Фрагмент для ознакомления
2
Введение
За всю историю менеджмента во многих зарубежных странах накоплена значительная информация в области теории и практики менеджмента в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и др., учитывающая их специфические особенности. К сожалению, отечественная управленческая наука развивалась самостоятельно и обособленно, зачастую игнорируя зарубежный опыт в искусстве управления. На протяжении многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, которая в основном концентрировала свои усилия на критике зарубежного управленческого опыта.
Создание собственной модели управления требует, с одной стороны, изучения всего ценного в зарубежной теории и практике (но не бездумного переноса его на отечественную почву), а с другой - использования ее лучших достижений в своей деятельности.
Мировой опыт формирования моделей управления показывает, что перенос моделей управления из одной социокультурной среды в другую практически невозможен. При создании собственной модели управления необходимо учитывать влияние таких факторов, как тип собственности, форма правления и зрелость существующих рыночных отношений.
Считается, что существует две основные модели управления: американская и японская.
Цель работы – провести анализ японской модели менеджмента.
Для достижения цели определены следующие задачи работы:
изучить особенности японской системы менеджмента;
раскрыть сущность японской модели менеджмента;
рассмотреть исторические факторы развития модели;
представить характерные черты и принципы менеджмента;
выявить проблемы менеджмента в России и возможность использования японского опыта для их устранения.
Объектом исследования является японская модель менеджмента.
Предметом исследования – возможности применения японской модели менеджмента в России.
В процессе исследования применялись следующие теоретические и эмпирические методы исследования: теоретический анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования, систематизация, обобщение, описание.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных авторов, таких как В.А. Абчук, В.Я. Афанасьев, Л.Е. Басовский, В.В. Лукашевич, В.Р. Веснин, А.С. Воронов, И.Н. Герчикова, Р.С. Голов, Ю.В. Гусаров, В. Д. Дорофеев, В.П. Казенникова, Е.Н. Кнышова, Ю.Н. Лапыгин, М.М. Максимцов, П.А. Михненко, М.П. Переверзев, А.Н. Петров, Е.В. Пустынникова, А.К. Семенов, Е.В. Трошина и др.
Структура и объем работы определяются ее целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. Современные аспекты японской модели менеджмента
1.1. Особенности японской системы менеджмента
Считается, что японская модель управления формировалась под влиянием двух факторов - творческого подхода к освоению зарубежного опыта в решении проблем управления и организации бизнеса, а также последовательного сохранения различных национальных традиций .
Перечислим основные особенности японской системы организации труда:
1) ориентация на «социального человека». Суть японского менеджмента заключается в управлении людьми. В то же время японцы считают американцами не одного человека (индивида), а группу людей. Кроме того, в Японии существует традиция подчинения пожилому человеку, чья позиция одобряется группой.
«Социальный человек» обладает специфической системой стимулов и мотивов. Стимулы включают заработную плату, условия труда, стиль управления и межличностные отношения между сотрудниками. Мотивами труда являются трудовые успехи работника, признание его заслуг, карьерный рост, профессиональное совершенство, степень делегированной ответственности, творческий потенциал. Однако японцы относятся к понятию «социальный человек» более гибко, чем американцы.
2) «корпоративный дух» и система «пожизненной занятости». Самым сильным средством мотивации в Японии является «корпоративный дух» фирмы, который означает слияние с фирмой и приверженность ее идеалам. «Корпоративный дух» компании основан на психологии группы, которая ставит интересы группы выше личных интересов отдельных сотрудников.
Каждая японская фирма состоит из множества групп. В каждой группе есть старшие и младшие, ведущие. Старшие и младшие в группе отличаются по возрасту, опыту работы и стажу. Младшие члены группы безоговорочно принимают авторитет старших и проявляют к ним знаки внимания и уважения. Они слушаются старших. Группы ориентированы на цели и задачи компании. Работая на цели компании, каждый японец понимает, что он работает на группу и на себя. Каждый сотрудник чувствует себя частью компании. При встрече с кем-то японец представляется: «я из Sony (Honda и др.). Этим японцы отличаются от американцев, которые используют эту форму представления только при разговоре по телефону, а во всех остальных случаях они сначала называют свое имя.
