Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы обусловлена тем, что приоритетным направлением реформирования здравоохранения в Российской Федерации является повышение качества медицинской помощи, предусматривающей в числе первоочередных задач совершенствование системы лекарственного обеспечения. Лекарственная помощь является важнейшей составляющей лечебного процесса. Лекарственные препараты (лекарства) являются «одним из факторов, влияющих на результат» оказания медицинской помощи. Лекарства применяются для профилактики и лечения заболевания, устранения или облегчения проявлений заболевания, восстановления или улучшения здоровья пациента, трудоспособности и качества жизни. Согласно ст. 19 Закона об основах охраны здоровья право на медицинскую помощь включает право пациента на облегчение боли, связанной с заболеванием или медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами.
Целью настоящей работы является изучение лекарственной помощи и санитарно-курортного лечения.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть основые положения о лекарственной помощи;
• исследовать лекарственную помощь при редких заболеваниях;
• изучить правовое регулирование санаторно-курортного лечения;
• проанализировать актуальные вопросы санкторно-курортного лечения.
Объектом данной работы являются общественные отношения в сфере оказания лекарственной помощи и предоставления санитарно-курортного лечения.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие лекарственную помощь и санитарно-курортное лечение, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Методология исследования складывается из общенаучных и специально-научных методов, которые были использованы при проведении исследования в рамках настоящей работы. Общенаучные методы: диалектический и метод логического анализа. Специально-научные методы: метод правового анализа, метод сравнительно-правового анализа, метод анализа материалов правоприменительной практики.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. В первой главе будет рассмотрено правовое регулирование лекарственной помощи – общие вопросы и особенности ее предоставления при редких заболеваниях. Во второй главе будут исследованы условия предоставления санитарно-курортного лечения.
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОАНИЕ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ
1.1. Основые положения о лекарственной помощи
Право на лекарственное обеспечение в юридической науке устоялось как составляющая права на медицинскую помощь, гарантированного Конституцией РФ (ст. 41). Это обусловлено нормами ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которым при получении медицинской помощи пациент имеет право на облегчение боли доступными методами и лекарственными препаратами. Таким образом, лекарственная помощь включена в медицинскую помощь как необходимый элемент, обеспечивающий ее эффективность и качество. В этом смысле содержательное наполнение понятия «право на лекарственное обеспечение» является широким, охватывающим все категории населения, которым оказывается медицинская помощь. Однако существует и узкий подход, когда право на лекарственное обеспечение рассматривается в качестве элемента права на социальное обеспечение и выражается в предоставлении определенным категориям лиц лекарств на льготной основе. В данном случае оно в известном смысле отождествляет меры социальной поддержки, которые призваны обеспечить инвалидам социальные гарантии, установленные законодательством.
Дети до трех лет, инвалиды I группы, военнослужащие и некоторые другие категории граждан при определенных условиях имеют право на получение бесплатных лекарств.
Одной из мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в РФ является бесплатное предоставление им лекарственных препаратов. Такое право имеют, в частности, следующие категории лиц:
1. Граждане при оказании им в рамках программы госгарантий бесплатной медпомощи: первичной медико-санитарной помощи в дневном стационаре и в неотложной форме, специализированной, скорой, паллиативной медпомощи в стационаре, дневном стационаре и при посещениях на дому - в отношении лекарств, включенных в утвержденный перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств (ч. 2 ст. 80 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
2. Граждане, имеющие право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг.
3. Дети в возрасте до шести лет из многодетных семей - в отношении лекарств, приобретаемых по рецептам врачей.
4. Инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы - в отношении лекарств, выдаваемых по рецептам врачей.
5. Лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больные туберкулезом.
6. ВИЧ-инфицированные, а также граждане, нуждающиеся в проведении профилактического лечения ВИЧ-инфекции.
7. Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы.
8. Сотрудники органов внутренних дел РФ (в том числе полиции) (.
