Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Наиболее трагические для человека события его жизни связаны с потерей близких людей. Другой человек своим присутствием в жизни или отсутствием в ней способен вызвать сильную боль. Смерть воспринимается порой как абстрактный факт, однако, несмотря на это, принятие смерти близкого человека является сопряжено с тяжелыми переживаниями. Именно поэтому для большинства людей любое событие, которое посягает на веру в собственное бессмертие, перерастает в кризис, даже если угрозы прямой опасности для них нет. Именно поэтому, чтобы смириться с потерей близкого, родного человека для многих необходимо не только время, но и дружеская, семейная поддержка, а также квалифицированная помощь специалиста.
Психологические исследования, посвященные утрате близких, по большей части проводились за рубежом. Основной особенностью западных американских исследователей является практическая направленность на адаптацию человека к ситуации и, в связи с этим, поведенческий подход.
Разработки отечественной психологии по большей части ведутся в системе психологических служб МЧС и посвящены срочной кратковременной психологической помощи в экстремальных ситуациях. Толчком к этому послужили многочисленные катастрофы, военные действия, террористические акты последнего десятилетия. Однако, несмотря на это, остро чувствуется недостаток исследований в области долговременной психологической помощи в переживании утрат, с которыми сталкивается в жизни практически каждый человек. Особенно это касается подросткового возраста, так как в этот период только начинает формироваться личность и нравственные качества, в том числе.
Личный опыт подростков ограничен. Отсюда необходимость в систематическом воспитании, направленном на формирование положительных моральных качеств и на преодоление отрицательных, к которым, несомненно, относится и потеря близкого человека. Уровень интеллектуального развития личности, ее физическое совершенство, сила воли имеют положительный социальный смысл в сочетании с нравственным развитием.
Анализ изученной литературы подтверждает, что в психологии разработан и накоплен обширный фонд работ, раскрывающий процесс развития и становления нравственной личности подростка.
Педагоги-психологи Л.А. Григорович 6, И.С. Марьенко 12,
И.Ф. Харламов 20 определили понятие и сущность нравственности. В научно-исследовательских работах Л.С. Выготского 5, С.Л. Рубинштейна 16 подробно изучен механизм воспитательного процесса, который предполагает развитие человека под воздействием внутренних и внешних условий.
Объект исследования – ситуация потери близкого человека у подростков.
Предмет исследования – особенности нравственных качеств подростков в ситуации потери близкого человека
Цель исследования – изучить особенности нравственных качеств подростков в ситуации потери близкого человека.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы исследования особенностей нравственных качеств подростков в ситуации потери близкого человека.
2. Изучить особенности нравственных качеств подростков в ситуации потери близкого человека.
Методы исследования: метод организации исследования – сравнительный; эмпирические методы – констатирующий эксперимент, тестирование; методы обработки данных – количественный и качественный анализ, методы математической статистики – описательная статистика, U-критерий Манна-Уитни.
1. Теоретические основы исследования особенностей нравственных качеств подростков в ситуации потери близкого человека
1.1 Переживание чувства потери и горе как реакция на потерю
Чувство потери – это глубокое и сильное страдание, вызванное потерей близкого человека. Эмоциональную реакцию на потерю можно определить как сочетание душевной боли, печали, гнева, беспомощности, чувства вины и отчаяния. То есть потеря близкого человека всегда связана с потерей определенности границ своего собственного психологического пространства. Потеря может быть временной (разлука) или постоянной (смерть), реальной или воображаемой, физической или психологической. При рассмотрении потери, связанной со смертью, по мнению А. А. Бакановой, следует помнить, что человек, который с ней сталкивается, переживает не только смерть физическую, как умирание тела, но и психологическую, как потерю значимых отношений, разрыв привязанностей, изменение способа бытия – жизненного стиля, образа мышления, отношения к себе, окружающему миру и основных экзистенциальных проблем 2, с. 44.
