Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы заключается в том, что современная крупная
компания при осуществлении предпринимательской деятельности неизбежно
сталкивается с рядом проблем в ходе конфликтных ситуаций. Способы
достижения экономически выгодного результата компаний нередко выходят
за формальные рамки правового поля и влекут ответные действия
государственных органов. Интересы сотрудников в деле разрешения
конфликта зачастую носят личный характер.
Эта работа значима для нас тем, что любой коллектив рано или поздно
сталкивается с конфликтными ситуациями. В теоретическом плане, конфликт
представляется наиболее острым способом разрешения спорных ситуаций
между противодействующими участниками. В обыденном понимании,
конфликт - это несогласие сторон друг с другом и обострение противоречий,
связанное с негативными переживаниями.
Конфликты обуславливаются многими причинами, среди которых
выделяются: сложность трудового процесса; психологические особенности
человеческих отношений (симпатия и антипатия); индивидуальные
характеристики каждого работника (неумение контролировать свое
эмоциональное состояние, предвзятое отношение, пессимистический
настрой).
Управление конфликтами организации это приемы и процедуры,
которые позволяют решать социальные проблемы на основе научного
подхода.
4
Степень научной разработанности проблемы. Интерес к изучению
проблемы управления конфликтами нашел свое отражение в
многочисленных исследованиях российских и зарубежных авторов, таких как
Герчикова И. Н.,[3] Иванова Е. М. [7] Черных Е. А. [21], Магура М. И. [14],
Козырев Г.И. [11]
Результаты этих исследований легли в основу работы и были
использованы для дальнейшей систематизации и теоретической разработки.
Предметом исследования являются методы диагностики конфликтных
ситуаций персонала ЗАО «СМ-Полидекс», с целью эффективного управления
конфликтами в организации.
Объектом исследования в данной работе является межличностные
конфликты.
Целью данной курсовой работы является исследование и диагностика
факторов возникновения конфликтных ситуаций.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
-классифицировать сущность конфликта и его основные
характеристики.
-определить объективные и личностные факторы возникновения
конфликтов.
-проанализировать существующий уровень конфликта персонала ЗАО
«СМ-Полидекс».
-выработать практические рекомендации по управлению конфликтами.
Методы исследования, которые были использованы - это в первую
очередь анализ, т.е. разбиение целого на части и их отдельное рассмотрение,
а также был применён метод синтеза. Были применены и социологические
методы исследования такие, как тестирование, анкетирование и анализ
документов.
5
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения факторов возникновения и
развития конфликтов
1.1. Сущность конфликта и его основные характеристики
Конфликт – это столкновение противоположных идей, ценностей,
принципов. Он может возникать как в душе человека, так и в отношениях его
с другими индивидами, группами людей или обществом в целом. [3, с 12]
А.М. Руденко рассматривает конфликт как «негативное
противостояние сторон, не задумываясь о том, какую выгоду можно
получить от данной ситуации».[15, c 31]
Однако есть сторонники так называемой «либеральной модели
конфликтов», которые уверены, что конфликты повсеместны, неизбежны и
естественны ввиду наличия разных групп интересов. Так, американский
социолог Роберт Парк называл конфликт основным видом взаимодействия
человека. А немецкий социолог Ральф Дарендорф считал, что конфликт
содержит в себе творческое ядро и вызов.
Подавление конфликта ведет к его обострению. Несколько мелких
нерешенных конфликтов могут привести к одному стратегически
фатальному.
К тому же, большинство людей склонны решать конфликты одним и
тем же способом. Это происходит на автомате. Поэтому необходимо
стремится действовать не механически, а сознательно выходить из зоны
6
комфорта и помещать себя в непривычную обстановку, развивать в себе
навыки коммуникации.
Любые конфликты в организации проходят 3 стадии:
-Предконфликт;
-Открытый конфликт;
-Разрешение конфликта.
Е.Г. Сорокина, М.В. Вдовина считают, что основными причинами
конфликтов в организации выступают [18, c 112]:
1. Трудовой процесс, который предполагает взаимозависимость
сотрудников и подразделений, наличие неясно поставленных задач и
критериев оценки работы, ограниченность ресурсов.
2. Конечный результат деятельности компании зависит от работы всей
команды. И у каждого отдела, если речь идет о творческом коллективе, есть
свой ритм работы, который нужно учитывать при производстве
качественного продукта.
3. Иногда выполнение задачи затягивается, так как сотрудник неверно
понял задачу, либо не корректно ее интерпретировал.
Традиционно конфликты разделяют на психологические, которые
связаны с решением индивидуальных проблем одного сотрудника в
организации и социальные, которые возникают между сотрудниками
организации. Данная классификация конфликтов приведена на рисунке 1.
Рисунок 1- Классификация конфликтов
В организации чаще всего возникают межличностные и групповые
конфликты.