9. Лица, имеющие специальные звания и проходящие службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах РФ (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 10 Закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
10. Граждане, занятые на работах с химическим оружием, и граждане, получившие профессиональные заболевания в результате проведения работ с химическим оружием (ст. 7, п. 2 ч. 2 ст. 11 Закона от 07.11.2000 N 136-ФЗ).
11. Граждане, страдающие злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, а также граждане после трансплантации органов (тканей) - в отношении лекарств, включенных в утвержденный перечень (ч. 7 ст. 44, ч. 9.2 ст. 83 Закона N 323-ФЗ;
12. Граждане, имеющие право на получение лекарств бесплатно или со скидкой за счет средств бюджетов субъектов РФ в соответствии с установленным Перечнем, например дети до трех лет (Перечень, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890).
13. Граждане, страдающие заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности (ч. 9 ст. 83 Закона N 323-ФЗ).
14. Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы (граждане РФ) (ч. 2 ст. 2 Закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ).
15. Герои Советского Союза, Герои РФ и полные кавалеры ордена Славы (граждане РФ) (п. 2 ст. 4 Закона от 15.01.1993 N 4301-1).
16. Лица в составе Российской антарктической экспедиции (ч. 13 ст. 5 Закона от 05.06.2012 N 50-ФЗ).
Указанный перечень лиц не является исчерпывающим. Региональное законодательство может определять дополнительный круг лиц, имеющих право на получение бесплатных лекарств.
Надо сказать, что непосредственно в тексте Конституции РФ не упоминается ни о праве на лекарственное обеспечение, ни о возможности его льготного предоставления, однако системное толкование норм Основного Закона об обеспечении государственной поддержки инвалидов, о гарантиях социальной защиты (ч. 2 ст. 7) и социального обеспечения по инвалидности (ч. 1 ст. 39), о праве на медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41) позволяет говорить, что в рамках социальной помощи инвалидам как особой, социально уязвимой категории граждан с ограниченной жизнедеятельностью должно быть гарантировано обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями как неотъемлемыми составляющими механизма, поддерживающего их здоровье.
В данном случае лекарственные препараты и медицинские изделия выступают не столько средством восстановления здоровья и достижения физиологических характеристик, адекватных возрастным, гендерным и иным критериям, сколько необходимым элементом жизнедеятельности, при отсутствии которого возрастает риск усугубления ее ограничений и иных неблагоприятных последствий для организма. Очевидно, что предназначение лекарственных препаратов (медицинских изделий), используемых при общей терапии и терапии инвалидов, при общности механизма воздействия имеет различия в целевом функционале. Именно поэтому лекарственное обеспечение инвалидов рассматривается не только как необходимый элемент медицинской помощи, но и как вид социального обеспечения. Отметим, что в литературе и лекарственная помощь как услуга (в целом, а не только применительно к инвалидам), и лекарственные препараты рассматриваются как натуральные виды социального обеспечения.
1.2. Лекарственная помощь при редких заболеваниях
Механизмы обеспечения доступности лекарственных препаратов для лиц, страдающих орфанными заболеваниями. Один из ключевых вопросов в сфере орфанных заболеваний - финансовое обеспечение лекарственной помощи для лиц, страдающих орфанными заболеваниями, которое является крайне затратным для большинства государств мира. Одновременно этот вопрос довольно ярко демонстрирует общую политику государства в части обеспечения доступности такой лекарственной помощи.
В основном за рубежом используются механизмы страхования (сострахования) или (и) инструменты возмещения гражданам затрат на покупку соответствующих лекарственных средств. Во многих странах имеются национальные планы возмещения, специальные национальные программы, предполагающие покрытие затрат от стоимости препаратов в разных объемах, например от 65 до 100% в зависимости от диагноза и иных критериев, устанавливаемых законодательством (Франция, Финляндия); 100% (Дания, Испания, Нидерланды, Чехия, Польша и др.).
В Российской Федерации проблема финансового обеспечения лекарственной терапии для лиц, страдающих орфанными заболеваниями, стоит не менее остро. Согласно ст. 16 (п. 10 ч. 1) Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация лекарственного обеспечения таких лиц отнесена к полномочиям субъектов РФ в сфере охраны здоровья, и для многих из них реализация этого полномочия является крайне затратн
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конвенция о правах инвалидов: заключена в г. Нью-Йорке 13 декабря 2006 г. // СПС «КонсультантПлюс». 1997 - 2018.
