Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Управлять людьми – это наиболее трудное и древнее искусство, которое изучается различными
науками. Усложнение процессов власти, управления происходит всегда.
Теория управления, как и любая другая наука, регистрирует и систематизирует явления,
раскрывает закономерности и определяет причинные связи между ними, на основе этого
разрабатывает выводы для практического применения, дает рекомендации.
2
Но, как нам кажется, любое управление – это не только наука, но и искусство. Почему? На наш
взгляд, в любом решении руководитель опирается не только на рекомендации и выводы теории,
но и на стратегии коммуникации.
Теория управления изучает закономерности организации управленческого процесса и
возникающие во время этого процесса отношения между людьми, определяет методологические
приемы, соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы
активного воздействия на объект управления и определяет способы предвидения и
прогнозирования изучаемых процессов. Теория управления, как и любая другая наука,
регистрирует и систематизирует явления, раскрывает закономерности и определяет причинные
связи между ними, на основе этого разрабатывает выводы для практического применения, дает
рекомендации.
Выделяют следующие особенности процесса управления:
1) Управление – это процесс, который осуществляется непрерывно во времени и пространстве.
2) Управление, как любой процесс, имеет определенную цель, требует проведения анализа
(причем глубокого).
3) Если субъект управления воздействует на объект, то мы должны видеть конкретный результат,
который должен быть сопоставим с целью. Чем больше совпадают цель и результат, тем
эффективнее и качественнее управление.
Данную тему исследовали следующие авторы: Агавелян Г.Г. , Афонина С.В., Евдокимова Н.Ю. ,
Бекирова С.З., Брацлавская Е.Я. , Братченко С.А. , Будякова В.С. , Васина Н.В., Осипова А.В. ,
Григорова Т.В., Федосова Т.С. , Гусев А.В., Киреев А.Ю. , Запарий В.В. , Ибрагимов В.В., Патутина
Е.С. и др.
Целью данной работы является рассмотрение вклада в теорию и практику управления
персоналом Ф. У. Тейлора.
Задачи, поставленные нами:
1) Рассмотрение предпосылок формирования теории научного управления Ф. Тейлора;
2) Описание основных принципов и правил школы теории Ф. Тейлора;
3) Характеристика применения идей Ф. Тейлора на практике (примеры компаний).
Объектом исследования является школа научного управления Ф. Тейлора.
Предметом исследования являются особенности применения идей Ф. Тейлора на практике.
Актуальность рассматриваемой темы связана с тем, что для любой современной компании важно
постоянное развитие. Стремительно трансформируется рынок услуг, потребители, конкуренты.
Современный социум требует от бизнеса быстрого достижения высокого уровня в динамике
результатов, постоянных изменений, мнения экспертов и профессионалов.
3
Главными и приоритетными в работе компаний является время, работа с информацией, персонал
и финансы. Часто сотрудники не обладают достаточным опытом решения поставленных перед
ними задач. Бывает и так, что сотрудники недостаточно обучены, чтобы проектировать и внедрять
инновации в компании.
В каждой организации создание команды характеризуется принятием определенных решений.
Внедрение инноваций всегда сопровождается расширением штата или дополнительным
обучением сотрудников. Поэтому рассмотрение идей Ф. Тейлора относительно управления
персоналом будет полезным и актуальным для современного типа управления компаниями.
Глава I. Ф. Тейлор и его вклад в развитие теории и управления
1.1 Предпосылки формирования теории научного управления Ф. Тейлора
Развитие промышленного производства, конкуренции, быстрое изменение рыночных условий,
поиск новых ресурсов и человеческих возможностей в начале ХХ века способствовали
формированию управленческих концепций, школ научной организации и управления в США.
Например, научный менеджмент Ф. Тейлора заключает в себе принципы научного управления и
методы их осуществления. Данные принципы обеспечили рационализацию производственной
деятельности, организацию управления и труда, и модернизацию технологий. Административная
идея управления Анри Файоля внесла вклад в формирования административной, или
классической школы управления. Цель классической школы – разработка эффективных принципов
управления фирмой ради достижения наилучших результатов.
Макс Вебер является автором принципов «идеальной бюрократии», таких как разделение труда,
иерархичность, стандартизация и регламентация, профессионализация кадров, которые
воплотились в линейно-функциональных структурах, используемых во всем мире и в настоящее
время.
Концепцию производительности (эффективности) Гаррингтона Эммерсона воплотившуюся в его
книге «12 принципов производительности труда», 1912 г., можно представить как расширенную
трактовку идеи рационализации.
Она рассматривается автором как система экономического и организационного взаимодействия
производства товаров/услуг с доведением их до потребителя, обеспечивая таким образом
значительную экономию на расходах на эксплуатацию. Организация экономической деятельности
фирмы будет эффективной только в случае полного следования 12 принципам
производительности.
Поэтому упор делается на обучении и подготовке персонала к использованию данных принципов
на практике.
4
Все представленные выше идеи объединяет принцип рационализма в разных сферах управления
деятельностью организацией – экономической, производственной, технологической, социальнотрудовой, и т.д.
Первый шаг к рассмотрению менеджмента как науки управления сделал Фредерик Уинслоу
Тейлор (1856–1915). В XX веке поистине уникальным достижением менеджмента стало
повышение в 50 раз производительности физического труда. Этот прорыв можно смело приписать
Ф. Тейлору.
Он заинтересовался не качествами отдельного человека и эффективностью его труда, а
эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного
управления. Периодом этой школы считается 1885–1925 гг.
Его идеи стабильно увеличивали показатель производительности на 3,5% в год.
