Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Органы и учреждения, исполняющие наказания, вовлечены в процесс обеспечения законности двояко. С одной стороны, они, как правило, и образованы для претворения в жизнь одного из принципов законности – неотвратимости наказания за ее нарушение. С другой стороны, в процессе исполнения наказания эти органы должны, главным образом, следовать принципу законности. Однако, приходится констатировать, что видимых успехов в деле укрепления законности в деятельности рассматриваемых органов пока не достигнуто. Нарушения правовых норм, прав и свобод осужденных продолжают иметь место. В этой связи избранная тема, несомненно, сохраняет, и еще будет сохранять свою актуальность.
Принцип законности является конституционным и закреплен в нормах как международного, так и национального законодательства, регулирующих защиту прав человека в местах лишения свободы. Более детально данный принцип закреплен в нормах уголовно-исполнительного законодательства, устанавливающих правовой статус осужденных, а также систему контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.
Принцип законности затрагивает приоритетные права лиц, находящихся в местах лишения свободы, и должен неукоснительно соблюдаться в правоприменительной деятельности сотрудниками уголовно-исполнительной системы. Следует отметить, что наличие исключительных обстоятельств не является основанием для нарушения прав, свобод и законных интересов лиц, находящихся как в исправительных учреждениях, так и в местах для содержания обвиняемых и подозреваемых. К сожалению, в настоящее время в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, встречаются факты нарушения прав, свобод и законных интересов осужденных (обвиняемых, подозреваемых).
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере обеспечения законности в деятельности системы учреждений и органов, исполняющих наказание.
Предметом исследования выступаю правовые нормы, регулирующие Способы обеспечения законности в деятельности системы учреждений и органов, исполняющих наказание.
Целью настоящего исследования является анализ способов обеспечения законности в деятельности системы учреждений и органов, исполняющих наказание.
Задачами курсовой работы являются:
– раскрыть понятие и значение принципа законности;
– исследовать специфику гарантий законности в деятельности уголовно-исполнительной системы;
– рассмотреть государственный и ведомственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания;
– проанализировать судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания;
– охарактеризовать прокурорский надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания;
– исследовать общественный контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания;
– выявить актуальные проблемы обеспечения законности в деятельности системы учреждений и органов, исполняющих наказание.
Методологическую основу работы составили общенаучные методы познания, такие как анализ, синтез, системный подход, логические приемы индукции и дедукции.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как: и Н.С. Артемьев, Г.В. Курбатова, О.В. Стрилец, М.С. Башлеева, О.О. Егорова, А.К. Ревтович, Ю.А. Ревтович, Н.В. Ольховик, другие.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ
§ 1. Понятие и значение принципа законности
Качество уголовной политики в государстве непосредственно влияет на состояние преступности. Проблемы современной политики России в области борьбы с преступностью обусловлены социальными реалиями и непоследовательным реформированием уголовного законодательства. Сущность уголовной политики заключается в разработке и реализации основных направлений деятельности государства в сфере борьбы с преступностью.
Принцип законности нашел свою регламентацию в системе принципов уголовного и уголовно-исполнительного законодательства (ст. 3 УК РФ , ст. 8 УИК РФ ). В отличие от уголовно-исполнительного принципа, который только закреплен в УИК РФ, уголовно-правовой принцип законности содержательно раскрыт в ст. 3 УК РФ: «1. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом. 2. Применение уголовного закона по аналогии не допускается».
Более того, основываясь на мнениях некоторых авторов, что законность есть точное и неуклонное исполнение государственными органами, организациями, должностными лицами, гражданами и иными участниками правоотношений законов и нормативных актов, а также на доводах других ученых, определяющих законность, прежде всего, как метод и режим реализации норм права, содержащихся в законах и основанных на них подзаконных нормативных актах всеми участниками общественных отношений, предположим, что законность есть общеправовой метод, содержащий в себе требование точного и неуклонного исполнения всеми участниками правовых отношений законов и основанных на них подзаконных нормативных актов, соответствующих общепризнанным стандартам международного права. Определенным позитивным шагом в процессе совершенствования российского законодательства и практики его применения стало закрепление законности в качестве конституционного принципа деятельности государства, органов и должностных лиц, граждан и т. д.
