Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы заключается в том, что сохранение здоровья детей важно во всех сферах
человеческой деятельности, особенно в образовательной. Невысокие показатели детского здоровья
заставляют выбирать приоритетным направлением работы дошкольных учреждений сохранение и
укрепление здоровья детей.
Внимание подростков о сохранении и об укреплении личного самочувствия, их воля и попытка к
моральному, духовному, физическому развитию и самосовершенствованию – должно быть одним из
главных обязанностей учащихся. Образование, тем самым, должно быть направлено на освоение
школьниками установленными знаниями, умениями и возможностями, общепринятыми правилами и
установками, навыком работы и надлежащими компетенциями в целях высокоинтеллектуального,
творческого, духовно - нравственного, профессионального и физического развития, удовлетворения
его образовательных потребностей и интересов. Федеральными государственными
общеобразовательными стандартами установлено, что занятия в школьных учреждениях по
физической культуре должны быть уроками знаний о себе, о собственном организме, о личных
нравственных и волевых качеств, духовных и физических способностей.
Главной формой функционирования физической культуры в учебных заведениях считается
физкультурное образование. Следует усиливать просветительно-образовательную направленность
физкультурной деятельности учащихся, т.к. высокий уровень образовательной ориентированности и
направленности влечёт за собой процесс обогащения важными знаниями и навыками, которые, в
свою очередь, ведут к сознательному, творческому отношению к целям, средствам, методам, задачам
и формам в данной деятельности и формированию ценностного отношения к физической культуре.
Объект исследования - спортивная дисциплина в средней школе.
Цель работы – изучить и проанализировать организацию физкультурного образования в
общеобразовательных учреждениях.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
2
1. Провести изучение форм и уровней организации физкультурного образования.
2. Проанализировать состояние и проблемы физкультурного образования в
общеобразовательных учреждениях.
Глава I. Влияние возрастных особенностей детей на выбор спортивной дисциплины
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста
Возрастные особенности организма, двигательная активность, свойственная тому или иному периоду
жизни человека, сенситивные периоды развития тех или иных физических качеств – все это имеет
очень важное значение при организации учебно-тренировочных занятий по физической культуре и
спорту.
Медико-биологическая характеристика. Дети среднего школьного возраста – это ученики 5-9 класса
– 11-12 – 15 лет. Этот возрастной промежуток характеризуется одним из наиболее бурных периодов
развития организма. Наибольшими темпами роста отличаются мальчики 15 лет, которые за год могут
увеличиться в росте на 20-25 см. В среднем на данном этапе развития организм ребенка
увеличивается в длину на 8-10 см. Кости в подростковом периоде продолжают крепнуть,
увеличивается их прочность, он становятся более упругими. Силовые способности значительно
увеличиваются [23, с.38].
М.М. Безруких считает, что в данном возрасте внутренние органы развиваются не равномерно.
Кровеносные сосуды отстают по темпам роста от роста сердечной мышцы. В свою очередь сердце не
всегда успевает за темпами роста антропометрических данных. Эти факторы приводят к тому. Что у
подростков достаточно часто наблюдается учащенное сердцебиение. Дети среднего школьного
возраста достаточно хорошо реагируют на целенаправленное развитие двигательных качеств [3].
По словам И.В. Галкиной, в среднем школьном возрасте, в отличие от предыдущего периода
развития ребенка отмечается значительно более высокие темпы развития всех систем организма
(сердечно-сосудистой, вегетативной, дыхательной системы и т.д. Их работа становится более
стабильной и все больше схожа с работой внутренних систем организма взрослого человека [9, с. 31].
Работа сердечно-сосудистой системы становится боле качественной за счет увеличения массы
сердечной мышцы (сердце становится больше в объеме, стенки миокарда утолщаются), увеличения
просвета ширины сосудов и т.д. Но некоторое не совершенство сердечно-сосудистой системы
заключается в том, что частота сердечных сокращений (ЧСС) остается выше. Это обусловлено тем,
что вся сердечно-сосудистая система еще недостаточно совершенна, темпы роста сердца меньше чем
увеличение антропометрических показателей, поэтому ударный объем крови (количество крови,
выбрасываемое сердце единовременно) не достаточный.
Систолическое артериальное давление у подростков меньше чем у взрослых людей, в среднем 95-110
мм/рт.ст., диастолическое – 65-75 мм/рт.ст. Высокая частота сердечных сокращений на фоне
пониженного артериального давления может вызывать дополнительную нагрузку на
сердечнососудистую систему. К окончанию подросткового периода данные показатели
стабилизируются и становятся максимально приближенными к взрослым.
