Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования подчеркивается следующим. Как показывает практика развитых государств, малое и среднее предпринима-тельство имеет большое значение для экономики страны, его развитие воз-действует на экономический рост, на ускорение НТП, одним словом, участвует в решении многих актуальных социально-экономических и про-чих проблем.
Малым предприятиям приходится прилагать большие усилия, чтобы выжить в данных условиях и получать прибыль от основной деятельности. Правительство РФ сделало объявление о том, что намерено разными спо-собами поддерживать малое предпринимательство при помощи новых за-конов, кредитных программ, субсидий и льгот. Для экономики в целом де-ятельность малых предприятий оказывается важнейшим фактором увели-чения ее гибкости.
Довольно распространена точка зрения о том, что малый бизнес - инновационный бизнес, т.к. у него гораздо более подвижная организаци-онная структура.
В Российской Федерации внедрение инноваций в управлении малым бизнесом происходит медленнее, чем в европейских странах. Основной проблемой стоит выделение финансирования для осуществления соответ-ствующих программ поддержки малого предпринимательства со стороны государства, заинтересованность местных властей в данном вопросе; с другой стороны - это заинтересованность бизнеса во внедрении новейших технологий. Необходимо мотивировать бизнес вкладывать в эту работу деньги. Эта задача сложная, особенно в период финансовых трудностей. И здесь тоже очень многое зависит от активности самого малого бизнеса, а так же от желания руководителей субъектов Федерации заниматься этой проблемой.
По уровню развития малого предпринимательства экономисты судят о способности государства.
Объект исследования – малое предпринимательство в экономике страны.
Предмет исследования – развитие малого бизнеса в экономике.
Цель работы – раскрыть направления повышения эффективности развития малого бизнеса в России.
Задачи работы:
- рассмотреть сущность и роль малого бизнеса в рыночной экономи-ке;
- представить анализ эффективности малого бизнеса в современной рыночной экономике;
- раскрыть политику регулирования и стимулирования малого биз-неса в современной рыночной экономике России.
Объект исследования – малый бизнес.
Предмет исследование – развитие малого бизнеса в условиях совре-менной рыночной экономики.
Теоретическая и методологическая база работы. Для написания ра-боты использовались труды отечественных авторов, специальная и учеб-ная экономическая литература, научные статьи и публикации, а также ста-тистическая информация из открытых Интернет-источников.
Решение поставленных в работе задач выполнено с использованием методов системного и сравнительного анализа, экспертного и экономико-математического анализа.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1. Сущность и роль малого бизнеса в рыночной экономике
Малым бизнесом чаще всего называют предприятия с незначитель-ными объемами производства и с низкой численностью рабочих кадров. Законодательства разных стран устанавливают свои ограничения на ре-сурсы. Легальное определение субъекта малого и среднего предпринима-тельства закреплено в ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Россий-ской Федерации». Согласно данному акту субъекты малого и среднего предпринимательства – хозяйствующие субъекты (юридические лица и ин-дивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом о малом и среднем предпринимательстве, к ма-лым предприятиям, в том числе к микро- предприятиям, и средним пред-приятиям [1].
Что же касается России, то ограничения по выручке составляют до 800 миллионов рублей и работать там должно до 100 чел. [8, с.92]. Для сравнения, в Украине эти критерии составляют соответственно выше 700 млн. руб. и 50 чел.
Приведем все критерии малого бизнеса в России:
- среднесписочная численность работников за предшествующий пе-риод до 100 чел.;
- суммарная доля участия в уставном капитале компании субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных органи-заций и фондов не более 25%;
- суммарная доля участия других организаций, не являющихся субъ-ектами малого или среднего предпринимательства, а также иностранных организаций не более 49% [1];
- доход от деятельности (сумма выручки и внереализационных дохо-дов) за предшествующий календарный год (без НДС) – не более 800 млн. руб. [2, с.79]
Малый бизнес как и любая форма предпринимательства, имеет свои достоинства и недостатки.
Что касается достоинств малого бизнеса, то одним из самых важных пунктов является относительно низкий размер стартового капитала. К преимуществам малого бизнеса можно отнести также такие, как быстрота принятия решений, гибкость структуры, мобильность и многое другое.
Кроме того, государство, как правило, поддерживает инициативу малого бизнеса и проводит различные программы стимулирования. Про-стота в управлении – немаловажный фактор, ибо именно из-за небольших размеров предприятия бизнесом легко и просто управлять.