При анализе принципа законности с позиций уголовной политики не вызывает никаких сомнений тот факт, что он оказывает воздействие на каждом этапе ее реализации. Ведь именно законность указывает на принадлежность любого нормативно-правового акта к числу необходимых для нормальной жизнедеятельности личности, общества и государства в целом и определяет обязательность их для исполнения. В качестве примера можно привести действие принципа законности касаемо выбора способов и приемов имплементации общепризнанных принципов и норм международного права в УК РФ. То есть применение норм международного права не должно нарушать установленные принципы российского законодательства, таким образом, применение норм международного права, нарушающих основополагающие принципы, будет соответственно и нарушением законности. Некоторые из норм уголовного законодательства непосредственно содержат ссылку на применения международных договоров. Так, согласно ст. 356 УК РФ запрещенные средства и методы войны, применение которых образует состав преступления, определяются международным договором Российской Федерации (прежде всего Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 года, ратифицированными СССР в 1954 году, двумя дополнительными протоколами к ним, ратифицированными СССР в 1989 году). Таким образом, уголовному преследованию будут подвергаться все лица, совершившие подобные деяния на территории Российской Федерации, в полном соответствии с принципом законности .
На наш взгляд, принцип законности как принцип уголовно-исполнительного законодательства выступает принципом всей системы (механизма) уголовно-исполнительного правового регулирования. Основываясь на требованиях принципа законности, а также реалиях нашего общества, законодатель обязан, обосновано определять круг общественно опасных деяний и устанавливать за них наказание. Учитывая, что уголовная политика обуславливает характер уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, недопустим тот факт, чтобы она использовался как определенный механизм решения проблем в государстве.
Следовательно, общеправовой принцип законности представляет собой совокупность руководящих идей, отвечающих стандартам международного права и содержащих в себе требование точного и неукоснительного соблюдения всеми участниками правоотношений норм законов и подзаконных актов. Применительно к проблематике уголовно-исполнительного права понимание принципа законности, его сущностной составляющей и особенностей состоит в точном и неукоснительном соблюдении и исполнении норм национального и международного законодательства учреждениями, органами и должностными лицами при исполнении наказания; представителями общественности; осужденными и лицами, посещающими места лишения свободы; в отражении в законах и подзаконных актах норм, способствующих наиболее полному обеспечению соблюдения прав и законных интересов как должностных лиц при исполнении наказания, так и осужденных; в контроле соблюдения законов в деятельности органов, исполняющих наказание.
§ 2. Специфика гарантий законности в деятельности уголовно-исполнительной системы
В настоящее время пенитенциарную систему России можно представить в виде централизованной структурной и функциональной системы, формирование, развитие и деятельность которой осуществляется от имени государства и связанной с обеспечением законности, общественной безопасности и общественного порядка в обществе, исполнением уголовных наказаний, исправлением осужденных и проведением работы по предупреждению совершения новых преступлений.
Место любого органа, системы, в том числе пенитенциарной, в государственном механизме определяется исходя из осуществляемых ими функций. Вместе с тем одной из многих функций, которые осуществляет государство, является функция обеспечения законности и правопорядка в обществе, борьба с преступностью, предупреждение преступлений. В связи с этим пенитенциарная система выделяется в особый специфический вид государственных органов, деятельность которых направлена на реализацию вышеуказанной функции, и представляет собой совокупность государственных органов и учреждений, наделенных полномочиями по реализации данного вида деятельности.
Пенитенциарная система современной России с учетом изменений, произошедших в политической, экономической, политической и социальной жизни страны и тех негативных последствий, которые они оказали на систему, в настоящее время в определенных вопросах ее функционирования переживает кризис.
