Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в том, что в последнее время понятие капитал рассматривается как показатель, играющий второстепенную роль, в то время как самому процессу производства придается наибольшая значимость. Такая расстановка приоритетов не является рациональной, так как именно капитал является объективной основой возникновения и развития дальнейшей деятельности компании. Поскольку доход, прибыль, приносит именно использование капитала, а не деятельность компании как таковая.
Чаще всего под капиталом подразумевают все три основных вида: финансовый, производительный и товарный. Нередко капиталом называют большие суммы наличных денег, накопленное богатство, имущество в натуральном, т.е. вещественном, выражении или суммы средств, находящиеся в распоряжении компании и т.д.
От оптимальной структуры капитала зависят конечные результаты деятельности компании. Капитал как фактор производства так и инвестиционный ресурс определён стоимостью, уровень которой учитывается в процессе вовлечения капитала в операционный процесс. Однако концепция стоимости капитала не включает в себя только исчисление относительной величины денежных выплат, которые нужно перечислить владельцам, предоставившим финансовые ресурсы, но также является характеристикой уровня рентабельности (доходности) инвестированного капитала, необходимый компания для того, чтобы не уменьшить свою рыночную стоимость.
Объектом исследования является стоимость компании ПАО «Транснефть».
Предметом исследования является процесс управления стоимостью капитала ПАО «Транснефть».
Цель исследования – рассмотреть управление стоимостью капитала.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы оценки стоимости капитала компании;
изучить оценку управления стоимости капитала ПАО «Транснефть»;
вывить рекомендации по улучшению управления стоимостью капитала ПАО «Транснефть».
Теоретической и методической основой исследования явились научные труды отечественных и зарубежных ученых в области исследования методов управления стоимостью капитала компании.
Основные методологические аспекты, которые послужили базой для управления, изложены у таких авторов как: Е.Ю. Ерыгина, И.В. Кобелева, Т.В. Кириченко, Д.В. Кисова, В.Н. Незамайкин, Ю.Д. Новикова, Л.Л. Холод, Т.Н. Черкасова, П.Д. Шимко и др.
Данные источники содержат множество аналитических исследований, в данном случае вполне целесообразно их применение.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ КАПИТАЛА КОМПАНИИ
1.1 Понятие и сущность стоимости компании
Стоимость компании, в отличие от прибыли, показывает наиболее полную картину деятельности компании и учитывает долгосрочность целей, также она направлена на привлечение инвесторов и акционеров, поэтому актуально рассмотрение ключевых факторов стоимости компании, как одного из методов управления компании.
Ни одна компания не может существовать без капитала – определенной суммы денег, которую вкладывают собственники в компанию для дальнейшего существования и развития. Структура капитала характеризуется соотношением удельных весов определенных компонентов из совокупного объема данного капитала. Она отвечает не только за финансовую, но еще и за операционную и инвестиционную деятельности, а также оказывает влияние на окончательный итог. Кроме того, структура капитала влияет на показатели эффективности использования собственного капитала и активов, коэффициент финансовой устойчивости, степень ликвидности и соотношение между доходами и рисками компании [26, с. 178].
Для финансового обеспечения компании, необходимо совершать регулярные вложения. Прямые инвестиции необходимы для повышения эффективности, поддержки производства, а также его расширения, внедрения новых технологий и расширения доли на рынке. В качестве источника для инвестиций могут выступать кредиты, займы, ссуды, собственные средства компании, лизинг, акции и бюджетные ассигнования. Доход, который ожидается от инвестиций – это и есть стоимость капитала.
В широком смысле, стоимость капитала – это относительный показатель, показывающий стоимость привлечения детерминированного объема материальных резервов из разнообразных источников, который выражается в процентах. Основной показатель стоимости капитала – это его средневзвешенная стоимость, в которую обходится привлечение собственных и заемных источников финансирования [12, с. 55].
Стоимость компании – это ее ценность; показатель, который позволяет учесть будущие показатели фирмы, возможности ее роста, принимая во внимание текущие условия функционирования фирмы, занимаемую фирмой долю рынка и информацию о фирме, которой обладают инвесторы. На основе данной информации они принимают решение о вкладе своих средств в данную компанию или в компанию, развитие которой наиболее выгодно скажется на их средствах.