И. Г. Малкина-Пых обращает внимание на научные теории, объясняющие, почему люди переживают такие сильные эмоции после тяжелой потери. В частности, психологическая модель, разработанная на основе работ З. Фрейда и его последователей, является одной из самых влиятельных в объяснении последствий тяжелой утраты 13, с. 107. Согласно этой модели, формирование первых и наиболее важных отношений происходит в первые годы жизни, когда возникает привязанность к людям, которые обеспечивают уход и заботу, больше всего родителей. Позже человек тратит свою эмоциональную и физическую энергию на попытки найти еще кого-то, кто может понять, дать то, чего ему не хватало в детстве, установить близкие отношения. Поэтому, когда умирает кто-то близкий, человек чувствует себя отверженным.
При сообщении о потере человек не сразу может отнестись к ней как к реальности, воспринимать факт потери как настоящее время своей жизни. Инерция существования психологического пространства и времени дает индивиду возможность внешнего сохранения активности в его привычных, автоматизированных формах. Однако, когда происходит все большее осознание потери, невозможности восстановления смыслов, тоска и чувство одиночества становятся все более сильными. Граница собственной психики переживается человеком как завершенная, он не может активизировать свою жизнь собственными усилиями – стереотипы поведения нарушаются: «Я не знаю, как жить дальше». Люди начинают раздражать, появляется желание уйти от социальных контактов, возникают апатия и уныние.
Реакция потери считается патологической, если она сопровождается чрезмерным эмоциональным взрывом, является слишком продолжительной или полностью отсутствует. При патологической реакции потери человек может часами рассказывать об умершем и обстоятельствах его смерти 13, с. 110.
Горе – это универсальное переживание всех людей, реакция на потерю значимого объекта, части идентичности или ожидаемого будущего.
В. Ю. Меновщиков отмечает, что горе – это процесс функциональной необходимости, но не слабости. Горе, способствуя укреплению социальных связей и групповой сплоченности, выполняет тем самым биологическую и социальную функции. Горе имеет чрезвычайно важное значение и для психологической адаптации индивида. Оно позволяет ему смириться с потерей, адаптироваться к ней. Переживания горя – это всегда стресс, и он стимулирует человека к восстановлению личностной автономии 14, с. 77.
А. А. Баканова указывает, что следует различать депрессию и горе. Горе включает много различных чувств: гнев, грусть, обиду, вину и даже радость 2, с. 45. Депрессия– это отсутствие чувств; некая «мертвая точка», неспособность полноценно «отгоревать» свою потерю. Более того, депрессия – это умирание не только чувств, но и воли к жизни. В этом состоянии человек «замораживает» свою жизнь в надежде на то, что данное состояние избавит ее от страданий. Но, к сожалению, от страданий может избавить только страдания. То есть, горе представляет собой естественный процесс, который необходим для того, чтобы отпустить потерю или оплакать смерть 2, с. 45.
Рассмотрим более подробно процесс горя и, соответственно, особенности психосоциальной помощи людям в этот период их жизни.
В. Ю. Меновщиков указывает, что горе, как процесс, имеющий определенные критические периоды, а именно:
В первые 48 часов возникает шок от перенесенной утраты и отказ поверить в то, что произошло, что может проявляться в первые часы. Эмоционально это иногда выражается в страхе потерять кого-то из членов семьи и друзей (возможен также сильный страх потери самого себя и в физическом, и в психическом смысле).
Первая неделя. Необходимость в проведении похорон и другие хлопоты заполняют все мысли, и чувство потери может переноситься автоматически. Оно может сопровождаться чувством «упадка», эмоциональным или физическим истощением.
От 2 до 5 недель. Здесь преобладает чувство покинутости как со стороны семьи, так и со стороны друзей, вернувшихся к своим будничным делам после похорон.
От 6 до 12 недель. На этой стадии снимаются все последствия шокового состояния и осознается реальность потери. Спектр пережитых в это время эмоций достаточно широк; человек чувствует потерю и плохо контролирует себя.
От 3 до 4 месяцев. Начинается цикл «хороших и плохих дней» 4, с. 27.
Человек становится раздражительным и нетерпеливым в силу фрустрации. В большинстве случаев появляется гнев, чувство эмоциональной регрессии, вследствие снижения иммунной системы растут соматические жалобы, особенно инфекционного и простудного характера.