По мнению В.Г. Никитушкина [14], дыхательная система развивается высокими темпами. Если в
начале подросткового периода жизненная емкость легких (ЖЕЛ) составляет в среднем 2400 – 2600
литров, то 3200 – 3500 литров. Масса легких увеличивается за счет повышения количества альвеол
(структурных элементов легких). Опорно-двигательный аппарат подростка так же становится
максимально походим с взрослым человеком, продолжается окостенение костей. Наиболее
интенсивно растут конечности, а именно трубчатые кости. Несмотря на то, что мышечная масса так
же развивается стремительно, подростков достаточно часто отличает угловатость и худощавость.
Как отмечает В.А. Сальников, одной из характерных особенностей детей среднего школьного
возраста является достаточно большая динамика в развитии анализаторов. В этом возрасте зоны
коры больших полушарий мозга, отвечающие за данную функцию становятся достаточно зрелыми.
Но тесной связи – взаимодействия между зрительными, двигательными, тактильными и другими
анализаторами еще не прослеживается. Недостаточно развиты те части коры головного мозга,
которые отвечают за контроль произвольных движений, это негативно отражается на
воспроизведении и разучивании сложно координационных движений [23].
3
Таким образом, функциональные возможности подростков во многом уступают показателям
взрослого человека, но высокие темпы прогрессирующего роста большинства органов и систем
организма позволяют целенаправленно воздействовать на повышение функциональных
возможностей организма и развитие физических
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учебник Б.А. Ашмарин. - М.:
Академия, 2014. - 287с.
2. Бабин, А.В. Методика оценки физической подготовленности школьников / А.В. Бабин //
Известия Российского государственного педагогического университет им. А.И. Герцена. – 2015. -
№23. – С. 105-109.
3. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (Физиология ребенка): Учебное пособие / М.М.
Безруких. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 416 с.
4. Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей
и молодежи / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. -
№1. - С. 23-25.
5. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М.: Теория и практика
физической культуры, 2000. - 274 с.
6. Барчуков, И.С.Теория и методика физического воспитания и спорта : учебник / И.С. Барчуков
; под общ. ред. Г.В. Барчуковой. – 5-е изд., стер. – Москва : КНОРУС, 2017. – 366 с.
7. Бондин, В.И. Особенности функционального состояния детей, занимающихся
оздоровительной физической культурой и профессиональным фигурным катанием / В.И. Бондин //
Таврический научный обозреватель. – 2016. - №4. – С. 88-93.
8. Богданов, М.Ю. Формы организации уроков физической культуры как проблема физического
воспитания в общеобразовательной школе / М.Ю. Богданов // Вестник Томбовского университета. –
2012. - №9. – С. 110-115.
9. Галкина, И.В. Возрастные особенности физического и психологического развития у детей 12-
15 лет / И.В. Галкина // Теория и практика физического воспитания. – 2010. - №9. – С. 31-34.
10. Евсеев, Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия» / Ю.И. Евсеев. –
Ростов-н/Д: Феникс, 2003. – 384 с.
11. Кадыров, Р.М. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / Р.М. Кадыров,
Д.В. Морщинина. — М.: КНОРУС, 2016. — 132 с.
12. Китаева, М.И. Физиологические и психологические особенности подростков 11-17 лет / М.И.
Китаева // Филология и культура. – 2008. - №15. – С. 34-38.
13. Коц, Я.М. Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры / Я.М.
Коц. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 135 с.
4
14. Никитушкин, В.Г. Современная подготовка юных спортсменов. Методическое пособие / В.Г.
Никитушкин. – Москва, 2009. – 116 с.
15. Пегушина, Ю.В. Развитие двигательных качеств обучающихся на уроках физической
культуры / Ю.В. Пегушина // Инновационная наука. – 2017. - №12. – С. 93-97.
16. Поздеева, С.И. Общая характеристика учебного предмета «физическая культура» в свете
нового ФГОС НОО / С.И. Поздеева // Вестник Томского государственного педагогического
университета. – 2013. -
17. №6. – С. 105-110.
18. Полянская, Г.В. Методика обучения физической культуре в начальной школе / Г.В.
Полянская // Вестник науки и образования. – 2019. -
19. №7. – С. 89-93.
20. Певицына, Л.М. Как построить урок физической культуры в соответствии с требованиями
ФГОС / Л.М. Певицына // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2013. -
№7. – С. 92-95.
21. Пронкина, С.А. Развитие скоростно-силовых способностей юных фигуристов на этапе
начальной подготовки / С.А. Пронкина // Теория и практика физической культуры. – 2011. - №2. – С.
71-75.
22. Савчук, А.Н. Современные подходы к организации уроков физической культуры / А.Н.
Савчук // Человек. Спорт. Медицина. – 2011. - №11. – С. 87-91.
23. Сальников В.А. Индивидуальные особенности возрастного развития: монография / В.А.
Сальников. – Омск: СибАДИ, 2012. – 420 с.
24. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я.
Степаненкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 368 с.