Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одно из основных условий успешного функционирования предприятия заключается в эффективной организации использования производственных запасов, являющихся самой значительной частью оборотного капитала. Инфляция, низкий уровень платежеспособности и другие негативные факторы способствуют изменению политики многих предприятий по отношению к производственным запасам, обосновывают необходимость поиска новых источников пополнения, изучения проблемы эффективности их использования, в связи с чем для большинства отечественных предприятий различные способы рационального использования имеющихся ресурсов средств, одно из которых – определение оптимальной величины производственных запасов, – приобретают все большую значимость.
Актуальность темы данной работы заключается в том, что эффективное управление запасами в цепях поставок – необходимое условие повышения эффективности бизнеса, создания, развития и реализации его конкурентных преимуществ.
Проблемам внутренней логистики и управления запасами посвятили свои работы многие отечественные и зарубежные ученые: Б.А. Аникин, А.М. Гаджинский, В.В. Дыбская, В.В. Лукинский, М. Р. Линдерс, Л.Б. Миротин, Ю.М. Неруш, А.Н. Стерлигова и другие.
Целью работы является – изучить логистический подход к управлению запасами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить запасы в логистике: сущность, классификация, причины создания;
раскрыть процесс управления запасами в звеньях цепей поставок;
представить организационно–экономическую характеристику АО «Завод «Картонтоль»;
провести анализ системы управления запасами на предприятии;
предложить мероприятия по эффективному управлению запасами предприятия;
дать оценку экономической эффективности предлагаемых мероприятий.
Объектом исследования является АО «Завод «Картонтоль», предметом – управление запасами на предприятии.
Общей теоретической и методической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам управления запасами в цепях поставок. При обработке результатов исследования применялись методы логического, сравнительного, структурного, системного, экономического и статистического анализов.
Информационной базой для проведения анализа являются данные учета хозяйственной деятельности АО «Завод «Картонтоль».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. Теоретические аспекты управления запасами
1.1. Понятие запасов, классификации, причины создания
Запасы предприятия – это материальные или финансовые активы, которые используются для производства, управленческих нужд или последующего сбыта продукции с целью повышения прибыли предприятия с учетом колебания цен на сырьё и готовую продукцию .
Сырьё, полуфабрикаты и материалы являются наиболее распространенным видом запасов в сфере товарного производства. Предприятие перерабатывает сырьё и создает готовый продукт, реализуя который получает прибыль.
На разных этапах этого процесса образуется два основных вида запасов: производственные и товарные.
Причин, по которым могут создаваться запасы, достаточно много. Рассмотрим наиболее распространенные из них.
Предприятию необходимо обеспечить непрерывность процесса производства на всех его этапах. На этапе поставок сырья, а также при транспортировке готовой продукции заказчику иногда происходят отклонения от плановых сроков и размеров партий. Очень часто накопление запасов является вынужденной мерой снижения риска недопоставки сырья и материалов. Так для обеспечения ритмичной работы производства очень важно избежать остановки производства из–за отсутствия сырья. Не менее важно четко выполнять договоры поставок готовой продукции с целью поддержания деловой репутации.
Колебания спроса на продукцию. Колебание спроса может быть вызвано сезонными, финансовыми или политическими факторами. Если предприятие не имеет достаточного запаса сырья, либо готовой продукции, не исключены сбои в работе и снижение прибыли.
Рост цен и инфляция. Грамотные менеджеры, сумевшие предугадать инфляционные процессы, могут создать на предприятии оптимальный запас готовой продукции для того, чтобы получить прибыль за счет прироста ее рыночной стоимости. Кроме этого, неиспользуемые средства могут быть инвестированы в перспективные проекты или высокодоходные ценные бумаги. Однако, создавая подобные запасы, необходимо внимательно оценить затраты и риски хранения.
Скидки от поставщиков. Довольно крупные поставщики очень часто предоставляют скидку при покупке большой партии товаров, тем самым стимулируя предприятия на создание или увеличение запасов. Увеличение объема заказываемой партии сокращает количество заказов, одновременно снижая административные затраты на производство единицы продукции .
1.2. Методы управления и контроля запасов
Управление запасами заключается в обоснованном установлении моментов и объемов заказа на их восполнение и распределении вновь прибывшей партии заказанной продукции (сырья, материалов и т. п.) по нижестоящим звеньям системы снабжения. Совокупность правил, по которым принимаются эти решения, российский ученый Ю. И. Рыжиков называет стратегией управления запасами. Он также считает, что каждая такая стратегия связана с определенными (чаще всего в вероятностном смысле) затратами по доведению материальных средств до потребителей; отыскание оптимальных стратегий и является предметом теории оптимального управления запасами.
