Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Рекреационный туризм является инновационным направлением туристского бизнеса в России. Актуальность этой проблемы определяется, во–первых, обширной и уникальной по многим критериям базой для реализации программ развития туризма на территории нашей страны. Во–вторых, регион, предполагаемый к использованию в качестве зоны рекреационного туризма, имеет, как правило, слабо развитую собственную социально–экономическую структуру. Это обусловливает важность и перспективность специального анализа процессов, возникающих при включении в эту структуру объектов сферы туристского сервиса. Речь идет, в первую очередь, об установлении количественных оценок условий экологического равновесия и разработке экономико–математических моделей, учитывающих социально–экономическую структуру региона при включении в нее процессов, обеспечивающих развитие туризма в рекреационных зонах.
Объектом исследования является Краснодарский край.
Предмет исследования – современное состояние и развитие туризма.
Целью настоящего исследования является разработка рекреационного тура в Краснодарский край для двоих человек, включающий две экскурсии. Для достижения поставленной цели были выработаны следующие задачи:
выявить сущность туризма, виды и основные понятия;
рассмотреть факторы, влияющие на развитие регионального туризма;
провести анализ современного состояния регионального рынка туризма;
привести экономическое обоснование рекомендаций по разработке рекреационного тура.
Степень разработанности проблемы. Вопросам рекреационной деятельности посвящены многочисленные исследования отечественных ученых. В отечественной науке специфику рекреационных потребностей населения исследовали: Ю. М. Чеботарь, Ю.Г. Иванова, Д.А. Верхотуров, Н.В. Жердев и др. Полученные ими научные результаты составили методологическую и теоретическую основу курсовой работы.
Методы, которые будут использоваться в курсовой работе – анализ, сравнение, классификация и синтез.
Практическая значимость заключается в том, что разработка проектного предложения и ее возможное внедрение на рынок туристических услуг может оказаться довольно успешным шагом по улучшению туристического потенциала Краснодарского края в целом.
Практическая значимость работы обусловлена наличием советов и корректировок, способных обратить внимание на развитие туристской отрасли в регионе и предложить ряд мер по использованию имеющегося туристско–рекреационного потенциала Краснодарского края.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ВНУТРЕННЕГО РЕКРЕАЦИОННОГО ТУРА
1.1 Развитие внутреннего рекреационного туризма в России
Рекреационный туризм – разновидность туризма, целью которого, в противоположность деловому туризму, является отдых. Видами рекреационного туризма можно назвать оздоровительный, познавательный и спортивный, а также их сочетания. Решающую роль в туризме играет абсолютное преимущество ресурсов территории. Действительно, некоторые территории имеют уникальные туристские ресурсы: исключительные природные места, памятники истории и искусства. Уникальные природные памятники и произведения искусства, созданные человеком, определяют монопольное положение того или иного региона и побуждают туристов совершать путешествия.
Огромное число малых городов и населенных пунктов имеют значительные, часто скрытые резервы для успешного развития туристской отрасли. В приложении к настоящей работе приведем рейтинг малых городов России Travel.ru.
Иностранных туристов в малые города привлекает их особый дух, провинциальность, «настоящая Россия». Отечественные туристы тоже ценят малые города за их душевность, красоту и, конечно же, более низкие затраты на посещение.
Статистика посещений туристами малых городов демонстрирует, что стоимостные показатели не являются определяющими. Тем не менее затраты на поездку являются значимым фактором для российских туристов, особенно роль этого фактора возрастает в условиях кризиса. В качестве основных критериев определения средней суточной цены были заложены следующие показатели:
– минимальная цена проживания в радиусе 15 км от центра города в одноместном номере с удобствами (за сутки), независимо от категории гостиничного предприятия, так как некоторые из анализируемых территориальных образований не располагают гостиницами требуемого рейтингом уровня;
– стоимость обеда исходя из цен наиболее популярного бюджетного заведения в городе (на двоих);
– стоимость посещения достопримечательности складывается из стоимости двух входных взрослых билетов без учета услуг экскурсовода;
– популярный сувенир подбирался с целью отражения уникальности населенного пункта: исходя из его специфики и развитых на его территории народных художественных промыслов.
К условиям, активно воздействующим на общую туристскую деятельность региона, относятся факторы привлечения и факторы разграничения спроса. [28, c. 142]
Первая группа обусловлена привлечением непосредственно к самому маршруту в рамках региона. К ним относят природные, социальные и культурные особенности принимающей территории.
Ко второй группе относят туристические ресурсы, состояние инфраструктуры и социально–экономическое развитие государства, которые воздействуют на выбор места для поездки.
С точки зрения временного принципа факторы принято подразделять на статичные и динамичные.
Статичные не меняются в течение долгого периода времени, а динамичные подвержены многим процессам изменения.
К первому виду можно отнести следующее:
демографические факторы – подразумевают рост населения, уровень урбанизации, характеристика населения с точки зрения возрастного принципа;
социальные – обусловлены уровнем дохода населения, наличием большого количества оплачиваемых отпусков, сокращение рабочего времени, рост доли одиноких людей, поздние браки, рост бездетных пар в составе населения, уменьшение иммиграции, более ранний выход на пенсию, рост осознания туристских возможностей и прочее;
экономические – отражают увеличение потребности в сервисе и доминированием услуг над товарами
культурные – показывают зависимость туриндустрии от культурного уровня населения и потребность изучения культурных ценностей других государств;
научно–технический прогресс – влияет на общее состояние материально–технической базы туризма, создание и вовлечение новых техник и технологий;
международные факторы – подразумевает создание добрососедских взаимоотношений и создание новых экономических и политических связей.
