Фрагмент для ознакомления
2
управление государством, так как обеспечивают все органы государства денежными ресурсами, а с другой стороны, являются информационным источником, позволяющим осуществлять всю деятельность государства рационально, прозрачно и в необходимые для нормального развития государства определенные сроки. Например, деньги на ГСМ из бюджетной системы должны приходить вначале весны, чтобы обеспечить нормальную посевную без разорительных кредитных затрат, а не осенью, когда уже собирают урожай, что в настоящее время происходит почти регулярно.
Все отрасли права делятся на публичное и частное право, и именно в зависимости от этого нормы права определяют веления государства в той или иной форме - диспозитивной или императивной, что является методом правового регулирования. Несомненно, что нормы финансового права относятся к категории публичного права, однако особенность этой отрасли права состоит в том, что это самая рыночная отрасль из всех публичных отраслей права и именно в этой отрасли права ярко проявляется суть тех кибернетических понятий, которые лежат в основе управления вообще и на которых основывается современная школа финансового права: это - системный анализ, прямые и обратные связи, информационная сущность норм финансового права и мониторинг, постоянное слежение рублем за всеми процессами, происходящими в государстве и обществе.
1.2. Правовая база регулирования в сфере финансов РФ
Система финансового права как отрасли права является основой для формирования финансового права как отрасли законодательства.
На сегодняшний день в данной сфере приняты два не связанных между собой кодифицированных акта – Бюджетный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации , установившие легальные дефиниции бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Наряду с этим действуют иные законодательные акты, затрагивающие сферу финансовой деятельности публично-правовых образований, например, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» , Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» . При этом указанные акты отдельной отрасли законодательства, основанной на единых общих началах, не создают, на что обращается внимание в научной литературе [1, с. 31–39]. По этой причине некоторые авторы указывают на трансформацию финансового права в комплексную отрасль законодательства.
Само понятие «финансовое законодательство» используется главным образом лишь в научных трудах. Легально термин «финансовое законодательство» содержательно не раскрывается и используется в незначительном количестве правовых актов. О финансовом законодательстве в своих актах упоминают Президент Российской Федерации , Конституционный Суд Российской Федерации , Правительство Российской Федерации1 и отдельные федеральные органы исполнительной власти2.
В ранее действующем Общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2171 выделялась отдельная отрасль законодательства – законодательство о финансах и кредите, включающее общие положения финансовой системы, основы бюджетного устройства и бюджетного процесса, налоговую систему Российской Федерации, финансирование отраслей хозяйственной деятельности, инвестиции, страхование, банковскую деятельность, сберегательное дело, займы, лотереи, денежную систему Российской Федерации, акции, облигации, векселя и другие ценные бумаги, валютное регулирование, государственный долг, бухгалтерский учет, финансовый и налоговый контроль (ревизии, санкции), аудиторскую деятельность, ответственность за нарушение финансового законодательства . В 2000 г. Общеправовой классификатор отраслей законодательства был заменен на классификатор правовых актов, в котором обособленно выделен массив правовых актов «Финансы», мало отличающийся по содержанию от закрепленного ранее законодательства о финансах и кредите (добавилось управление в сфере финансов, самостоятельными разделами выделены федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, казначейство, вместо налоговой системы Российской Федерации говорится о налогах и сборах, банковская деятельность заменена на банковское дело, к валютному регулированию добавлен валютный контроль, исключены в качестве самостоятельных разделов: финансирование отраслей хозяйственной деятельности, страхование, сберегательное дело, займы, лотереи, государственный долг, финансовый и налоговый контроль, ответственность за нарушение финансового законодательства) . Разработка нового классификатора правовых актов проводилась Главным государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации совместно с АО «КонсультантПлюс», к работе были привлечены ведущие ученые, специализирующиеся в отраслевых юридических науках. К сожалению представители финансовоправовой науки в работе над классификатором не участвовали, что сказалось на содержании соответствующего раздела «Финансы» .
Таким образом, на настоящий момент финансовое законодательство как отдельная отрасль законодательства не сформировалась и находится в стадии становления. При этом следует обратить внимание на высказываемые вюридической литературе суждения о том, что отрасль законодательства может существовать в систематизированном виде и издание кодифицированного акта завершает процесс ее формирования. Как показывает практика кодификации различных отраслей законодательства, кодекс выполняет некую роль «стержня», определяющего направления развития законодательства той или иной отрасли, устанавливает иерархию в применении актов данной отрасли законодательства.
Глава 2. Правовые основы управления в сфере финансов РФ
2.1. Организационно-правовые формы управления в сфере финансов РФ
Рассматривая понятие «финансы» в историческом аспекте, большинство теоретиков едины во мнении, что финансы появились одновременно с возникновением государственного устройства и товарно-денежных отношений, а также задач и функций, возлагаемых обществом на государство .