Японцы, которые ценят групповые отношения, особенно внимательно следят за своим положением в группе. Они чутко реагируют на изменение места каждого человека в группе и стараются не переступать границы, очерченные для каждого из них.
Для крупных японских фирм характерна система «пожизненной занятости», которая охватывает до 30% от общего числа работников. Суть этой системы заключается в следующем: ежегодно в начале апреля (после окончания учебного года) фирмы заполняют имеющиеся вакансии выпускниками школ и вузов, которые, пройдя адаптацию и обучение, начинают непосредственно выполнять свои обязанности. Фирмы гарантируют своим работникам занятость не только до выхода на пенсию в 55 лет (а в некоторых фирмах и в 60), но и в случае спада производства и других непредвиденных обстоятельств.
3) Управление качеством. Управление качеством занимает центральное место в оперативном управлении японским менеджментом. Идея создания движения, направленного на повышение качества продукции, принадлежит американскому специалисту в области прикладной статистики У. Демингу. Однако эта идея получила развитие не в Америке, а в Японии. Движение за качество зародилось в Японии в 1950-х гг. сначала оно выражалось в борьбе за бездефектную продукцию, а затем вылилось в мощную систему менеджмента качества.
На качество выпускаемой продукции влияют различные факторы. Степень влияния каждого из них может быть учтена только статистическими методами. Японцы пропагандируют необходимость знания семи статистических методов: диаграмм Парето, диаграмм Исикавы, контрольных карт, чистограмм, диаграмм рассеяния, графиков и тестовых листов .
Японская система менеджмента качества продукции основана на концепции «тотального» контроля качества внутри компании, которая приобрела статус религии. Контроль качества охватывает все стадии производства. Все сотрудники компании задействованы в системе управления, включая Секретаря и машинистку. Все сотрудники компании несут ответственность за качество, поэтому они не ищут конкретных виновников дефектов и недочетов. В Японии службы контроля качества продукции выполняют только консультативные функции. Каждый сотрудник может остановить конвейер, если есть дефект.
В начале 1970-х годов вице-президент Автомобильной компании Toyota предложил Канбанскую систему организации труда, которую американцы стали называть «точно в срок», что не совсем правильно, так как фактор времени не является главным компонентом этой системы. Основное содержание японской системы «канбан» заключается, во-первых, в рациональной организации производства и, во-вторых, в эффективном управлении персоналом.
Главным принципом системы «канбан» является девиз: «Делай это качественно с первого раза».
Сегодня японская модель управления является одной из самых эффективных на планете. В чем его главный секрет? Ответ довольно прост: умение правильно и корректно работать с людьми. Об этой сущности модели управления говорят все без исключения эксперты, занимающиеся экономическими вопросами.
Необходимо сказать, что в японской модели управления менеджмент рассматривается как управление, имеющее человеческое лицо. То есть главным ресурсом является сам человек. Именно так Япония, одна из первых стран в мире, начала привлекать сотрудников в свои компании.
Этот принцип работы всегда культивировался в Японии. Создавая благоприятные условия для работы людей, японская модель управления приобрела мировую известность. Именно поэтому в последние годы наблюдается столь сильный рост интереса западных стран к использованию этой схемы управления и организации бизнеса. Поскольку экономика Японии стремительно развивается, это заслуженно привлекает интерес к моделям, которые она использует для создания рынка услуг и товаров, превращая страну в мирового лидера по производству чипов, автомобилей и других товаров.
Япония заявила о себе как о сильной и экономически конкурентоспособной стране .
1.2. Сущность японской модели менеджмента
Суть японской модели менеджмента заключается в том, что она смогла гармонично сочетать в себе черты американской системы управления бизнесом и ее национальные традиции. Эта связь стала возможной благодаря историческим процессам: войне, разрухе, американской оккупации и, как следствие, борьбе с нищетой.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абчук, В.А. Менеджмент. Учебник / В.А. Абчук. – М.: Академия, 2016. – 463 с.
2. Афанасьев, В.Я. Теория менеджмента. Учебник / В.Я. Афанасьев. – М.: Юрайт, 2018. – 656 с.
