Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена значением Правительства РФ. Конституция РФ закрепила исполнительную власть как самостоятельную ветвь государственной власти (ст. 10), определила понятия ее единой системы на федеральном и субъектовом уровнях (ч. 2 ст. 77), структуры федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112), установила состав Правительства России (ч. 2 ст. 110). Произошедшие изменения системы и структуры федеральных органов исполнительной власти представляют уникальную возможность проследить формы таких изменений, их интенсивность и периодичность, выявить общие характерные черты.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью Правительства Российской Федерации.
Предметом настоящей работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие положение и структуру Правительства РФ, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение компетенции Правительства Российской Федерации.
Задачами работы ставится:
- рассмотреть основы компетенции Правительства РФ;
- исследовать законопроектную деятельность Правительства РФ;
- проанализировать права и обязанности представителей Правительства РФ в Государственной Думе и Совете Федерации;
- определеть перспективы развития правового регулирования компетенции Правительства РФ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Правовое регулирование компетенции и закнотворческой деятельности Правительства РФ
1.1. Основы компетенции Правительства Российской Федерации
Компетенция Правительства РФ определяется Конституцией РФ в самом общем виде в ч. 1 ст. 114. Данная статья содержит традиционные для всех правительств полномочия по разработке и исполнению федерального бюджета, финансовой политики в России, основные направления деятельности Правительства РФ в экономической, социальной, культурной сферах, в области обороны, безопасности, обеспечения законности, охране прав и свобод граждан. Предусмотренный в Конституции перечень не является исчерпывающим.
Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» конкретизирует полномочия Правительства Российской Федерации:
- общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти: Правительство РФ руководит их работой и контролирует ее; для осуществления своих полномочий Правительство РФ может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц; может отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие;
- общие полномочия Правительства РФ: в пределах своей компетенции оно организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации, осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их выполнение, реализует право законодательной инициативы;
- в сфере экономики: оно осуществляет регулирование экономических процессов, обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, вырабатывает и реализует государственную структурную и инвестиционную политику, политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества, осуществляет управление федеральной собственностью, общее руководство таможенным делом, принимает меры по защите отечественных производителей, формирует мобилизационный план экономики, обеспечивает функционирование оборонного производства Российской Федерации;
- в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики: Правительство РФ обеспечивает ее единство, разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении, разрабатывает и реализует налоговую политику, осуществляет управление внутренним и внешним долгом Российской Федерации, валютное регулирование и валютный контроль, руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами, разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен. Бюджетные права Российской Федерации основываются на конституционных нормах, провозглашающих суверенитет России на всей ее территории и предусматривающих, что в ведении Федерации находится установление основ федеральной политики, федеральные программы развития всех сфер общественной жизни, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование (ч. 1 ст. 4, п. п. «е», «ж» ст. 71 Конституции РФ).
По общему правилу на стадии исполнения федерального бюджета Правительство РФ может корректировать показатели по доходам и расходам бюджета в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной бюджетной классификации, принимает меры к сокращению дефицита федерального бюджета, к укреплению его доходной части, предотвращению неконтролируемых расходов бюджета. Для этого Правительство должно иметь полную информацию о финансовых поступлениях в федеральный бюджет и предстоящих бюджетных расходах. С этой целью на конституционном уровне установлено, что все проекты законов о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, а также другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ).
Проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики Правительство РФ осуществляет через органы, специально созданные для управления финансами. В числе этих органов ведущее место занимает Министерство финансов РФ, на которое возложено общее руководство организацией финансов в стране, обеспечение единых принципов финансирования производственной и социальной сфер, создание финансовой базы для комплексного развития территорий.
Властными полномочиями в области организации денежно-кредитного обращения наделен Центральный банк РФ. На него возложено осуществление денежной эмиссии и защиты, обеспечения устойчивости и повышения покупательной способности рубля, а также обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования формы расчетов.
В социальной сфере Правительство РФ обеспечивает реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации в области социального обеспечения, трудовых прав, прав на охрану здоровья, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности, отвечает за проведение единой государственной миграционной политики, содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики, взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями, разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.
В сфере науки, культуры, образования Правительство РФ обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки, проведение единой государственной политики в области образования, государственную поддержку культуры и сохранение культурного наследия.
В сфере природопользования и охраны окружающей среды Правительство РФ принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечению экологического благополучия, организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации, координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.
Обеспечение проведения единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии возлагается на Правительство РФ, социальная направленность деятельности которого определяется Конституцией РФ, провозгласившей Российскую Федерацию социальным государством (ч. 1 ст. 7). Правительство призвано реализовать требования Конституции о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Полномочия Правительства по конкретным направлениям деятельности в социально-культурной сфере устанавливаются отдельными законодательными актами.
В соответствии с указанными актами Правительство РФ разрабатывает и организует реализацию государственных программ развития культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, охраны окружающей среды. Посредством налоговых льгот и кредитов стимулируется развитие государственных научных центров, специальных образовательных учреждений, школ, студий, укрепление материально-технической базы научных учреждений и объектов, образовательных учреждений и учреждений культуры.
