Фрагмент для ознакомления
2
каждого, а также высоком уровне экономического благосостояния.
В основе системы мотивации труда в США находится оплата труда. Наибольшее распространение получили различные модификации повременной системы оплаты труда с нормированными заданиями, дополненные всевозможными формами премирования.
Ныне одной из самых распространенных в США форм оплаты труда как для основных, так и для вспомогательных рабочих является оплата труда, сочетающая элементы сдельной и повременной систем. В этом случае дневной заработок работника определяется как произведение часовой тарифной ставки на количество часов работы. При невыполнении работником дневной нормы в натуральном выражении работу продолжают до выполнения нормы. Данная система оплаты труда не предусматривает выплату премии, так как, по утверждению американских экономистов, эти суммы уже заложены в высокой тарифной ставке рабочего и окладе служащего. Отличительной чертой рассматриваемой системы является простота начисления заработка и планирования затрат на заработную плату. Однако большинство фирм как в США, так и в других странах склонны к применению систем, сочетающих оплату труда с премированием .
Японская модель характеризуется опережением роста производительности труда по отношению к росту уровня жизни населения, в том числе уровня заработной платы. С целью поощрения предпринимательской активности государством не принимается серьезных мер по контролю за имущественным расслоением общества. Существование такой модели возможно только при высоком развитии у всех членов общества национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради благосостояния страны .
Система стимулирования труда по сравнению с другими промышленно развитыми странами в Японии весьма гибкая. Традиционно она строится с учетом трех факторов: профессионального мастерства, возраста и стажа работы. Размер оклада рабочего, инженера, руководителя низшего и среднего звеньев в зависимости от этих факторов осуществляется по тарифной сетке, с помощью которой определяется оклад (условно-постоянная часть заработной платы работника) как сумма выплат по трем разделам: за возраст, за стаж работы, за квалификацию и мастерство, характеризующиеся категорией и разрядом.
2 Современные системы мотивации и стимулирования персонала в ООО "ПЭК"
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности организации.
ООО "ПЭК" является частной транспортной компанией. Она обслуживает физических и юридических лиц, доставляет сборные грузы по всей Российской Федерации.
Структура управления ООО «ПЭК» представлена на рис. 1.
Рассмотрим основные технико-экономические показатели ООО «ПЭК»
Таблица 2
Технико-экономические показатели
№ Наименование 2014г. 2015г. 2016г. Темпы изменения, %
2015г к 2014г 2016 к 2015г 2016 к 2014
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Выручка от продаж, тыс.руб. 213 378 224 642 388 378 105,28 172,89 182,01
2 Себестоимость продукции, тыс.руб. 160 320 165 627 294 746 103,31 177,96 183,85
3 Среднесписочная численность, чел. 90 90 105 100,00 116,67 116,67
4 Фонд оплаты труда, тыс.руб. 19 726 24 560 32 278 124,51 131,43 163,63
5 Основные средства, тыс.руб. 8 382 6 597 6 073 78,7 92,06 72,45
6 Прибыль от продаж,тыс.руб. 53 068 59 015 93 632 111,21 158,66 176,44
7 Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 3 154 6 009 13 647 190,52 227,11 432,69
8 Чистая прибыль, тыс. руб. 3 831 2 647 8 570 69,09 323,76 223,7
9 Среднемесячная заработная плата работника, тыс.руб. 23,54 25,6 26,75 108,75 104,49 113,64
10 Оборотные средства, тыс.руб. 14 158 15 604 21 896 110,21 140,32 154,65
11 Затраты оплаты труда на 1 руб. товарной продукции (стр.4/стр.1) 0,09 0,11 0,08 118,26 76,02 89,9
12 Затраты предприятия на 1 рубль товарной продукции (стр.2/стр1) 0,75 0,74 0,76 98,13 102,93 101,01
13 Фондоемкость, тыс. руб./тыс. руб. (стр.5/стр.1) 0,04 0,03 0,02 74,76 53,25 39,81
14 Фондоотдача, тыс.руб./тыс.руб.
(стр.1/стр.5) 25,46 34,05 63,95 133,76 187,8 251,22
15 Фондовооружённость труда, тыс. руб. на 1чел.(стр.5/стр.3) 71,64 53,2 44,99 74,26 84,56 62,79
По результаты анализа таблицы 2 можно охарактеризовать следующим образом:
Объём выручки от продаж на протяжении исследуемого периода возрастал за весь рассматриваемый период 2014 – 2016 год объем реализации вырос на 175 000 тыс. руб. (24,03%). Также выросла и себестоимость реализованной продукции, работ, услуг пропорционально росту выручки от продаж: увеличилась на 134 426 тыс. руб. (83,85%).
В компании наблюдается рост численности в 15 человек в 2016 году, темп роста которого составил 116,67% по отношению к 2010 году. Вместе с тем происходит ежегодное увеличение фонда оплаты. Реальное увеличение среднемесячной заработной платы имеет место в рассматриваемом периоде Увеличение темпов роста фонда заработной платы вызвано проведением ежегодных мероприятий по индексации заработной платы. Однако заработная плата на предприятии не выполняет своей мотивирующей функции в глазах сотрудников.
2.2 Анализ системы мотивации и стимулирования транспортной компании.