3. Басовский, Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. – М.: Инфра-М, 2018. – 216 с.
4. Бородушко, И.В. Основы менеджмента: учебник / И.В. Бородушко, В.В. Лукашевич. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 271 с.
5. Веснин, В.Р. Менеджмент. Учебник / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2016. – 616 с.
6. Виханский, О.С. Менеджмент. Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Инфра, 2018. – 576 с.
7. Воронов, А.С. Теория менеджмента. Учебник / А.С. Воронов, Л.С. Леонтьева. – М.: Юрайт, 2018. – 287 с.
8. Герчикова, И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов / И.Н. Герчикова. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 511 с.
9. Голов, Р.С. Теория менеджмента. Учебник / Р.С. Голов, А.П. Агарков. – М.: Альфа-М, 2018. – 272 с.
10. Гусаров Ю.В. Теория менеджмента. Учебник / Ю.В. Гусаров, Л.Ф. Гусарова. – М.: Инфра-М, 2018. – 263 с.
11. Дорофеев, В. Д. Менеджмент: Учебное пособие / В. Д. Дорофеев, А. Н. Шмелева, Н. Ю. Шестопал. - М.: Инфра-М, 2016. - 440 с.
12. Друкер, П. Менеджмент. Вызовы XXI века / П. Друкер. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 256 с.
13. Казенникова, В.П. Возможности внедрения японских методов управления в Российской практике / Казенникова В.П., Засимкина А.С., Панина О.В. – М.: Юстицинформ, 2016.
14. Кнышова, Е.Н. Менеджмент. Учебное пособие / Е.Н. Кнышова. – М.: Форум, 2018. – 512 с.
15. Лапыгин, Ю.Н. Теория менеджмента. Учебник / Ю.Н. Лапыгин. – М.: Рид Групп, 2017. – 336 с.
16. Максимцова, М.М. Менеджмент: учебник / М.М. Максимцов, М.А. Комаров. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 343 с.
17. Мескон, М.Х. Основы менеджмента: Учебное пособие / Пер. с англ., под ред. Медведь О.И.; М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Вильямс, 2016. – 672 с.
18. Михненко, П.А. Теория менеджмента. Учебник / П.А. Михненко. – М.: Синергия, 2016. – 304 с.
19. Набоков, В.И. Теория менеджмента. Учебник / В.И. Набоков, А.К. Семенов. – М.: Дашков и К, 2018. – 591 с.
20. Переверзев, М. П. Менеджмент: Учебник / М.П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский. – М.: Инфра-М, 2016. – 330 с.
21. Петров, А.Н. Менеджмент. Учебник / А.Н. Петров, Е.В. Песоцкая, О.В. Русецкая, Л. А. Трофимова. – М.: Юрайт, 2016. – 641 с.
22. Пустынникова, Е.В. Основы менеджмента. Учебное пособие / Е.В. Пустынникова. – М.: КноРус, 2018. – 320 с.
23. Репина, Е.А. Основы менеджмента. Учебное пособие / Е.А. Репина, М.А. Чернышев, Т.Ю. Анопченко. – М.: Инфра-М, 2016. – 240 с.
24. Семенов, А.К. Основы менеджмента. Учебник / А.К. Семенов, В.И. Набоков. – М.: Дашков и К, 2018. – 469 с.
25. Сергеев, А.М. Теория менеджмента. Учебник / А.М. Сергеев. – М.: Академия, 2018. – 320 с.
26. Тебекин, А.В. Менеджмент организации. Учебник / А.В. Тебекин, Б.С. Касаев. – М.: КноРус, 2016. – 424 с.
27. Трошина, Е.В. Основы менеджмента. Учебное пособие / Е.В. Трошина. – М.: КноРус, 2017. - 488 с.
28. Хохлова, Т.П. Теория менеджмента: история управленческой мысли. Учебник / Т.П. Хохлова. – М.: Магистр, 2018. – 384 с.
29. Чигадаев, Д. Особенности японской модели управления персоналом в России / Д. Чигадаев // Управление персоналом. – 2016. - N 11.