвязи с этим нужно создавать условия для интенсивного накопления разных представлений о фактуре, форме, цвете, величине, удалённости явлений и предметов как в ходе специально организованных игрзанятий, так и в повседневной жизни. При этом важно, чтобы представления о сенсорных характеристиках и качествах предметов были не только обширными, но и систематизированными.
После 3-х лет главное место в сенсорном воспитании занимает знакомство детей с общепринятыми сенсорными эталонами и методами их потребления. Учитывая резкий скачок в развитии речевой функции, нужно учитывать стремление детей к воспроизведению – вслед за взрослым – слов-названий цвета, формы и самостоятельному их употреблению.
Содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в детском саду имеет свои особенности. Под содержанием понимается система знаний, умений, отобранных для изучения. [26, с. 41] Они объясняются особенностью геометрических понятий, педагогическими традициями в обучении дошкольников, требованиями современных учебных заведений к уровню как общего умственного, так и сенсорного развития детей.
В первую очередь, содержание формирования сенсорного воспитания обуславливается психологическим развитием детей. Особенностью психического развития детей является преобладание наглядно-действенного (с 3 до5 лет) и наглядно-образного (с 5 до 10 лет) мышления.
Белошистая А.В. сформулировала принципы отбора содержания формирования сенсорного воспитания [11, с. 29]:
1. Принцип преимущественного использования модельного подхода к обучению, т.е. представление понятий в виде вещественных моделей;
2. Принцип системности, который обеспечивает взаимосвязь изучаемых понятий;
3. Принцип преемственности, для целенаправленного процесса обучения по возрастам и предматематической подготовки.
Все три принципа учитываются при создании программ развития детей дошкольного возраста, в том числе и при формировании у них сенсорных представлений. Изучив и проанализировав программы «От рождения до школы», «Радуга» и «Детство», мы можем определить, что программа каждой возрастной группы включает следующие разделы: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени». Все эти разделы тесно связаны между собой, при этом в каждой возрастной группе есть свои особенности, которая описала в своих трудах Тарунтаева Т.В. [5, с.54]
Требования программ по формированию сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста в программах: «От рождения до школы», «Радуга», «Детство» представлены в приложении 1. Проанализировав данную таблицу, можно сделать вывод о сходствах и отличиях в требованиях к формированию представлений о геометрических фигурах и форме у детей дошкольного возраста всех трех программ.
Младшие группы
«Форма». Включает знакомство детей с кругом, треугольником, шаром, кубом. Называние этих фигур соответствующими словами. Учат детей приемам обследования предметов осязательно-двигательным и зрительным путем.
Во всех трех программах это начальный этап формирования элементарных геометрических представлений. Во всех трех программах во второй младшей группе происходит формирование представлений о цвете, форме, размере предметов. Во всех трех программах происходит знакомство с первыми простейшими формами: круг, треугольник, шар, куб
Специфичным для программы «Детство» является требование к осязательно-двигательному обследованию форм и умению на основании этого обследования называть геометрические фигуры, а так же умение выделять из 3-4 предметов идентичный образцу.
Знания, полученные во второй младшей группе являются базой для дальнейшего развития представлений геометрических фигур, и форм у детей дошкольного возраста в дальнейшем.
Средняя группа
«Форма». Кроме различия фигур, дети должны уметь их называть. Дети должны представлять, что фигуры могут быть разных размеров.
В средней группе по планам всех образовательных программ продолжается накопление опыта в представлении геометрических фигур, и форм.
Вводятся новые формы: овал, цилиндр. Дети закрепляют представления о фигурах и телах
Специфичным для программы «Детство» является требование к умению установления логических связей между группами предметов.
Развивать представления о фигурах, добавляется шар и куб. Учить выделять особые признаки. Познакомить с прямоугольником. Формировать представление о разных размерах фигур. Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами
Специфичным для программы «От рождения до школы» является выделение в отдельную форму деятельности умение делить предмет на
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. СПб, «Детство-Пресс», 2011.
2. Алексеевская Н. «Карандашик озорной», М., Лист, 2008.
3. Брэдвей Л., Олберс Хил Б. «Ребенок от 0 до 3 лет», М., Юнвес, 1997.
4. Борисенко М.Г., Н.А. Лукина «Диагностика развития ребенка». СПб. «Паритет» 2006 г.
5. Венгер Л.А, Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет», М. «Просвещение», 2010.
6. Глейзер, Г.Д. Развитие пространственных представлений школьников при изучении геометрии. - М.: Педагогика, 1972. - 423 с
7. Година Г.Н., Пилюгина Э.Г. «Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста», М., «Просвещение», 2005.
8. Граббет Р. «Игры для детей от 2 до 6», М., Росман, 1999.
9. Григорьева Г.Г. «Педагогика раннего возраста» (по программе «Кроха»), М., Академия, 2008.
10. Далингер, В.А. Методика формирования пространственных представлений у учащихся при обучении геометрии: учебное пособие. - Омск: Изд-во ОГПИ, 1992. - 96 с.
11. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре», М., Просвещение, 1992.
12. Ершова Е.А. «Развивающие занятия», общество «Знание» России, СПб., 1994.
13. Лич П. «Младенец и ребенок. От рождении до пяти лет», М.: Педагогика, 1985.
14. Лямина Г.М. «Воспитание и развитие детей раннего возраста», М., 1981.
15. Нищева Н,В. «Разноцветные сказки», С-Пб., «Детство-Пресс», 2014.
16. Нищева Н.С. «Система коррекционной работы», С-Пб., «ДетствоПресс», 2012.
17. Новоселова С.Л. «Д/игры и занятия с детьми раннего возраста», М., Просвещение, 1985.
18. Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г., Волосова Е.В. «Раннее детство: познавательное развитие», М., «Мозаика-Синтез», 2000.
19. Пилюгина Э.Г. «Занятия по сенсорному воспитанию», М., «Просвещение», 1983.
20. Пилюгина З.Г. «Сенсорные способности малыша», М., «Просвещение», 2006.
21. Ситаров В.А., Маралов В. Г. «Психология и педагогика ненасилия» М., 1997.
22. Смирнова Е. «Возраст нераскрытых резервов», Д/в № 5, 2000.
23. Соловьева Е. «Планирование занятий по математике в разновозрастной группе (2-4,5 г.), Д/в, № 8, 2012.
24. Тимофеевский А. «Геометрия малышам», М., Омега, 1999.