Процесс управления стоимостью компании предполагает выделение ключевых факторов (драйверов) стоимости, на основе которых может быть рассчитана сама стоимость. Фактор стоимости – переменная, от которой зависит результативность деятельности компании. Ключевыми факторами стоимости обычно становятся те показатели, чувствительность стоимости компании к которым наиболее высокая, при выявлении их представляется возможным повлиять на них, при этом улучшив состояние фирмы.
На современном рынке практически в любой отрасли наблюдается конкуренция, которая, с одной стороны, является двигателем прогресса, а с другой незамедлительно приводит к уничтожению тех компаний, которые не могут ее выдержать. Таким образом, компании, желающие развиваться успешно в бизнесе, процветать и увеличивать размеры своей доли на рынке, должны применять специальные меры для того, чтобы увеличивать стоимость компании. Как и все, концепция управления стоимостью развивается с усложнением технологий, проведением все большего числа исследований, и если раньше ключевым и почти единственным фактором стоимости компании была прибыль, то на данный момент далеко не последними ее составляющими являются интеллектуальный капитал, инновации и даже экология [8, с. 27].
Также концепция стоимости позволяет оценить устойчивость финансовых результатов (а стабильность финансовой сферы компании также привлекает большее число акционеров и инвесторов). Предполагается, что грамотные управленцы в рамках стоимостного подхода принимают решения, которые смогли бы не только усилить текущую ситуацию состояния фирмы, но и способствовали ее развитию во времени. Факторы, влияющие на размер и тенденцию роста стоимости, называются рычагами создания стоимости.
Факторы, влияющие на стоимость капитала: финансовые источники; степень риска от капиталовложения; доход от вложений.
Далее приведена эволюция концепции управления стоимостью компании, главный акцент в которой сделан на выявление ключевых факторов стоимости компании каждым ученым, предложившим свою модель, которая получила широкое распространение. Первые предпосылки для создания концепции управления стоимостью компании были предложены еще А. Маршаллом и И. Фишером. В своем подходе ученые анализировали данные о создаваемом компанией денежном потоке и размере инвестиций в деятельность капитала. Ключевым фактором стоимости в самой ранней концепции управления выступали инвестиционные решения компании (размер инвестиций в другие компании) [5, с. 99].
Следующий огромный вклад в развитие данной концепции был сделан А. Раппапортом, его концепция основывалась на интересах акционеров, идеи автора показывали связь между инвестиционной и финансовой стратегией компании и созданной акционерной стоимостью. Важнейшими факторами стоимости для А. Раппапорта выступали рентабельность деятельности компании, темпы ее роста, склонность к инвестированию в основной и оборотный капитал и стоимость задействованного капитала.
Концепция ключевых факторов стоимости компании А. Раппапорта получила широкое распространение, при этом, к сожалению, некоторые параметры, необходимые для расчета добавленной акционерной стоимости, слишком сложны для получения и могут носить субъективный характер оценки менеджерами. В 2008 году благодаря достижениям Т. Коупленда, Т. Коллера и Дж. Муррина, была создана гексаграмма структурной перестройки. Данная гексаграмма показывает, как изменяется текущая рыночная стоимость: чтобы добиться повышения стоимости, нужно рассмотреть возможности фирмы перебраться на новый уровень развития [20, с. 25].
1.2 Показатели оценки стоимости капитала
Показатель стоимости капитала способен использоваться в ходе оценки эффективности инвестиционных проектов и инвестиционного портфеля фирмы в целом.
Под оценкой стоимости капитала подразумевают ценовую характеристику абсолютно всех финансовых слагаемых, которые аккумулируются определенным предприятием с целью конкретного проекта. При этом учитываются равно как внутренние, так и внешние инвестиционные доходы, которые в тоже время находятся в зависимости и с расходами фирмы.
Так как экономическая политика фирмы создается с самых разнообразных источников, возникает возможность подбора доходных и расходных статей, равно как по объему, так и по цене. Все без исключения финансовые ресурсы, которые привлекаются в фирму, обладают определенной стоимостью [26, с. 179].
В процессе идентификации основных источников формирования стоимости капитала, оцениваются следующие:
- собственные средства, в том числе уставный капитал и нераспределенная прибыль;
- заемные средства: долгосрочные кредиты и займы.
При данном следует провести как общую оценку капитала, так и поэлементный предварительный его анализ.
Использование и собственного, и заемного источников финансирования имеет определенные особенности. Так, например, если организация использует в качестве источника финансирования деятельности только собственный капитал, она имеет высокую финансовую устойчивость, но при этом ограничивает темпы своего экономического развития.