Как известно, мотивация может быть материальной (зарплата, страховка, премия, подарки и т.д.), нематериальной (благодарность, повышение статуса, передача полномочий, благоприятная обстановка и т.д.) и условно-нематериальной мотивацией, которая воспринимается сотрудниками как нематериальная, на самом деле требует от компании определенных затрат (проведение тренингов или корпоративных праздников и т.д.). Но руководство предприятия понимает, что любая застывшая система мотивации в какой-то момент перестает работать. В первую очередь это относится к материальной мотивации (эффект привыкания, отсутствие четких критериев денежного стимулирования, отсутствие заботы о сотрудниках, ограниченность ресурсов). Поэтому предприятие выявляет другие ведущие потребности работника и старается их удовлетворить (в соответствии с возможностями компании) в обмен на более эффективный и интенсивный труд.
Система мотивации персонала и стимулирования труда не сводится только к денежным выплатам, она также включают в себя:
- Административно – организационные методы:
• Регулирование взаимоотношений сотрудников посредством:
• Правил внутреннего трудового распорядка;
• Коллективного договора;
• Положений о структурных подразделениях;
• Должностных инструкций;
• Штатного расписания;
• Корпоративного кодекса.
• Использование властной мотивации (издание приказов, отдача распоряжений, указаний как устных, так и письменных) при управлении текущей деятельностью предприятия.
- Социально-психологические методы:
• Развитие у сотрудников чувства принадлежности к организации с помощью формирования стандартов обслуживания, широкого использования логотипов компании, обеспечения сотрудников фирменной рабочей одеждой и т.д.;
• Стимулирование труда работников посредством предоставления социальных гарантий, создания благоприятных условий труда, организации праздников для сотрудников и их детей и т.д.
Система мотивирования и стимулирования основывается на следующих основных принципах:
1. принцип справедливости;
2. принцип информированности;
3. простота, понятность критериев оценки;
4. принцип объективности;
5. учет временного фактора;
6. оценка руководителя и самооценка сотрудника;
7. ожидания сотрудников;
8. готовность к неожиданным реакциям сотрудников.
Таблица 3.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Аверин А.Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации: Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2015. – 224 с.
2. Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации. // Управление персоналом. – 2014. - № 1. – С. 50-52.
3. Бримсон Дж. Процессно-ориентированное планирование: Внедрение нового инструмента управления стоимостью компании / Пер. с англ. В.Д. Горюновой; Под общ. ред. В.В. Неудачина. М., 2013. – с.348.
4. Галенко В.П. Управление персоналом и стратегия предприятия. СПб, 2012.- с .215.
5. Горелов Н.А. Экономика трудовых ресурсов: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2013.- с.305.
6. Громова О.Н., Мишин В.М., Свистунов В.М. Организация управленческого труда. Учеб. пособие. М.: ГАУ, 2014.- с.124.
7. Жигалов В.М. Формирование системы методов оценки качества работы персонала на предприятиях сферы услуг // Проблемы современной экономики, отв. ред. Газизулин Н.Ф. - СПб: ПСЭ, 2012, - №4 (28).
8. Жигалов В. М. Об особенностях мотивации персонала сферы услуг // Экономическое развитие: теория и практика: Материалы международной научной конференции. 5-7 апреля 2013 г. СПб.: ОЦЭиМ, 2007.
9. Зайцев Г.Г., Файбушевич С.И. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент. СПб: УЭФ, 2010.- с.229.
10. Кузнецова, Т.А. Социальное положение и уровень жизни населения РМЭ. / Т.А. Кузнецова, Р.М. Григорьева, Н.Г. Новосёлова. // Статистический сборник. – Маристат. Йошкар-Ола, 2010г. – 245 с.
11. Луговая В.М. Золотая пропорция как критерий оценки состояния мотивации на предприятии / Л. А. Сасин, М. Луговая / Проблема личности в современной науке: результаты и перспективы исследования: Всеукр. наук. конф., 25 трав. 2005 г.: тезисы доклада. — М., 2011. — С. 194-196.
12. Личный вклад соискателя: определены варианты взаимодействия интересов предприятия и работника.
13. Луговая М. Совершенствование системы управления трудовым потенциалом на основе мониторинга / В. Луговая, А. Ермоленко / / Перспективы и приоритеты развития человеческого капитала в условиях глобализации междунар. науч.-практ. конф., 19-20 трав. 2006 г.: тезисы доклада. — М., 2012. — С. 73-75.
14. Личный вклад соискателя: рассмотрена сущность и этапы мониторинга как специфической технологии управления. Луговая М. Развитие методов диагностики мотивации персонала / В. Луговая / / Социально-психологические технологии управления персоналом междунар. науч.-метод. конф., 24 нояб. 2006 г.: тезисы доклада. — М., 2009. — С. 51-54.
15. Ляско В.И. Стратегическое планирование развития предприятия: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство «Экзамен», 2005г. – 288с.
16. Модели и методы управления персоналом. / Под ред. Е.Б.Моргунова. – М.: ЗАО «Бизнес-школа, Интел-Синтез», 2015. – 464 с.
17. Мордовин С.К. Управление персоналом: современная российская практика. – СПб.: Питер, 2013. – 288 с.
18. Соломонова В. В. Социально-экономические предпосылки формирования трудового потенциала/ в. В.Соломонова // Вестник МГУ. - 2011. - № 9. - С. 76-80.
19. Соловьева Т.Н. Основные направления наращивания кадрового потенциала / Т.Н.Соловьева, B. Семыкина //Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. - 2012. - № 11. - С. 22-24.
20. Состояние и перспективы государственной кадровой политики // Человек и труд. - 2010. - № 4. - С. 40-47.
21. Сычевская Л. Адаптация молодежи к рынку аграрного труда / Л. Сычевская // Экономика сельского хозяйства России. - 2014. - № 6. - С. 75¬80.