Развитие международного туризма зависит от ряда важнейших факторов, рассмотренных ниже:
особое место занимают государственные программы, направленные на продвижение и поддержку туриндустрии;
рост уровня благосостояния населения;
снижение количества рабочих часов; урбанизация;
особенности сознания и мировоззрения населения.
Увеличение благосостояния туристов приводит к тому, что среди всех мотивов психологический выходит на первый уровень. Оценка качества турпродукта производится только после его получения, потому что до путешествия турист может только смоделировать некий образ на основе изученной информации. [7, c. 148]
Туристский потенциал региона основывается на взаимодействии потенциалов, участвующих в туристской деятельности. Множество его компонентов могут быть объединены в три основных вида (рис. 1):
Рисунок 1 – Составляющие туристического потенциала региона
Законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определена общегосударственная помощь внутреннему, въездному, социальному и самодеятельному туризму [1]. Все эти туристские направления, предполагают экскурсионное обслуживание туристов.
Общие истоки современного понятия «туризм» были заложены еще в древности, когда массы народов начали передвигаться на новые места в определенных целях. Тогда же у людей появилась потребность в знакомстве с особенностями жизненного уклада, повседневной культуры, изучении памятников и географических особенностей в других странах. Сделать это возможно лишь при наглядном осмотре всех артефактов в той местности, где они располагаются и во время общения с местными жителями, т.е. в процессе изучения окружающей действительности. Поэтому экскурсия издавна связана с путешествиями.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132–ФЗ (ред. от 04.06.2018) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/
2. Асухуми Е.А. Актуальные проблемы экскурсионного дела. Тезисы докладов научной конференции. – 2017. – С. 17
3. Буйленко В.Ф. Туризм. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2018. – 141 c.
4. Емельянов Б. В. Основы экскурсоведения: Учеб. пособие. – М.: ЦРИБ «Турист», 2015. – 230 c.
5. Емельянов Б. В. В помощь экскурсоводу. – М.: Профиздат, 2016. – 111 с.
6. Емельянов Б. В. Профессиональное мастерство экскурсовода: Учеб.пособие. – М: ЦРИБ «Турист», 2014. – 74 c.
7. Методика подготовки и проведения экскурсии: Учеб. пособие. –– М.: ЦРИБ «Турист», 2014. – 160 с.
8. Mário Franco, Cristina Estevão. The role of tourism public–private partnerships in regional development: a conceptual model proposal. Cad.EBAPE.BR. 2014. Vol.8 no.4.
9. Омельченко Б. Ф. Дифференцированный подход к обслуживанию различных групп туристов и экскурсантов: Конспект лекций. –– М.: ЦРИБ «Турист», 2015. – 187 с.
10. Основы туризма: учебник / коллектив авторов; под ред. Е.Л. Писаревского. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 384 с.
11. Психология делового общения в туризме и гостеприимстве: учебное пособие / коллектив авторов; под общ. ред. Е.С. Сахарчук. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 192 с.
12. Приоритетные направления исследований в туризме Краснодарского края: первые 20 лет в науке – взгляд в будущее: монография / М.Ю. Беликов, Т.А. Волкова, Э.А. Рыживолова и др.; отв. ред. А.Г. Максименко. – Краснодар: Кубанский гос. ун–т, 2017. – 165 с.
13. Panagiotopoulou M. & Stratigea A. A participatory methodological framework for paving alternative local tourist development paths–the case of Sterea Ellada Region. – 2014.
14. Рогач О.В. Консолидация ресурсов местных сообществ как стратегический ориентир устойчивого развития туристской привлекательности российских территорий. // Социодинамика. – 2018. – №8. – С. 7
15. Сундуев Ч.Б. Этнотуризм как одно из направлений культурнопозновательного туризма / Ч.Б. Сундуев, Л.В. Хышиктуева // Вестник Бурятского государственного университета, 2019. – № 4. – С. 53
16. Туризм. Гостеприимство. Сервис: cловарь – справочник / Г. Аванесова, Л. Воронкова, В. Маслов, А. Фролов. – М.: Аспект Пресс, 2014. –367 с
17. Фролова Е. В. Развитие туристской привлекательности российских территорий/ Е. В. Фролова, Е. Е. Кабанова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2016. – № 1 (43). – С. 21–28.
18. Фролова Е.В., Кабанова Е.Е. Факторы развития туристской привлекательности муниципальных образований. Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. – №3. – С. 112–153.
19. Чернов В.А. Разработка и организация этнографических туров из сборника /В.А. Чернов // Экологический и этнографический туризм: становление, проблемы и перспективы развития: всеросс. науч. практ. конф. – Хабаровск: Изд–во ДВГУПС. – 2018. – С. 67
20. Экономика туризма: учебник / М.А. Морозов, Н.С. Морозова, Г.А. Карпова, Л.В. Хорева. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 320 с.
21. Тенденции развития современного туризма [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magref.ru/tendentsii–razvitiya–sovremennogo–turizma/ (дата обращения 05.05.2019).
22. Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/operators/ (дата обращения 21.11.2019).
23. Russian event awards [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rea–awards.ru/ (дата обращения 21.11.2019).
24. Минеральные источники Краснодарского края [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://o–kubani.ru/mineralnye–istochnikikrasnodarskogo–kraya.html(дата обращения 21.11.2019).
25. Реестр турфирм. Департамент комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.kurortkuban.ru/rus/for_professional/tourfirms/eiskiy/(дата обращения 21.11.2019).
26. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2016 годы)» от 19.07.2010 г. – №1230–р. (дата обращения 21.11.2019).
27. Туризм в России. Федеральное агентство по туризму (Ростуризм), официальный сайт [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/rubriki/–1124140232/(дата обращения 21.11.2019).