Говоря о заемном капитале как об источнике финансирования следует отметить, что обеспечивая быстрое увеличение финансового потенциала компании, он также способствует появлению риска уменьшения финансовой устойчивости [29, с. 232].
Важное значение имеет оценка стоимости или цены капитала, она определяется как выраженное в процентах отношение суммы средств, которую необходимо уплатить за использование финансовых ресурсов из определенного источника, к совокупному объему средств из этого источника.
Для разных субъектов хозяйствования эта оценка имеет определенное значение.
С точки зрения инвесторов, высокий уровень заемных средств в структуре капитала служит индикатором повышенного риска банкротства.
В то же время, если организация ограничивается лишь собственными средствами, безусловно, риск банкротства существенно ниже, но при этом для акционеров, это является показателем отсутствия у организации стремления к повышению прибыли, что снижает её рыночную стоимость.
Исходя из этого следует отдельно рассматривать оценку собственного и оценку заемного капиталов.
Для оценки собственного капитала в отечественной и зарубежной литературе предлагается множество методов, использование каждого из которых зависит от тех данных, которые имеются в распоряжении того, кто оценивает капитал [3, с. 78].
Одним из таких методов является модель прогнозируемого роста дивидендов:
, (1.1)
где Cq — стоимость собственного капитала,
P — рыночная цена одной акции,
D — дивиденд, обещанный компанией в текущем году,
q — прогнозируемый ежегодный рост дивидендов.
При оценке стоимости заемного капитала стоит отметить, что в процессе своей деятельности предприятие использует заемные средства, получаемые в виде долгосрочного кредита от коммерческих банков и в виде выпуска облигаций, которые обладают сроком погашения и номинальной процентной ставкой.
Таким образом, в первом случае стоимость заемного капитала равна процентной ставке кредита, которая определяется кредитным договором.
Во втором случае стоимость капитала определяется величиной выплачиваемого по облигации купона или номинальной процентной ставкой облигации, выраженной в процентах к ее номинальной стоимости. Номинальная стоимость — это цена, которую заплатит компания - эмитент держателю облигации в день ее погашения. Срок, через который облигация будет погашена, указывается при их выпуске [5, с. 25].
Для определения стоимости капитала, основанного на облигациях используется следующая формула:
(1.2)
где INT — ежегодная процентная выплата по облигации,
M —номинальная стоимость облигации,
VM - текущая рыночная цена облигации,
N — количество периодов (лет) до погашения облигации.
Для совокупной оценки стоимости капитала организации применяется комбинирование стоимости средств, полученных из различных источников. Такую стоимость часто называют средневзвешенной стоимостью капитала, так как она представляет собой среднее из стоимостей собственного и заемного капиталов, взвешенных по их доле в общей структуре капитала.
Расчет средневзвешенной стоимости капитала производится по формуле:
(1.3)
где Wd — доля заемного капитала,
Wq — доля собственного капитала,
Cd — стоимость заемного капитала,
Cq — стоимость собственного капитала.
Расчёт стоимости по приведенной ниже формуле:
V = (ΣВОА + (ΣОА − НДС)) − (ΣДО + ΣКО − ДБП), (1.4)
где V – стоимость; ВОА – внеоборотные активы;
ОА – оборотные активы;
НДС – налог на добавленную стоимость;
ДО – долгосрочные обязательства;
КО – краткосрочные обязательства;
ДБП – доходы будущих периодов.
Расчёт собственных оборотных средств по следующей формуле:
СОС = СК − ВОА, (1.5)
где СК – собственный капитал;
ВОА – внеоборотные активы.
Последним этапом в расчёте стоимости компании в методе чистых активов, будет расчёт по формуле:
V предпр = V + COC, (1.6)
где V – стоимость;
COC – собственные оборотные средства [8, с. 28].
Подводя итог, можно отметить, что финансовая стоимость деятельности компании является важным фактором в оценке итогов ее работы. При этом чем выше оцениваемая прибыль компании, тем выше финальная цена. Полученный капитал рассчитывается на основе перспектив развития компании, ее имущественного комплекса, общеэкономических факторов и т.д.
1.3 Методы управления стоимостью капитала
Менеджмент крупных компаний в современных условиях стремится увеличить стоимость компании. В целях оценки стоимости компани
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237.
