Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования связана с тем, что на сегодняшний день процесс
управления процессами в образовательных учреждениях становится все более сложным.
Рассматривать образование как бизнес в полном смысле этого понятия нельзя, поскольку
существует ряд специальных требований, связанных, в частности, с безопасностью
учащихся на всех уровнях. Кроме того, образование – это часто государственной
социальной программы, направленной на развитие и процветание современного общества.
Именно поэтому необходима выработка новых средств управления конкретно
образовательным процессом, в частности, профилактикой рискованного поведения
учащихся, которое в современных социально-экономических условиях стало более
выраженным.
Степень разработанности проблемы. В данный момент существует большое количество
научной литературы, которая описывает различные модели бизнес-управления. Данные
модели, в целом, можно применять и для управления образовательным процессом, т.к.
они предполагают правильное распределение функций сотрудников, которые
представляют собой единую функциональную цепь.
2
Но проблема состоит в том, что в образовательном учреждении проводится работа в
большом количестве направлений и специалисты часто сталкиваются с рискованным
поведением учащихся. Специализированной литературы по данной проблеме на данный
момент ничтожно мало, а потому принципиально важно создавать новые разработки,
формировать инновационные программы по профилактике рискованного поведения в
образовательных учреждениях.
Цель исследования – проанализировать менеджмент процесса разработки программы по
профилактике рискованного поведения в образовательном учреждении.
Объект исследования – программы по профилактике рискованного поведения в
образовательном учреждении.
Предмет исследования – менеджмент процесса разработки программы по профилактике
рискованного поведения в образовательном учреждении.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и
практических задач исследования:
1. Изучить теоретические аспекты понятия «рискованное поведение».
2. Охарактеризовать состояние проблемы управления и профилактики рискованного
поведения.
3. Определить требования к разработке и реализации профилактической программы в
общеобразовательной организации.
4. Рассмотреть методологию процесса разработки профилактических программ.
5. Описать процесс разработки профилактических программ Рособрнадзором.
6. Провести анализ процесса разработки профилактических программ.
7. Описать модель разработки профилактических программ по нотации ARIS eEPC.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, хронологический,
системный, классификация, синтез.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и
списка литературы.
ГЛАВА 1. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВАННОГО
ПОВЕДЕНИЯ КАК ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
§1.1. Теоретические аспекты понятия «рискованное поведение»
В научной литературе существует целый ряд определений рискованного поведения,
которые необходимо рассмотреть в качестве теоретической основы для выявления
основных принципов его профилактики в образовательных учреждениях.
Так, М.А. Головина под рискованным поведением понимает особую направленность
поведения личности, которая связана с игнорированием опасности физического,
психологического, правового или иного свойства и может привести к тяжелым
последствиям одного из перечисленных видов .
Кроме того, такие ученые как П.А. Оноприенко и М.А. Семиглазова понимают под
рискованным поведением излишний уровень адаптации личности к привычным для нее
условиям, когда теряется контроль за внешними факторами и перестает ощущаться
опасность .
Существует несколько научных подходов, которые определяют причины формирования
рискованного поведения личности на различных этапах развития. Схематично данные
подходы представлены на рис. 1.1.
3
Рисунок 1.1. – Система научных подходов к изучению рискованного поведения
Рассмотрим данные подходы более подробно.
Так, биологический подход определяется тем, что на личность влияют гормональные,
психофизиологические и генетические факторы. Таким образом, по мнению
представителей данного подхода, склонность к рискованному поведению заложена в
человеке от природы .
Другой подход к причинам возникновения рискованного поведения называется
социально-психологическим. Здесь ученые выделяют два типа моделей –
макросоциальную и микросоциальную. Если в рамках микросоциальной модели главной
причиной данного вида поведения личности является сбой в межличностном общении, в
частности, в семейных, родительских отношениях, то со второй моделью возникают
некоторые трудности .
Здесь представители данного подхода также выделяют два направления. Первое
направление причин рискованного поведения связано с тем, что такое поведение имеет
для личности определенный смысл, выполняет некую важную функцию в сфере
самореализации.
Во втором направлении указывается на то, что рискованное поведение личности вызвано
макрофакторами, в частности, социально-экономической нестабильностью,
политическими процессами, культурными изменениями – всем, что связано с
современным состоянием государства и общества.
Существует также этический подход к определению рискованного поведения личности.
Согласно этой концепции, через рискованное поведение личность пытается выразить свой
протест морали, нравственности, обществу, выражает свое недовольство существующими
принципами мироустройства .
В социально-психологической науке существует также интеракционистский подход к
изучению рискованного поведения, который гласит о том, что данное явление выступает
как временное для каждой личности и связано оно с определенными обстоятельствами, с
которыми личность сталкивается в данный момент .
Представители данной теории убеждены в том, что при изменении внешних условий,
степень выраженности рискованного поведения личности будет соответственно меняться.
Таким образом, из проведенного теоретического анализа можно сделать вывод о том, что
не существует в современной науке единой концепции понимания причин рискованного
поведения, что является причиной возникновения некоторых сложностей в разработке и
применении программ профилактики рискованного поведения в образовательных
учреждениях.
