Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современной экономике термин «монополия» ассоциируется с вытеснением конкурентов с рынка, ценовой зависимостью потребителей и созданием барьеров на пути новых производителей. Для предотвращения подобных явлений государство проводит особую антимонопольную политику. Однако в ряде случаев монополия на рынке является единственным вариантом обеспечения развития экономики данной отрасли, тогда как конкуренция привела бы росту производственных издержек и вызвала бы увеличение расходов потребителей. Речь идет о так называемых естественных монополиях. В данном случае возникает вопрос: опасны ли естественные монополии или все же необходимы? Для ответа необходимо рассмотреть сущность и причины возникновения естественной монополии, а также способы ее регулирования.
Естественные монополии – это один из важнейших элементов экономической системы России, который имеет как положительные, так и отрицательные стороны, поэтому необходимо изучать их деятельность в различных сферах экономики страны и вести такую государственную политику, которая бы надлежащим образом регулировала их действия для достижения максимальной эффективности функционирования всей национальной экономики в целом.
Одной из главных проблем современного периода российской экономики, не разрешенных до настоящего времени, является формирование конкурентных рынков Российской Федерации, в том числе, в сфере естественных монополий. Предприятия естественных монополий, в комплексе образующие производственную инфраструктуру государства, являются базой для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реального сектора экономики. Поэтому задача обеспечения их финансовой устойчивости, а также экономической эффективности приобретает особую важность.
Данная тема является достаточно актуальной в настоящее время, поскольку естественные монополии, как правило, появляются в отраслях, рассчитанных на большую часть населения, поэтому эти отрасли нуждаются в особом рассмотрении и грамотном государственном регулировании для поддержания интересов не только самих монополистов, но и всего населения.
Исходя из вышесказанного, выбор темы обоснован ее значимостью и актуальностью на сегодняшний день.
Объектом исследования является естественные монополии России.
Предметом исследования – формирование и регулирование естественных монополий в России.
Цель работы – изучить критерии развития и способы регулирования естественных монополий в России.
Для достижения цели определены следующие задачи работы:
охарактеризовать понятие естественных монополий и причины их формирования;
рассмотреть государственное регулирование естественных монополий;
выявить основные проблемы реформирования и регулирования естественных монополий в России.
В процессе исследования применялись следующие методы исследования: теоретический анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования, систематизация, обобщение, описание. При написании курсовой работы были исследованы труды отечественных ученых. Информационной базой исследования послужили действующие нормативные акты.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей формирования и регулирования естественных монополий
1.1. Понятие и определение естественной монополии
Термин «монополия» произошел от сочетания двух греческих слов «продаю» и «один», т.е. это такая игра, когда на рынке функционирует одна фирма и отсутствует конкуренция.
Видом монополии является естественная монополия.
Естественная монополия – это предприятия, которые объединены единой сбытовой организацией, статус товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на данном рынке эффективнее при отсутствии конкуренции ввиду технологических особенностей изготовления (ввиду существенного уменьшения издержек производства на единицу товара во время увеличения объёма производства), а товары, которые производятся субъектами естественной монополии, нельзя заменить в потреблении прочими товарами, в связи с чем спрос на этом товарном рынке на товары, которые производятся субъектами естественных монополий, зависит в меньшей степени от изменения цены на данный товар, чем спрос на прочие типы товаров [16, с. 187].
При этом, может быть ситуация, когда у услуг компании есть аналоги, но по признанным нормам данная компания тем не менее является монополией (к примеру, пассажироперевозки железнодорожным транспортом конкурируют с авиационными перевозками, но некоторые железнодорожные компании, тем не менее считаются монополией).
Естественная монополия – это в монополии, которая занимает на рынке привилегированное положение ввиду технологических особенностей производства, или же ввиду обладания нужными для производства ресурсами. Зачастую, естественные монополии – это фирмы, которые управляют трудоемкими инфраструктурами, когда повторное создание прочими фирмами таких структур неоправданно экономически или невозможно с технической точки зрения. К естественным монополиям относят железную дорогу, водоснабжение, электроснабжение.
Конкуренции при естественной монополии быть не может. Это связано с тем, что фирма-монополист обладает наибольшими преимуществами в части издержек. Из-за этого начинающая фирма не может справиться с конкуренцией и довольно быстро уходит с рынка.
Государство признает неизбежность такого вида контроля со стороны производителя, т.к. выгоднее иметь единые трубопроводные, энергетические сети и железнодорожные магистрали. Основными чертами естественной монополии являются высокие барьеры для вступления на рынок других фирм (чаще всего это высокие издержки), товар, поставляемый производителем, уникален и не имеет близких по свойству заменителей, также такая фирма эффективнее функционирует при отсутствии конкуренции [10, с. 174].
Плюсы естественных монополий: снижение издержек на производство продукции, в связи с максимальным использованием эффекта масштаба; следование единым стандартам на производимую продукцию и предостaвляемые услуги; возможность смены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации; внутрифирменная иерархия и система контрактных отношений, позволяет сократить потери, связанные с риском и неопределенностью; использование последних достижений научного и технического прогресса единолично, особенно, если они разрабатываются внутри монополии.