Также многие экономисты считают, что финансовые отношения возникли тогда, когда сформировалась материальная база государства, а финансы, в свою очередь, стали выразителями денежных отношений. К этому моменту не принудительные натуральные сборы, а займы и налоги выступали решающим источников формирования доходов государства. Исторически возникновение финансов характеризуется, во-первых, развитием, укреплением и расширением товарно-денежных отношений; во-вторых, усилением и расширением функций государства .
Сегодня очень часто деньги и финансы отождествляются, считаются равными значениями. Но это большая ошибка, так как они относятся к разным экономическим категориям и имеют разные назначения. «Деньги – экономическая категория, регулирующая отношения по поводу обмена накопленных богатств, произведенных товаров и оказываемых услуг. Они порождены разделением труда и необходимостью в связи с этим справедливого обмена его результатами, а финансы возникли как результат роста производительности общественного труда, появление прибавочного продукта и возможности его распределения на нужды общественного
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с последн. изм. от 15 февраля 2016 г.) //Собрание законодательства Российской Федерации.1998. № 31, ст. 3823
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с последн. изм. от 15 февраля 2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации.1998. № 31, ст. 3824.; Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с последн. изм. от 9 марта 2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32, ст. 3340.
3. Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ (с последн. изм. от 4 марта 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7, ст. 903.
4. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ (с последн. изм. от 1 декабря 2014 г.) // Собрание Российской Федерации. 2009. № 1, ст. 15.
5. Брайчева Т.В. Государственные финансы. – СПб: Питер, 2001. – 288 с.
6. Болотин В. В. О функциях финансов в учебниках и преподавании // Финансы. 2012. № 7. С. 62-67.
7. Брюммергофф Д. Теория государственных финансов. – Владикавказ: Пионер-Пресс, 2001.
8. Васильева М. А., Корчагина А. С. Финансовый контроль в России / Статья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном финансовом рынке РФ», 28 апреля, 2011 г., Пермь.
9. Васильева М.В. Муниципальный финансовый контроль: проблемы организации и тенденции совершенствования// Финансы и кредит. –2009 -№2.
10. Герасименко В.П., Рудская Е.Н. Финансы и кредит: Учебник. – М.: ИНФРА-М: Академ-центр, 2011. – (Высшее образование).
11. Горбунова И. Е. Проблемы развития государственного финансового контроля в России и пути совершенствования его организации [Текст] / И. Е. Горбунова, С. А. Папоян // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. Заоч. Науч. Конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. I. - М.: РИОР, 2011. - С. 67-69.
12. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 061000»Государственные и муниципальные финансы», 060400 «Финансы и кредит» / Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-у изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
13. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под общ. ред. И.Д. Мацкуляка. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – 680 с. 3000 экз. (В пер.).
14. Гриб С.Н., Давыдова И.В., Кузьмина И.Г., Лемескина Т.В., Макарова С.Н., Рожкова Э.С. – Конспект лекций: Управление государственными и муниципальными финансами.
15. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. Учебное пособие. – М: ИНФРА – М, 2003.
16. Итоги работы Счетной палаты Российской Федерации в 2012 году и Основные направления деятельности в 2013 году / Официальное издание. Подписано в печать 01.02.2013 г.
17. Ковалев В.В. Управление финансами. Учебное пособие. – М.: ФБК – ПРЕСС, 2001.
18. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 496 с: ил.
19. Нешитой А.С. Финансы: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 512 с.
20. Овсяников Л.Н. Государственный финансовый контроль: учреждения и возможности // Финансы. 2012. № 6. С.53-57.
21. Подъяблонская Л.М. Финансы: уч. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление» / Л.М. Подъяблонская. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 407 с.
22. Приложение №1 к Итоговому отчету по субпроекту RFTAP/QCBS/1/22 «Уточненное и дополненное Руководство по организации и осуществлению финансового контроля в системе органов исполнительной власти (проект)». – М., 2009.
23. Проект Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года.
24. Ремжов А.В. Общественные финансы как элемент финансовой системы // Финансы и Кредит. 2012. № 27. С. 19-30.
25. Родионова В.М. Сущность финансов и их роль в рыночной экономике // Финансы. 2010. № 6. С. 60-66.
26. Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. – 320 с.
27. Сабитова Н.М. О сущности финансов: в продолжение дискуссии // Финансы. 2012. № 6. С. 58 – 61.
28. Теория финансов : учеб. пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина [ и др.] ; под ред. проф. Н.Е. Зайца, М.К. Фисенко. – Изд. 2-е, стереотип. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 351 с.
29. Тосунян Г.А. Государственной управление в области финансов и кредита в России. Учебное пособие. – М.: Дело, 2004.
30. Финансы: учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 462 с. – (Университеты России).
31. Финансы: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. С.И. Лушина, д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006. – (Homo faber). – 682 с.
32. Черкасов В.Е. Финансы: теоретические аспекты // Финансы. 2010. № 6. С. 56-59.
33. Щедров В.И. К вопросу о сущности и функциях финансов // Финансы. 2012. № 3. С. 60-62.