2. Бухгалтерская отчетность за 2017 г. ПАО «ТРАНСНЕФТЬ» с официального сайта – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dixygroup.ru/~/ media/Files/D/Dixy/information-disclosure/bux-otchetnost/2016/GBO.pdf
3. Варламова, Т.П. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Т.П. Варламова, М.А. Варламова. - М.: Дашков и К, 2015. - 304 c.
4. Воронина, М.В. Финансовый менеджмент: Учебник для бакалавров / М.В. Воронина. - М.: Дашков и К, 2016. - 400 c.
5. Герасименко, А Финансовый менеджмент - это просто: Базовый курс для руководителей и начинающих специалистов / А Герасименко. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 481 c.
6. Гинзбург, М.Ю. Финансовый менеджмент на предприятиях нефтяной и газовой промышленности / М.Ю. Гинзбург, Л.Н. Краснова, Р.Р. Садыкова. - Вологда: Инфра-Инженерия, 2016. - 287 c.
7. Ерыгина, Е. Ю. Оптимизация структуры капитала предприятия / Е.Ю. Ерыгина// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 6. – С. 81–8
8. Игнашева, Т.А. Использование финансового рычага для повышения рентабельности / Т.А. Игнашева // Актуальные проблемы экономики современной России. – 2018. – №3. – С.27–32.
9. Исследование факторов структуры капитала / Финансовый анализ: все о финансовом анализе - электронные данные. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://1fin.ru/?id=653
10. Капитал: его понятие и теории: / Энциклопедия экономиста - электронные данные. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/kapital.h¬tml
11. Кобелева, И. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческих компаний / И. В. Кобелева, Н. С. Ивашина : учеб. пособие. – М. : ИНФРА–М, 2015. – 256 с.
12. Кириченко, Т.В. Финансовый менеджмент: Учебник / Т.В. Кириченко. - М.: Дашков и К, 2016. - 484 c.
13. Кисова, Д. В. Управление собственным капиталом предприятия / Д.В. Кисова, Н.Ю. Соболева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 6. – С. 56–60. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56047.htm.
14. Незамайкин, В.Н. Финансовый менеджмент: Учебник для бакалавров / В.Н. Незамайкин, И.Л. Юрзинова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 467 c.
15. Новикова, Ю. Д. Процесс формирования собственного капитала в современных условиях / Ю.Д. Новикова // Молодой ученый. – 2016. – №7. – С. 924-927. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/111/27555/
16. Официальный сайт ПАО «Транснефть» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.transneft.ru/
17. Парушина, Н.В. Анализ собственного и привлеченного капитала / Н.В. Парушина // Бухгалтерский учет. – 2016. – №3. – С.72-78.
18. Попова, Р.Г. Финансы компаний: учеб. пособие. / Р.Г. Попова. - СПб.: МБИ, 2016. – 107 с.
19. Пятова, М.С. Современные проблемы формирования капитала российских компаний через механизм финансового рынка / М.С. Пятова // Проблемы учета и финансов. – 2016. – № 2. – С. 57-61.
20. Рябыкина Е.Г. Капитал предприятия как объект экономического управления // БИ. – 2014. – №10. – С. 23–29.
21. Светлова, Ю.Е. Методы оценки стоимости капитала коммерческой компании / Ю.Е. Светлова // Проблемы и перспективные направления развития учетно-экономических наук и технологий – Челябинск: НОО «Профессиональная наука», 2017. – 279 с.
22. Субратова, Е.М. Понятие и оценка стоимости капитала компании / Е.М. Субратова // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 2(22). – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sibac.info/journal/student/22/95054
23. Транснефть – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Транснефть
24. Устав ПАО «Транснефть» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.transneft.ru/u/section_file/24282/ystav_pao.pdf
25. Халикова З.Б. Управление собственным капиталом компании: особенности и проблемы / З.Б. Халикова, А.А. Смагин // Научный диалог: экономика и управление – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https:/interactive-plus.ru/ru/article/115135/ discussion_platform
26. Холод, Л.Л. Теоретические основы управления оборотным капиталом предприятия / Л.Л. Холод // Знание. Понимание. Умение. – 2016. - №4. – С. 178-186
27. Черкасова, Т.Н. Международный финансовый менеджмент: Учебное пособие / Т.Н. Черкасова. - М.: Проспект, 2016. - 80 c.
28. Шимко, П.Д. Международный финансовый менеджмент: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / П.Д. Шимко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 493 c.
29. Этрилл, П. Финансовый менеджмент и управленческий учет для руководителей и бизнесменов / П. Этрилл. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 648 c.