6 месяцев. Начинается депрессия. Ослабевает тяжесть пережитого, но не эмоции. Годовщина со дня смерти, дни рождения, праздники особенно тяжело переносятся и могут снова вызвать депрессию.
12 месяцев. Первая годовщина со дня смерти может быть травматичной или переломной, в зависимости от последствий, пережитых за год страданий.
От 12 до 24 месяцев. Это время «рассасывания». Боль потери становится переносимой и человек, переживший потерю близкого, медленно возвращается к прежней жизни. Именно в этот период исчезает из словарного запаса слово «тяжелая утрата» и «горе» 4, с. 28.
Несколько иной подход предлагает Н. А. Усатова 17. Она рассматривает 10 стадий переживания горя:
1. Шок. Потрясение, пережитое в момент смерти близкого человека, имеет место даже в случае его долгого неизлечимого болезненного состояния и долгих месяцев мучительной подготовки к этому событию. Человеческая память хранит очень мало подробных деталей того, что происходит в это время, только знание того, что должно быть сделано. Шок обычно проходит через 5-6 недель, но может продолжаться и дольше, в зависимости от умения человека защищаться от болезненных чувств.
2. Всплеск эмоций. Человек может и не почувствовать сильного всплеска эмоций в момент смерти. Когда шок окончательно рассеивается, могут возникать сильные эмоции, такие как раздражение, страх, раскаяние и пронзительное одиночество. В этот период пересматривается прожитая жизнь, и люди очень удивляются, обнаружив, насколько сильно они зависели от умершего человека. Осознание этого может привести к потере уверенности в себе.
3. Депрессия. Депрессия включает в себя все вышеуказанные эмоции и усиливает их, добавляя чувства беспомощности и безнадежности. Люди жалуются на то, что «не чувствуют» больше рядом с собой тех, кого любили, или хотят «быть с ними».
4. Физические симптомы страдания. Это общее явление, особенно среди детей. Если причиной смерти стал инфаркт, близкие могут чувствовать сдавливание в груди, боль, которая распространяется от челюсти вниз к левой руке, и другие симптомы, которые имели место у умершего.
5. Беспокойство. Людям, которые потеряли близких, часто снятся яркие сны, в которых они видят и слышат умерших близких людей. Может быть и беспокойство, которое выражается, например, такими словами: «Где сейчас мой любимый?» Или «Счастлив он / она?», «Будем ли мы вместе, когда я умру?».
6. Враждебность. Раздражение, как правило, начинается на шестой неделе после смерти близкого человека и длится около двух недель. Иногда оно проявляется наугад, а иногда по отношению у кому-то конкретному.
7. Вина. Иногда она реальная, но часто надуманная или преувеличенная, но относиться к ней всегда необходимо с большой серьезностью. Смерть усугубляет проблемы, которые когда-либо имели место в отношениях. Слово «должен» не сходит с уст, превращаясь в заклинание: «Я должен был сделать это» или «Я не должен был этого делать». Впоследствии рациональное объяснение смягчит чувство вины, но обычно оно возвращается до тех пор, пока не наступит полное избавление от страдания 17.
8. Страх. Это может быть и страх спать в той же кровати или комнате; боязнь оставить жилье или продолжать жить в том же доме. Люди боятся одиночества, которое приходит вместе со смертью, и в то же время боятся создать новые отношения. Здесь может быть и опасения никогда больше не испытывать радости так, чтобы они не сопровождались чувством вины. Для человека, который чувствует себя очень неуверенно без своего близкого, жизнь полна страхов.
9. Лечение памяти. Все люди, перенесшие тяжелую утрату, живут между хорошими и плохими воспоминаниями. Порой кажется, что настал час самобичевания, поскольку в памяти воскресают все негативные аспекты взаимоотношений. Однако и счастливые моменты оказываются слишком болезненными, и так может продолжаться много месяцев, пока не наступит принятие, поскольку лечение кроется в самих воспоминаниях. Когда эти воспоминания станут приносить меньше страданий, человек снова обретет способность воспринимать окружающий мир в