В малом бизнесе контроль над компанией чаще всего на сто процен-тов принадлежит его владельцу. Хозяин фирмы вправе принимать само-стоятельно все стратегически важные решения и вносить какие-либо изме-нения в рабочий процесс.
Вести учет товаров, движение финансовых потоков, отчетность перед государством – все это не так сложно держать под контролем владельцу малого предпринимательства. Говоря о быстром процессе приятия реше-ний, стоит сказать, что к малому бизнесу это относится на сто процентов [6, с.61].
Благодаря гибкости структуры малые предприятия могут быстро ре-агировать на изменения рыночной ситуации, переориентировать свое про-изводство, изменить объемы и технику производства, внести необходимые корректировки.
Малый бизнес более гибок, чем крупные компании с их бюрократи-ческими процедурами. Что касается государственной поддержки, то в раз-витых странах правительство всячески помогает и поощряет малый бизнес, поскольку он является фундаментом экономики.
Малый бизнес уменьшает уровень безработицы, пополняет бюджет налоговыми отчислениями, вносит вклад в развитие общественности. В разных странах существуют различные программы стимулирования мало-го бизнеса – налоговые каникулы, гранты, льготное кредитование. Благо-даря мобильности малые предпринимательства в любой форс-мажорный момент могут сменить свое месторасположение.
У малого предпринимательства есть и свои недостатки - ограничен-ность финансовых ресурсов, операционные издержки, угрозы во время кризиса, недоверие банков.
Ограниченность финансовых средств – один из основных. Низкий размер капитала сдерживает расширение малых фирм. Также малому биз-несу подчас сложнее получить от государства лицензии, патенты и разре-шения на определенные виды деятельности, чем крупным фирмам [12, с.33].
Еще одним недостатком малого бизнеса является угроза со стороны крупных фирм. Другая сторона медали малых фирм заключается в том, что солидные клиенты, скорее всего, предпочтут иметь дело с крупным по-ставщиком товаров или услуг, чем с малым. Крупные торговые корпора-ции имеют раскрученный бренд, торговую марку, рекламу широкого спектра, что внушает больше доверия у клиента. Если малый бизнес про-изводит товары, то его операционные издержки выше, чем у крупных компаний, использующих эффект от масштаба производства.
Во время кризиса малому предпринимательству значительно слож-нее выжить, нежели крупному бизнесу. Последние могут добиться от госу-дарства налоговых поблажек или каких-либо бонусов, в то время как ма-лым фирмам получить это гораздо сложнее.
Во время экономических кризисов именно малый бизнес банкротится в первую очередь. К сожалению, малому бизнесу сложнее получить бан-ковский кредит, чем крупным корпорациям. Малый бизнес может вызвать у банковского учреждения недоверие по поводу своей платежеспособности и/или стабильности.
Таким образом, малый бизнес имеет как преимущества, так и недо-статки. Малый бизнес идеально подходит для начинающих предпринима-телей с небольшим стартовым капиталом.
В экономике страны роль малых и средних компаний велика в связи с тем, что они более гибки к любым изменениям в сравнении с крупным бизнесом. Показатель развитости рыночной экономики – большая доля малых и средних компаний, которые составляют фундамент хозяйственно-го комплекса государства.
Российский малый бизнес играет большую роль в формировании стабильной структуры рынка, а также в развитии сектора экономики.
Помимо этого, малым бизнесом выполняется большое количество важнейших социально-экономических задач, например: создание рабочих мест, рост уровня конкуренции, что, в итоге, может привести к снижению безработицы, падению уровня цен. Необходимо также заметить, что ма-лый бизнес принимает участие в развитии кредитования малого предпри-нимательства, способствует уменьшению ставок процентов по кредитам для ведения бизнеса и совершенствованию качества обслуживания в бан-ковском учреждении, уровня сервиса.
Малый бизнес выступает одним из важных элементов экономическо-го комплекса стран, являющихся лидерами мирового хозяйства и облада-ющими наивысшими результатами в области социально-экономического развития. В российской экономике он занял к настоящему времени доста-точно прочные позиции, и его роль в развитии отечественного хозяйства весьма существенна. Наиболее заметна роль малого бизнеса в таких отрас-лях, как розничная торговля и сфера бытовых услуг, строительство, сфера страхования, аудита, консалтинга, специализированного образования. Не-сколько менее заметна - в здравоохранении, науке, финансово-кредитной сфере, промышленности [14, с.40].
Значение малого бизнеса в разви