Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ, КАК ОТРАСЛИ НАУКИ 5
1.1 Периодизация школ управления персоналом 5
1.2 Школа научного управления персоналом. 9
1.3 Административная школа управления персоналом 12
2 ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ШКОЛА. СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 15
2.1 Школа психологии и человеческих отношений 15
2.2 Количественная школа управления персоналом 17
2.3 Современный период управления персоналом 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 23
Фрагмент для ознакомления
2
В целом, можно говорить о том, что научная школа вдохнула в управление персоналом новое дыхание и сыграла решающую роль в возникновении данной отрасли как науки. Однако множество задач не были реализованы в полной мере, что предопределило переход к следующему этапу исторического развития управления персоналом.
1.3 Административная школа управления персоналом
Наиболее выдающейся личностью в истории зарождения и становления управления персоналом как области научного знания является Анри Файоль, который в качестве базовой цели своего направления ставил создание таких принципов и функций управления, при использовании которых организации возможно достичь желаемых успехов. Файоль выделил 14 универсальных принципов, на которых должно строиться результативное и эффективное управление. К ним относятся:
- разделение труда;
- наличие власти у одного субъекта, способного ставить задачи и отвечать за итоговые единство (проявляется в том, что конечные задачи устанавливает только один человек – руководитель;
- он же отвечает за результаты);
- единство власти;
- результаты деятельности;
- дисциплинированность;
- приоритет общих интересов перед индивидуальными;
- стимулирование и вознаграждение работников;
- централизованный характер;
- необходимость взаимодействия между руководителем и подчиненными;
- строгий внутренний порядок;
- равенство всех членов организации;
- стабильность работников;
- инициативность;
- корпоративный дух.
При этом Файоль понимал: несмотря на то, что на указанных принципах должна строиться деятельность любой организации, они должны использоваться с учетом конкретных обстоятельств. Помимо принципов, Файоль рассмотрел процесс управления в организации, как совокупность следующих функций:
- планирование;
- организация;
- распорядительство;
-координация;
- контроль.
В рамках административной школы управления можно выделить такого ученого, как Макс Вебер. Он впервые разработал и предложил теорию бюрократического построения организации, которая базировалась на следующих концептуальных элементах:
- разделение труда;
- распределение власти с учетом существующей иерархии;
- систематизация норм и правил;
- комплекс правил и процедур поведения в отдельных ситуациях;
- абстрагирование от личностного начала в трудовых отношениях;
- поступление на работу в организацию с учетом имеющихся знаний, навыков и умений, а также на основе потребностей самой компании;
- продвижение внутри организации благодаря повышению своей квалификации; пожизненный наём.
Такая система организации управления, в том числе персоналом, должна обеспечить скорость, точность, порядок, определенность, непрерывность и предсказуемость. Вместе с тем, административная школа управления не учитывала работника как самостоятельное звено всей цепи. Кроме того, сегодня результат трудовой деятельности не влияет на статус отдельного работника и размер его материального вознаграждения. Во многом основным фактором является должность сотрудника. А это, в свою очередь, неблагоприятно сказывалось на результатах деятельности организации.
2 ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ШКОЛА. СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
2.1 Школа психологии и человеческих отношений
История развития управления персоналом с 50-х годов ХХ века приняла абсолютно иной ход движения событий, нежели это было ранее. Элтон Мэйо и Мэри Паркер Фоллетт впервые стали делать акцент на конкретного работника и его взаимоотношениях с другими сотрудниками в процессе выполняемой деятельности. Представители данного направления развития управления персоналом помимо материального вознаграждения выделили диаметрально противоположный фактор, влияющий на результаты трудовой деятельности – социальные условия и взаимоотношения между всеми членами одной организации.
Это предопределило необходимость осознания того, что руководство должно создавать благоприятный психоэмоциональный климат в коллективе, доверять рабочим, а не требовать от них бездумного выполнения своих обязанностей. В этой связи меняется роль руководителя: он перестает быть единственным источником должностной власти и становится лидером коллектива, общепризнанным им. Кроме того, на второй план уходит выполнение директивных предписаний.
Вместо этого основной упор делается на решение проблем с учетом складывающейся ситуации. Данные идеи, высказываемые представителями школы психологии и человеческих отношений, получили широкое распространение в практической деятельности специалистов по управлению персоналом.