Развитие пенитенциарной системы в последние десятилетия не позволяют говорить о положительных тенденциях в ее развитии, оптимистическом прогнозе соответствия ее требованиям, предъявляемым современным российским обществом. Все требует принятия соответствующих мер со стороны государства, направленных на преодоление негативных тенденций в развитии пенитенциарной системы с целью выведения ее на качественно новый уровень. Хотя нужно отметить, что со стороны государства неоднократно предпринимались попытки предать определенный положительный импульс в развитии системы (перевод системы из Министерства внутренних дел в Министерство юстиции, создание самостоятельной Федеральной службы исполнения наказаний, принятие Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 г. ).
Наличие в правоприменительной практике случаев нарушения одного из основополагающих принципов, такого как законность, имеет наиболее существенное значение с точки зрения обеспечения прав человека. В уголовно-исполнительном праве принцип законности выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами. Принцип законности должен реализовываться в точном и строгом соблюдении положений уголовно-исполнительного законодательства персоналом учреждений и органов, исполняющих наказание, представителями органов государственной и муниципальной власти, органами управления, работниками различных организаций и общественных объединений, принимающими непосредственное либо опосредованное участие в реализации исполнения наказаний осужденных.
Принцип законности подразумевает соблюдение требований, предъявляемых к органам уголовно-исполнительной системы, их должностным лицам по осуществлению юридически значимых действий в рамках и пределах закона. При реализации норм закона в практическую деятельность законность выступает в качестве принципа управления деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Таким образом, принцип законности представляет собой особое свойство, качественное содержание данной деятельности .
Практические действия, осуществляемые сотрудниками администрации, составляют содержание режима законности в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по реализации прав, свобод и законных интересов осужденных, образующих их правовой статус. Должное выполнение сотрудниками своих обязанностей обеспечивается государством с помощью основных гарантий, осуществления контроля и надзора, рационального сочетания мер убеждения и принуждения.
По нашему мнению, под контролем за деятельностью исправительных учреждений следует понимать систему наблюдения и проверки соответствия деятельности сотрудников ФСИН России требованиям уголовно-исполнительного законодательства с целью выявления и пресечения имеющихся нарушений законности и их предупреждения в будущем.
Основные цели контроля: обеспечение законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и их должностных лиц; поддержание стабильного уровня законности и правопорядка в ИУ; повышение эффективности наказаний.
Сущность контроля за деятельностью исправительных колоний общего и строгого режимов заключается в том, что уполномоченные на то государственные органы и общественные организации, используя организационно-правовые способы и средства, выясняют, не допущены ли в деятельности подконтрольных учреждений и органов УИС и их должностных лиц какие-либо нарушения законности, и, если таковые имеются, то своевременно устраняют их, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к ответственности, принимают меры по предотвращению нарушений законности и служебной дисциплины.
Представляется, что контроль за деятельностью должностных лиц исправительных учреждений имеет большое социально-правовое значение. Прежде всего, в процессе контроля за исполнением уголовных наказаний в виде лишения свободы обеспечивается соблюдение принципа законности. Несмотря на резкий всплеск преступности в стране, профессионально-целевые задачи борьбы с нею должны достигаться на основе и во исполнение закона. Иные формы деятельности правоохранительных органов, в том числе исполняющих наказания, формы и методы, не основанные на строгом соблюдении закона, дискредитируют государство в современных условиях. Таким образом, контроль служит эффективным средством обеспечения персоналом исправительных учреждений прав и законных интересов осужденных.
Принцип законности означает, в первую очередь, обязанность должностных лиц учреждений и органов УИС неукоснительно соблюдать нормы уголовно-исполнительного законодательства с момента прибытия осужденного в исправительное учреждение до момента его освобождения. Отступления и ошибки в правоприменительной деятельности являются нарушением законности и неизбежно должны повлечь за собой ответственность должностных лиц.
Уголовно-исполнительное законодательство устанавливает гарантии и порядок реализации прав, законных интересов и обязанностей осужденных (обвиняемых, подозреваемых) на всех стадиях процесса исполнения наказания. Принцип законности распространяет свое действие и после снятия или погашения судимости в установленном законом порядке