По мнению А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова «межличностный конфликт
связан с расхождением целей сотрудников организации, а межгрупповой
конфликт – это конфликт с внешней средой: руководителей и владельцев
7
предприятий с конкурентами, клиентами, поставщиками и профсоюзами» [2,
c 204].
Межличностные конфликты в организациях положительно влияют на
эффективность совместной деятельности, создают новые благоприятные
условия, выполняют функцию объединения коллектива решения проблем и
оптимизируют межличностные отношения.
На возможность существования конфликта в организации может
указывать напряженность среди сотрудников организации, когда происходит
нарушение принципов социальной справедливости и готовности найти выход
из ситуации.
Выделяют две группы факторов, которые могут способствовать
возникновению конфликта это внутренние и внешние факторы.
Факторы, базируются на четырех группах причин, к которым относятся
объективные, организационные, социально-психологические и личностные
причины. Первые две группы имеют объективный характер, третья и
четвертая - субъективный.
Е.А. Земедлина считает, что «понимание объективного и
субъективного характера причин является необходимым при определении
способов предупреждения и оптимальной стратегии поведения человека в
типичных конфликтах» [6, c 72].
К объективным причинам относятся обстоятельства социального
взаимодействия, которые приводят к столкновению их интересов, взглядов
или установок, а к субъективным - индивидуальные психологические
особенности участников конфликта. Наличие объективных причин не
является обязательным для проявления субъективных: может быть выбрано и
неконфликтное решения ситуации.
1.2. Объективные и личностные факторы возникновения конфликтов
8
Конфликтология рассматривает объективные факторы возникновения
конфликтов, к которым относятся
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алавердов А.Р. Управление персоналом: учебное пособие. - М.:
Маркет ДС, 2013. - 94 с.
2. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я.
Анцупов, А.И. Шипилов. - СПб.: Питер, 2013. - 512 c.
3. Герчикова, И.Н. Менеджмент / И.Н. Герчикова. - М.: Юнити;
Издание 3-е, перераб. и доп., 2014. - 501 c.
4. Гумплович, Л. Основы социологии / Л. Гумплович. - М.: КД
Либроком, 2015. - 368 c.
5. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. - М.:
Книжный дом Университет, 2010.
6. Земедлина, Е.А. Конфликтология: Учебное пособие / Е.А.
Земедлина. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 141 c.
7. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой
деятельности. Учебно-методическое пособие для студентов факультетов
психологии государственных ун-тов. М.: МГУ, 2014. - 94 с.
8. Кареев, Н.И. Общие основы социологии / Н.И. Кареев. - М.: КД
Либроком, 2015. - 248 c.
9. Кармина А. С. Конфликтология. - СПб.: Лань, 2013, 448 с.
10. Козер Л. Функции социального конфликта. - М.: Издво
«Идеяпресс», 2013. - 84 с.
11. Козырев Г.И. Конфликтология: Учебник /Козырев Г.И. – М.:
ИНФРА-М, ИД ФОРУМ, 2014. - 207 с.
9
12. Кравченко, А. И. Методология и методы социологических
исследований [Текст]: учебник для бакалавриата: рекомендовано
методсоветом по направлению / А. И. Кравченко; Моск. гос. ун-т. - М.:
Юрайт, 2015. - 828 с.
13. Лукаш, Ю.А. Внутрифирменные конфликты, или Трудовая
конфликтология в бизнесе: Учебное пособие / Ю.А. Лукаш. - М.:
Юстицинформ, 2014. - 158 c.
14. Магура М.И, Курбатова М.Б. Обучение персонала как
конкурентное преимущество. – М.: «Журнал «Управление персоналом»,
2014. – 216с.
15. Руденко, А.М. Конфликтология: Учебное пособие для бакалавров
/ А.М. Руденко, С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 316 c.
16. Сафронова О.Л. Технология управления профессиональным
стрессом // Труд и социальные отношения. 2015. № 2. С. 123.
17. Смехнова, Г.П. Основы прикладной социологии: Учебное
пособие / Г.П. Смехнова. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 320 c.
18. Сорокина, Е.Г. Конфликтология в социальной работе: Учебник
для бакалавров / Е.Г. Сорокина, М.В. Вдовина. - М.: Дашков и К, 2016. - 284
c.
19. Социология [Текст]: учебник для вузов: рекомендовано Мин.
образования / ред. В. К. Батурин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИДАНА, 2014. - 487 с.
20. Черных Е. А. Организационная культура предприятия в системе
управления персоналом: диссертация к. э. н. - М.: МГУ: 2012. - 214 с.
21. Шутов, В. Основы современной социологии.15 фундаментальных
законов / В. Шутов. - М.: Этерна, 2015. - 224 c.
22. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.:
Добросвет, 2010