Именно на этом факторе роста основываются все экономические и социальные достижения XX
века .
Основные принципы школы научного управления:
- использование научного анализа для определения лучшего способа решения хозяйственных
задач;
- целенаправленный отбор работников, больше других подходящих для выполнения задач, их
обучение;
- обеспечение работников ресурсами;
- применение материального стимулирования;
- отделение планирования от самой работы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агавелян Г.Г. Основные подходы и история развития системы управления персоналом //
Теория и практика современной науки. 2018. № 2 (32). С. 11-17.
2. Актуальные проблемы экономики и управления: теоретические и прикладные аспекты //
Материалы Третьей международной научно-практической конференции / Ответственный
редактор Е.П. Мельникова. 2018.
3. Афонина С.В., Евдокимова Н.Ю. Управление кадрами в России // В сборнике: STUDENT
RESEARCH сборник статей II Международного научно-исследовательского конкурса.
Ответственный редактор Гуляев Герман Юрьевич. 2018. С. 90-93.
5
4. Бекирова С.З., Брацлавская Е.Я. Зарубежный опыт управления карьерой работников
предприятий // Экономика и предпринимательство. 2018. № 11 (100). С. 941-946.
5. Братченко С.А. Формирование фундаментальных управленческих идей в период
становления капитализма (краткий обзор научных работ) // Управленческие науки. 2018. Т. 8. № 1.
С. 110-118.
6. Будякова В.С. Управление персоналом как одна из функций управления на примере
компании генри Форда // В сборнике: Вестник молодых ученых ПГНИУ Сборник научных трудов.
отв. редактор В.А.Бячкова; Пермский государственный национальный исследовательский
университет. Пермь, 2013. С. 420-424.
7. Васина Н.В., Осипова А.В. Генри Форд и его политика управления // В сборнике: материалы
58-й студенческой научно-технической конференции инженерно-строительного института ТОГУ
2018. С. 111-116.
8. Григорова Т.В., Федосова Т.С. Генри Форд - революционер в науке управления // В
сборнике: Новая реальность: экономика, менеджмент, социальные коммуникации Оформление.
ФГБОУ ВО «НГПУ». 2018. С. 114-116.
9. Гусев А.В., Киреев А.Ю. Структурный анализ состояния и перспективы развития
диспетчерского управления ЕСГ РФ // Газовая промышленность. 2019. № 2 (780). С. 16-22.
10. Запарий В.В. Элементы политики «фордизма» как инструмент антикризисного управления
в уральской танковой промышленности периода великой отечественной войны // Вестник
Томского государственного университета. 2017. № 425. С. 131-139.
11. Ибрагимов В.В., Патутина Е.С. Определение направлений кадровой работы, где будут
применяться профстандарты // В сборнике: научно-технический прогресс как фактор развития
современного общества сборник статей Международной научно-практической конференции.
2019. С. 102-104.
12. Игнатова М.В., Котельникова Е.С. Безработица в эпоху цифровой экономики // В сборнике:
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций финансиста Сборник научных
трудов студентов, аспирантов и преподавателей Финансового университета при Правительстве
Российской Федерации. Москва, 2018. С. 223-234.
13. Конарева Л.А. Знания и понимание систем – необходимые факторы экономического
развития в XXI веке // США и Канада: экономика, политика, культура. 2018. № 10 (586). С. 66-83.
14. Коробко И.С. Improving the efficiency of state bodies through the introduction of competencebased approach // Социально-экономические явления и процессы. 2018. Т. 13. № 104. С. 58-66.
15. Алавердов А. Р. Управление персоналом. – М.: Market DS, 2017. – 302 с.
16. Ансофф И. Стратегический менеджмент: монография / И. Ансофф. – М.: Питер, 2018. – 342
с.
17. Березовская Р. А. Психология профессиональной карьеры. – Санкт-Петербург:
Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2017. – 150 с.
6
18. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник для вузов. - М.: ТК Велби,
Изд-во Проспект, 2018.
19. Ветлужских Е. Н. Система вознаграждения: как разработать цели и KPI. – М.: Альпина
Паблишер, 2017. – 216 с.
20. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. – М.: Высшая школа, 2016.
21. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. - СПб.: Питер, 2016, 560 с.
22. Друкер П. Практика менеджмента. - М.: Вильяме, 2001. 398 с.
23. Зайцева Т. В. Управление персоналом. – М.: Форум: Инфра-М, 2016. – 335 с.
24. Иванова С. В. 50 советов по нематериальной мотивации. – М.: Альпина Паблишер, 2017. –
176 с.
25. Кондратьев Э. В. Теория и практика развития управленческого персонала предприятия:
монография. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2012. – 394 с.
26. Кузьмина Н. М. Кадровая политика корпорации: монография. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 167
с.
27. Лапыгин Ю. Н. Теория менеджмента/Ю. Н. Лапыгин. – М.: Рид Групп, 2016. – 334 с.
28. Лукичёва Л. И. Управление организацией / Л. И. Лукичёва ; под ред. Ю. П. Анискина. – М.:
Омега-Л, 2016. – 355 с.
29. Магура М. И. Обучение персонала как конкурентное преимущество. – М.: б. и., 2016. – 216
с.
30. Мескон М. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; ред. ;
авт. вступ. ст. Л. И. Ивенко. – М.: Дело, 2016. – 701 с.
31. Нежданов Д. В. Команда на миллион: создаем систему управления персоналом. – СанктПетербург: Питер, 2017. – 253 с.
32. Николаев Н. С. Системы качества управления персоналом. – М.: Русайнс, 2016. – 260 с.