Эвристические методы базируются на опыте экспертов в данной сфере, которые анализируют данные за каждый отчетный период, а также условия развития рынка, на основе чего дают заключение об оптимальных порогах запасов для организации. Определяющим здесь является субъективное мнение профессионалов о перспективах развития рынка. На должность подобного эксперта может быть назначен служащий, занимающийся вопросами стандартизации запасов. Основным применяемым эвристическим методом является опытно–статистический.
В ситуациях, когда в области управления запасами возникают некоторые трудности, к экспертной работе привлекается сразу группа сотрудников. Решение возникшей проблемы принимается на основании совокупности мнений специалистов с использованием разработанного для этих целей порядка действий. Полученный результат обычно высокоэффективен. Описанный метод также относится к эвристическим и называется «метод экспертных оценок» .
В основе метода технико–экономических расчетов лежит принцип классификации запасов на категории в зависимости от их предназначения. Следующим этапом для выделенных групп определяются сезонный, действительный и страховой запасы, которые также могут быть разделены на составляющие. Этот способ требует приложения значительных усилий для реализации, но при этом благодаря его применению специалисты получают оптимальные показатели требуемого объема запасов.
Экономико–математические методы основываются на представлении о спросе как о переменной величине, для расчета которой применимы статистические способы. Наиболее удобным методом этой группы является метод экстраполяции, который на основании имеющихся данных о спросе в предыдущие периоды помогает спрогнозировать развитие спроса в перспективе.
1.3. Методы оценки эффективности управления запасами
Цель экономического анализа запасов заключается выявлении резервов снижения себестоимости и повышение уровня прибыли на предприятии. Задачами экономического анализа запасов являются: необходимость определения среднего остатка по запасам и их участие в производстве в целом и постатейном разрезе, определение уровня средних остатков, определение длительности оборачиваемости запасов в сравнении с планом, выявление факторов, влияющих на оборачиваемость, выявление способов ускорения процесса оборачиваемости, определения оптимального количества запасов на производстве, расчет необходимого резерва, определение наиболее значимых номенклатурных позиций.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анущенкова, К. А. Финансово–экономический анализ: учебно–практическое пособие / К. А. Анущенкова. – М.: Дашков и К, 2016. – 404 с.
2. Арутюнов, Ю. А. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Ю. А. Арутюнов. – М.: КноРус, 2017. – 308 с.
3. Басова, Н. В. Перспективное финансовое планирование на современном этапе / Н. В. Басова // Аудит и финансовый анализ. – 2018. – № 3. – С. 17–20.
4. Басовский, Л. Е. Экономический анализ: (комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): учебное пособие для вузов / Л. Е. Басовский. – М.: ИНФРА–М, 2017. – 222 с.
5. Беленький, А. Антикризисные менеджеры / А. Беленький // Управление персоналом. – 2018. – № 17. – С. 18–20.
6. Белов, А. М. Экономика организации (организации): практикум / А. М. Белов. – М.: ИНФРА–М , 2017. – 272 с.
7. Белолипецкий, В. Г. Финансовый менеджмент: учебное пособие для вузов / В. Г. Белолипецкий. – М.: КноРус, 2016. – 448 с.
8. Вахрушина, М.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие для вузов / М. А. Вахрушина. – М.: Вузовский учебник, 2016. – 462 с.
9. Ветрова, Л.Н. Бюджетирование – фундамент стратегии развития организации / Л.Н. Ветрова // Все для бухгалтера. – 2018. – № 5. – С. 12–22.
10. Войтоловский, Н.В. Экономический анализ: основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник / Н. В. Войтоловский. – М.: Высшее образование, 2017. – 514 с.
11. Гаврилова, А. Н. Финансы организаций (предприятий): учебное пособие / А. Н. Гаврилова. – М.: КноРус , 2017. – 564 с.
12. Герасименко, А. Финансовая отчетность для руководителей и начинающих специалистов / А. Герасименко. – М.: Альпина Паблишерз, 2017. – 288 с.
13. Глумаков, В. Н. Стратегический менеджмент: практикум / В. Н. Глумаков. – М.: Вузовский учебник, 2017. – 186 с.
14. Голубев, М. П. Финансовое планирование как инструмент оптимизации развития вертикально–интегрированных холдингов / М. П. Голубев // Финансы. – 2018. – № 11. – С. 65–70
15. Жиделева, В.В. Экономика организации / В.В. Жиделева. – М.: Инфра–М, 2017. – 136 с.
16. Катичев, Ф. В. Экономический анализ / Ф. В. Катичев // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – № 15. – С. 64–69.
17. Князев И. Как наладить управление финансами в условиях кризиса / И. Князев // Финансовый директор. – 2018. – № 2. – С. 12.
18. Ковалев, В. В. Финансовый менеджмент. Теория и практика / В.В. Ковалев. – М.: Проспект, 2017. – 1024 с.
19. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности / В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 432 с.
20. Когденко, В. Г. Экономический анализ: учебное пособие для вузов / В. Г. Когденко. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2017. – 390 с.