В целях охраны здоровья граждан Правительство РФ принимает меры по созданию благоприятных условий труда и отдыха, развитию государственной системы здравоохранения и предоставлению населению доступной медико-социальной помощи, по экологическому и социально-эпидемиологическому благополучию; осуществляет контроль за производством и реализацией доброкачественных продуктов питания; устанавливает порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов.
Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области соблюдения и защиты прав и свобод граждан, разрабатывает и реализует программы социальной защиты пенсионеров и инвалидов, поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, а также других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке, и выполняет другие полномочия, связанные с реализацией требований ст. 7 Конституции РФ по обеспечению социальных прав граждан.
В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью Правительство РФ участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями, разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов, осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.
В области обеспечения обороны и государственной безопасности Правительство РФ осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности, организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами Вооруженных Сил РФ, отвечает за выполнение программ развития вооружения, подготовки граждан по военно-учетным специальностям, обеспечивает социальные гарантии военнослужащих, принимает меры по охране государственной границы Российской Федерации, руководит гражданской обороной. Конкретные полномочия Правительства в области обороны и безопасности страны определены законами: Федеральным законом от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне», Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности» и др.
В соответствии с указанными Законами Правительство РФ организует оснащение Вооруженных Сил РФ, пограничных и других войск вооружением и военной техникой и обеспечение их материальными средствами и энергетическими ресурсами, определяет порядок предоставления Вооруженным Силам земель, лесов, вод и других природных ресурсов.
С привлечением Министерства обороны РФ, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы внешней разведки Правительство РФ разрабатывает и реализует программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, оперативного оборудования территорий России в целях обороны, по социальному обеспечению военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, а также членов их семей.
Правительство РФ решает вопросы о создании и ликвидации военных образовательных учреждений профессионального образования, факультетов военного обучения и военных кафедр при образовательных учреждениях высшего учебного профессионального образования, утверждает положения о воинском учете, призыве на военную службу, проведении военных сборов, о военно-врачебной экспертизе.
В пределах своей компетенции Правительство РФ ведет международные переговоры и заключает межправительственные соглашения по вопросам военного сотрудничества, хозяйственной деятельности, а также по вопросам социально-культурной сферы, принимает меры к исполнению международных договоров России, обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и в международных организациях, осуществляет руководство в области внешней торговли и других видов внешнеэкономической деятельности.
В сфере внешней политики и международных отношений Правительство РФ обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, в пределах своих полномочий заключает международные договоры, обеспечивает выполнение международных обязательств Российской Федерации, отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территории, осуществляет регулирование и государственный
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 22.12.1997, N 51, ст. 5712.
4. Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» // Собрание законодательства РФ, 03.06.1996, N 23, ст. 2750.
5. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности» // Собрание законодательства РФ, 03.01.2011, N 1, ст. 2.
6. Федеральный закон от 19.02.2018 N 26-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства РФ, 26.02.2018, N 9, ст. 1283.
7. Указ Президента РФ от 26 июля 2005 г. N 873 «О статс-секретарях - заместителях руководителей федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 2005. N 31. Ст. 3203.
8. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // Собрание законодательства РФ, 07.05.2012, N 19, ст. 2338.
9. Постановление Правительства РФ от 02.06.2004 N 264 «Об утверждении Положения о Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности» // Собрание законодательства РФ, 07.06.2004, N 23, ст. 2317.
10. Постановление Правительства РФ от 29 мая 2006 г. N 335 «О введении в отдельных федеральных службах и федеральном агентстве, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, должности статс-секретаря - заместителя руководителя» // Собрание законодательства РФ. 2006. N 23. Ст. 2527.
11. Постановление Правительства РФ от 01.02.2000 N 94 «О Полномочных представителях Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 07.02.2000, N 6, ст. 774.
12. Постановление Правительства РФ от 13.08.2005 N 514 «Об особенностях статуса и Типовом должностном регламенте статс-секретарей - заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ, 22.08.2005, N 34, ст. 3507.
13. Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 07.06.2004, N 23, ст. 2313.
14. Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 N 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» // Собрание законодательства РФ, 31.10.2011, N 44, ст. 6274.
15. Положение о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства от 30 апреля 2009 г. N 389 «О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2009. N 19. Ст. 2346.
16. Доклад «О развитии электронного правительства в Российской Федерации и готовности органов исполнительной власти к переходу на оказание государственных услуг населению с использованием Интернета». Институт современного развития. URL: http://www.iis.ru/docs/e-Gov_RU_2009.pdf.
17. Кобзева С.В. Демократизация государственного управления и электронное правительство // Информационное право. 2018. N 2. С. 9.
18. Крашенинников П.В. Закон и законотворческий процесс. М.: Статут, 2017. С. 86.
19. Чугунов А.В. Развитие электронного правительства в России: международные рейтинги и актуализация текущих проблем реализации проектов на федеральном и региональном уровнях // Межотраслевая информационная служба. 2013. N 2. С. 31
20. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. С. 78.
21. Commission of the European Communities 2001. European Governance. A White Paper. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_DOC-01-10_en.htm.
22. Government Performance and Results Act (GPRA). URL: https://www.gpo.gov/fdsys/pkg/PLAW-111publ352/pdf/PLAW-111publ352.pdf.