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
3. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, N 48, ст. 6724.
4. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, N 29, ст. 3699.
5. Федеральный закон от 18.06.2001 N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 25.06.2001, N 26, ст. 2581.
6. Федеральный закон от 30.03.1995 N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» // Собрание законодательства РФ, 03.04.1995, N 14, ст. 1212.
7. Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» // Собрание законодательства РФ, 19.04.2010, N 16, ст. 1815.
8. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, N 14, ст. 1652.
9. Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» // Собрание законодательства РФ, 27.02.1995, N 9, ст. 713.
10. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.01.2016, N 1 (часть II), ст. 212.
11. Указ Президента РФ от 05.05.1992 N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» // Ведомости СНД и ВС РФ, 14.05.1992, N 19, ст. 1044.
12. Указ Президента РФ от 02.10.1992 N 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 05.10.1992, N 14, ст. 1098.
13. Распоряжение Правительства РФ от 10.12.2018 N 2738-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2019 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2018, N 51, ст. 8075.
14. Постановление Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 13 апреля 2016 г. N 191 «Об обращении Законодательного Собрания Санкт-Петербурга к Председателю Правительства РФ Д.А. Медведеву» // Официальный сайт Законодательного Собрания Санкт-Петербурга http://www.assembly.spb.ru, 19.04.2016.
15. Постановление ФСС РФ от 06.08.1997 N 64 «Об утверждении Инструкции о порядке приобретения, распределения, выдачи и учета путевок на санаторно-курортное лечение и отдых за счет средств государственного социального страхования» // «Бюллетень Минтруда РФ», N 10, 1997.
16. Приказ Минздрава России от 05.05.2016 N 279н «Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 30, 25.07.2016.
17. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 5 мая 2016 г. N 281н «Об утверждении перечней медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
18. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22 ноября 2004 г. N 213 «Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным детским церебральным параличом». URL: http://base.garant.ru.
19. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22 ноября 2004 г. N 224 «Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным с болезнями щитовидной железы». URL: http://base.garant.ru.
20. Письмо Минздрава России от 8 июля 2013 г. N 21-6/10/24878 // СПС «КонсультантПлюс».
21. Определение КС РФ от 2 июля 2013 г. N 1054-О // СПС «КонсультантПлюс».
22. Ануфриева А.В. Правовое регулирование санаторно-курортного лечения в системе социального обеспечения Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.05 / Анна Вячеславовна Ануфриева. [Место защиты: Уральский государственный юридический университет]. Екатеринбург, 2016. 30 с.
23. Волкова Н.С., Аксу Э. Редкие (орфанные) заболевания: правовое регулирование в России и за рубежом // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. N 4. С. 154.
24. Ломакина И.Г. Гармонизация медицинского права России, его соответствие международно-правовым стандартам // Гражданское общество и правовое государство. 2015. Т. 1. С. 105.
25. Миронова Т.К. Право на лекарственную помощь и лекарственное обеспечение // Вопросы российского и международного права. 2016. N 5. С. 100 - 101.
26. Недюк М. Детям с инвалидностью ограничили доступ к санаториям. 2017. URL: https://iz.ru.
27. Панфилова В.И., Безотецкая И.П. Реализация конституционного права на охрану здоровья при обеспечении редкими лекарственными средствами // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2014. Т. 2. С. 157.
28. Право граждан на лекарственное обеспечение: монография / Н.В. Путило, Н.С. Волкова, Ф.В. Цомартова и др.; отв. ред. Н.В. Путило. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2017. С. 24.
29. Правовое регулирование труда и социального обеспечения инвалидов в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.05 / Роман Николаевич Жаворонков. [Место защиты: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)]. М., 2014. 495 с.
30. Семянникова Д.А. Санаторно-курортное лечение в рамках медицинской реабилитации детей-инвалидов: правовые аспекты // Медицинское право. 2019. N 1. С. 52.