Для того, чтобы решить данную проблему, специалисты применяют различные методы и
методики управления данным процессом, которые и будут описаны в данной курсовой
работе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абакумова С.В., Мирошниченко Г.В., Самодова А.В. Принципы реализации
профилактических программ в образовательном учреждении: современные стратегии
менеджемента // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы
управления образовательной организацией». – Махачкала: Дагестанский федеральный
университет, 2019. – С. 103–112
2. Барановская А.Н. К проблеме профилактики рискованного поведения у подростков
и молодежи // Современная психология. – 2017. – № 8. – С. 123–132
3. Головенко И.М. Нотация ARIS eEPC как основа управления в образовательном
учреждении // Образовательные технологии. – 2018. – № 11. – С. 80–85
4
4. Головина М.А. Профилактика рискованного поведения детей и подростков:
основные социальные и психологические технологии // Вестник Красноярского
государственного университета. Вып. 7. – Красноярск: Издательство Красноярского
государственного университета, 2019. – С. 61–70
5. Гудыменко А.А., Акопян И.М., Фролова Е.К. Рискованное поведение подростков
как социально-педагогическая проблема в современной России // Вестник Томского
государственного университета. Вып. 3. – Томск: Издательство Томского
государственного университета, 2017. – С. 92–100
6. Епифанова С.М., Журавская О.В., Хрисанфова Ю.Д. Классические и новаторские
теории исследования девиантного поведения подростков: основные направления и
проблемы исследования поведенческих отклонений в подростковом возрасте //
Материалы научно-практической конференции «Теория и практика социальной
психологии: основные проблемы». – Сыктывкар: Сыктывкарский государственный
университет, 2018. – С. 158–170
7. Кирсанова А.А., Бурундукова Н.Е., Христофорова О.А. Принципы составления и
реализации профилактических программ в образовательном учреждении в современных
условиях: принципы и трудности // Вестник Новороссийского государственного
университета. Вып. 3. – Новороссийск: Издательство Новороссийского государственного
университета, 2018. – С. 45–60
8. Кропоткина А.В., Щелкунова С.М., Абрамченко И.М. Принципы составления
программ по профилактике рискованного поведения в образовательных учреждениях:
теоретический и практический аспект // Сборник статей Казанского государственного
университета. Вып. 8. – Казань: Издательство Казанского государственного университета,
2019. – С. 151–168
9. Кудырский А.В., Хоменко Н.Е., Швабрина Г.К. Методы и средства профилактики
рискованного поведения: классические и современные подходы к проблеме // Материалы
международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социальнопсихологической работы с подростками и молодежью». – Владивосток: Дальневосточный
федеральный университет, 2018. – С. 40–52
10. Мартыненко С.Ю., Смирнова В.М., Дементьева М.И. Деятельность
государственных органов по организации и контролю образовательного процесса в
Российской Федерации // Вестник Кубанского федерального университета. Вып. 1. –
Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2019. – С. 80–90
11. Мирошникова А.В., Петухова И.И. Принципы управления профилактическими
процессами в общеобразовательном учреждении // Вестник Ростовского государственного
университета. Вып. 3. – Р.-н.-Д.: Издательство Ростовского государственного
университета, 2019. – С. 56–68
12. Незванова М.И., Щурова Е.К. Принципы обеспечения безопасности
педагогического процесса // Вопросы психологии и педагогики. – 2018. – № 9. – С. 37–49
13. Некрасова Н.И., Щелкунова Л.Е. Принципы профилактики рискованного
поведения подростков и молодежи. Правовой и психологический аспекты // Сборник
статей Нижегородского государственного университета. Вып. 4. Общественные науки. –
Н. Новгород: Издательство Нижегородского государственного университета, 2019. – С.
50–64
14. Носова Г.В., Хлебовская А.М., Мануйлова Р.П. Основные подходы к
формированию программ по профилактике рискованного поведения: трудности и
инновации // Сборник статей Самарского государственного университета. Вып. 3. –
Самара: Издательство Сборник статей Самарского государственного университета, 2019. –
С. 30–41
15. Оноприенко П.А., Семиглазова М.А. Девиантное поведение подростков как
социально-психологическая проблема // Сборник статей Тюменского государственного
5
университета. Социально-психологические науки. – Тюмень: Издательство Тюменского
государственного университета, 2017. – С. 162–171
16. Ткаченко С.М., Венедиктова И.М., Колесниченко А.А. Структура и содержание
программ по профилактике рискованного поведения детей и подростков на современном
этапе развития педагогической деятельности в России // Материалы научно-практической
конференции «Евразийский научный форум». Секция «Психологические науки». – СПб.:
Межрегиональный институт экономики и права при Межпарламентской Ассамблее
ЕврАзЭС, 2018. – С. 68–80
17. Урманова Е.К., Феоктистова А.А., Баринов Г.А. К вопросу о профилактике
рискованного поведения детей, подростков и молодежи: социально-психологический,
экономический и правовой аспекты // Материалы научно-практической конференции
«Евразийский научный форум». Секция «Психологические науки». – СПБ.:
Межрегиональный институт экономики и права при Межпарламентской Ассамблее
ЕврАзЭС, 2016. – С. 33–40
18. Фомина А.В. Профилактические программы в образовательном учреждении. – М.:
Свет, 2018. – 324 с.
19. Чекмарева А.В. Разработка образовательных программ. – Воронеж: Дельта, 2019. –
158 с.
20. Чертанова А.В., Колесникова Г.В. Теоретические подходы к исследованию
рискованного поведения в современной научной литературе // Проблемы социальной
психологии. Сборник статей. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального
университета, 2019. – С. 33–46
21. Шевченко Н.А., Головин И.М., Заврагина Е.К. Диагностика и профилактика
рискованного поведения у подростков // Материалы научно-практической конференции
«Возрастная психология и педагогика в современных условиях: российский и зарубежный
опыт». – Пермь: Пермский государственный университет, 2019. – С. 102–117