Основоположником школы человеческих отношений принято считать Э. Мэйо. Он полагал, что прежние управленческие методы всецело направлены на достижение материальной эффективности, а не на установление сотрудничества, в то время как простое проявление внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда.
Из других ученых этого направления можно выделить М. П. Фолетт, которая внесла огромный вклад в теорию лидерства.
Представители школы человеческих отношений стремились рассматривать каждую организацию как определенную "социальную систему", что явилось новым шагом в развитии теории управления.
К исходным положениям теории человеческих отношений относятся:
- люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают свою индивидуальность благодаря отношениям с другими людьми;
- в результате промышленной революции и рационализации процесса сама работа в значительной степени потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек ищет во взаимоотношениях с другими людьми;
- люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равных им людей, чем побуждением посредством контроля, исходящего от руководства;
- работник откликается на побуждение руководителя, если руководитель рассматривается работником как средство удовлетворения своих потребностей.
Главные задачи менеджмента основоположники этой школы видят в организации управления персоналом, используя факторы коммуникации, мотивации, лидерства, а также поддержания отношения к персоналу как к активным человеческим ресурсам. То есть они стремятся к повышению эффективности деятельности предприятия за счет повышения эффективности человеческого ресурса.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Учебники, монографии, брошюры
1. Алавердов А.Р. Организация управления персоналом современного российского банка. 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.:Издательская группа "БДЦ-пресс", 2003. – 360с.
2. Андреева И.Н. Управление кадрами. Руководство для персонала и топ-менеджмента. - Г. Полоцк, 2012. –— 375 с.
3. Ермаков В.П., Макиев 3.Г. Менеджмент. Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2014. — 184 с.
4. Закаблуцкая Е.А. Система обучения персонала на основе корпоративной культуры. Автореферат диссертации ученой степени кандидата социологических наук. Москва, Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Российский университет дружбы народов, 2014 г. – 25 стр.
5. Кибанов А.Я., Каштанова Е.В. Управление персоналом: теория и практика. Управление деловой карьерой, служебно-профессиональным продвижением и кадровым резервом: учебно-практическое пособие/ под. Ред. А.Я. Кибанова. – М.: Проспект, 2012. – 64 с.
6. Кириллов А.В. Системы интенсивного обучения персонала. Управленческие науки. 2014. №2 (11). - С 70-77.
7. Костенко Е.П., Михалкина Е.В. История менеджмента. Учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2014. — 606 с.
8. Копейкин Г.К. Организация труда персонала. Учебное пособие / под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. В.К. Потемкина. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. — 96 с.
9. Лобанова Т.Н. Банки: организация и персонал. - М.: БДЦ-Пресс - 2004г.
10. Петров А.Н. (ред.) и др. Стратегический менеджмент. Учебник для вузов. — 3-е изд. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2012. — 400 с.
11. Практикум - теория и практика социокультурного менеджмента. - СПб.: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2014. - 19 с.
12. Спивак В.А. Управление персоналом для менеджеров. Учебное пособие. – М., 2014. – 428 с.
13. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. : учебник для бакалавров /А. В. Тебекин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 481 с.
14. Темплер Р. Правила менеджмента. – М.: «Альпина Паблишер», 2011. – 232 с
Периодические издания
15. Кузьмина М.И., Китов А.В. Инновации и их особенности в системе управления персоналом предприятия // Креативная экономика. — 2010. — № 6 (42). — с. 122-128.
16. Лагерева К. А. Развитие службы управления персоналом на предприятии // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 441-443.
17. Молодой учёный. - 2016 - №11 (115) - июнь -1
18. Пережогина К. А. Инновационные изменения в системе управления персоналом // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 403-408.
Интернет-ресурсы
19. Инновационные технологии управления. - http://www.hr-portal.ru/article/innovacionnye-tehnologii-upravleniya
20. История управления персоналом и ее периоды. - http://opersonale.ru/upravlenie-personalom/upravlenie-personalom-upravlenie-personalom/istoriya-upravleniya-personalom-i-ee-periody.html
21. Количественная школа управления персоналом. - http://www.mangeshine.ru/dius-205-1.html
22. Основные положения школы человеческих отношений и поведенческих наук. - https://www.inventech.ru/lib/management/management-0007/
23. Эволюция и развитие управления персоналом. - http://opersonale.ru/upravlenie-personalom/upravlenie-personalom-upravlenie-personalom/evolyuciya-i-razvitie-upravleniya-personalom.html