Минусы естественных монополий: монополия определяет уровень продажной цены, вследствие чего она может переложить издержки в значительной мере на конечного потребителя, а последний в свою очередь, не в состоянии оказывать обратного влияния на предприятие; монополии могут блокировать технический прогресс, в связи с отсутствием конкуренции; монополист может снижать свои издержки за счет снижения качества производимой продукции; монополия может принимать форму административного диктата, подменяющего экономический механизм.
Таким образом, мы видим, что достоинства естественной монополии становятся недостатками и наоборот. Невозможно сказать прямо, чего больше, плюсов или минусов. Но общество не может быть зависимым только от естественных монополий, т.к. на рынке не будет однотипной продукции, в связи с отсутствием конкуренции, следовательно, цены будут фиксированными, что оказывает негативное влияние на потребителя. Также при естественной монополии рыночный механизм ресурсов не распределяется в равных долях.
Выделяют два типа естественных монополий:
1. Природные монополии. Такие монополии возникают благодаря барьерам для начинающих компаний, которые были созданы самой природой.
2. Технико-экономические монополии. Тип этих естественных монополий возникает из-за технических или экономических причин, напрямую связанных с эффектом масштаба [7, с. 55].
Существуют следующие виды естественных монополий:
– транспортировка нефти и нефтепродуктов;
– транспортировка газа;
– услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
– железнодорожные перевозки;
– услуги транспортных терминалов, портом, аэропортов;
– услуги общедоступной почтовой связи.
Наиболее крупными монополиями, как правило, являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба способствует увеличению размеров фирмы с целью снизить затраты на производство. Это проявляется в том, что создание нескольких мелких фирм в последствии может привести к большим затратам и повышению роста цен. Выгоднее иметь одну фирму монополиста.
Если организации предоставляются исключительные монопольные права, это автоматически ведет к н
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» // Российская газета. – 1995. – № 164.
2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // «Российская газета». – 2006. – № 162.
3. Агафонова, М.О. Проблемы реформирования и регулирования естественных монополий в России / М.О. Агафонова, Л.В. Горяинова // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2019. – № 4 (7). – С. 274-276.
4. Анаева, З.К. Влияние естественных монополий на экономическую стабильность России на примере ОАО «Газпром» / З.К. Анаева, И.С. Вахаев, Х.С. Вахаева // В сборнике: Современные проблемы гуманитарных и естественных наук Материалы XXIII международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 84-90.
5. Боровской, А.А. Основные проблемы естественных монополий в России и пути их решения / А.А. Боровской // В сборнике: Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах. Сборник научных трудов 5-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Горохов А.А. – 2018. – С. 33-35.
6. Булатов, А.С. Микроэкономика: учебник / А.С. Булатов. – М.: Юрайт, 2019. – 439 с.
7. Горбачев, А.Н. Исторические этапы и перспективы развития деятельности естественных монополий в России / А.Н. Горбачев // Труд и социальные отношения. – 2019. – № 5. – С. 55-66.
8. Гусейнов, Р.М. Микроэкономика: учебник / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. – М.: Омега-Л, 2019. – 447 с.
9. Дотдуева, З.С. Естественные монополии: сущность, особенности функционирование в России, зарубежный опыт / З.С. Дотдуева, А.А. Бабаянц // В сборнике: Человек. Культура. Общество Сборник научных трудов по материалам II-ой международной конференции. – 2017. – С. 74-84.
10. Духнай, О.С. Естественные монополии в экономике России: опасность или необходимость / О.С. Духнай // В сборнике: Проблемы развития современной экономики в условиях глобальных вызовов и трансформации экономического пространства Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – 2019. – С. 174-177.
11. Калитин, И.И. Методы государственного ценового регулирования субъектов естественных монополий в России и международный опыт / И.И. Калитин, А.В. Шобанов // Транспортное дело России. – 2019. – № 4. – С. 120-121.
12. Кравчук, Д.И. Роль естественных монополий в экономике России / Д.И. Кравчук, В.И. Кравчук // Молодой ученый. – 2019. – № 2 (82). – С. 270-272.
13. Носонбаева, Ж.З. ОАО «РЖД» как естественная монополия в экономике России / Ж.З. Носонбаева // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2018. – № 13-2. – С. 98-100.
14. Пиндайк, Р.С. Микроэкономика: учебник / Р.С. Пиндайк, Д.Л. Рабинфельд. – СПб.: Питер, 2019. – 608 с.
15. Федотова, Е.И. Трансформация государственного регулирования естественных монополий в России / Е.И. Федотова, О.Ю. Смирнова // Приволжский научный вестник. – 2017. – № 12-2 (40). – С. 36-38.
16. Шумова, О. Естественные монополии в России / О. Шумова // В сборнике: Актуальные социально-экономические и правовые проблемы развития России в современном информационном пространстве. Материалы VI Региональной научно-практической конференции учащихся и студентов. – 2018. – С. 187-180.