Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В XXI век социально-культурная сфера вступила важным сектором российской экономики,
представляя собой самостоятельную, экономически развитую систему различных предприятий и
организаций, специализирующихся на производстве товаров и предоставлении услуг социальнокультурной направленности.
Социально-культурная сфера - динамично развивающаяся область экономики. Ее развитие
является важнейшим критерием перехода индустриальной экономики в постиндустриальную. Во
всем мире степень развитости социально-культурной сферы стала выступать критерием развития
экономики стран (страна не причислялась к развитым странам, если в ее ВВП доля услуг
населению составляла менее 60%). В России развитие сферы услуг происходило стремительно: за
период 1990-2000 гг. доля услуг в ВВП увеличилась с 32,6 до 52%. Это было связано с переходом к
рыночным механизмам, например, сфера торговли стала базироваться практически полностью на
частной собственности и резко выросла. На протяжении 2006–2014 годов эта доля — в
соответствии с общемировым трендом - стабильно росла: с 57% в 2005 году до 63,7% в 2014 году
(в 2015 она уменьшилась до 62,8%). Более наглядно происходящие в последние годы изменения
можно проследить в процессе выявления тенденций, проблем и определения перспектив
развития услуг предприятий и организаций социально-культурной сферы.
К специфическим чертам социально-культурной сферы можно отнести:
1. Характерные особенности самих видов товаров и услуг.
2. Разнообразие не только видов товаров и услуг, но и организаций, способных эти товары и
услуги производить.
3. Производственная деятельность предприятий и организаций социально-культурной сферы
ориентируется не только на удовлетворение социально-культурных потребностей населения, но и
на социально ориентированные потребности государственных структур, иных организаций.
4. Многие виды экономической деятельности подвержены эластичности спроса по цене, что
сознает определенные сложности в условиях экономической нестабильности в стране.
Экономические границы социально-культурной сферы (состав, структура) до сих пор являются
предметом достаточно жарких дискуссий. Следует отметить, что вопросам состава и
структурирования социально-культурной сферы посвящено достаточно много исследований.
Однако часть из них рассматривает сферу излишне узко, часть – излишне широко, многие авторы
предметом исследования выбирают только конкретные направления социально-культурной
деятельности.
Цель работы – рассмотреть технологию общения в социально-культурной сфере.
Задачи исследования:
3
- рассмотреть особенности формирования социально-культурной сферы;
- рассмотреть особенности коммуникативных технологий в сфере культуры.
Работа предполагает обращение к таким методам исследования, как метод дедуктивного и
индуктивного логического анализа элементов и продуктов театрального дискурса для выявления
механизма воздействия на адресата в рамках коммуникативного пространства театра (целевую
аудиторию зрителей), описательный метод (обобщение, интерпретация и классификация).
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
1.1. Социально – культурные потребности населения как фундамент для формирования
социально-культурной сферы
Социально-культурная сфера (СКС) – сложное, неоднозначное понятие. Специалисты по-разному
определяют ее состав. Длительное время ее, по сути, отождествляли с отраслью «Культура и
искусство», включая в ее состав организации, выполняющие только социально значимые
актуальные и для культурного уровня всего общества функции. Это такие организации, как:
репертуарные театры, музеи, музеи-заповедники, библиотеки. С другой стороны социальнокультурную сферу отождествляли со сферой услуг (сервисный сектор экономики), упрощая и
принижая значимость удовлетворения населением духовных потребностей. Лет десять назад
некоторых энциклопедиях и публикациях термином «социально-культурная сфера» стали
заменять «немодный» термин «непроизводственная сфера», существенно расширяя при этом
состав сферы за счет организаций жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания и
пассажирского транспорта и др. Таким образом, вопросам функционирования СКС было
посвящено достаточно много исследований. Однако часть из них рассматривала сферу излишне
узко, часть – излишне широко, многие авторы предметом исследования выбирали только
конкретные направления социально-культурной деятельности. Объектами исследования при
этом, как правило, выступают только государственные и муниципальные организации. Наиболее
полное исследование, на наш взгляд, было представлено преподавателями кафедру экономики в
монографии «Экономика социально-культурной сферы: современное состояние и перспективы
развития» , в которой была выявлена взаимосвязь между наличием духовных (точнее, социальнокультурных) потребностей населения и наличием предприятий и организаций, способных эти
потребности удовлетворять. Исследование различных взглядов на классификации потребностей
индивидуумов, социальных групп и общества, в целом, позволило отнести к социальнокультурным следующие (укрупненные) виды потребностей, формирующих состав СКС:
1. Совокупность художественно-эстетических, творческих и зрелищных потребностей. В состав СКС
входят следующие организации, способные данные потребности удовлетворять (прямо или
косвенно): театры, концертные организации, цирки, зоопарки, спортивно-концертные комплексы;
киностудии, прокатные конторы, кинотеатры, развлекательные радио и телевизионные каналы;
музеи, выставочные залы, галереи и художественные салоны, музеи - заповедники,
художественные учебные заведения, массовые библиотеки; учреждения клубного типа, дансинги,
4
модельные агентства и Дома моды, дизайнерские студии, салоны красоты, студии тату,
мастерские по изготовлению изделий народных промыслов, сувениров и др.
2. Совокупность познавательных, информационных потребностей и потребностей в саморазвитии.
В состав СКС входят следующие организации, способные данные потребности удовлетворять
(прямо или косвенно): учреждения образования и науки, курсовая сеть, научные библиотеки и
читальные залы, архивы, все средства информации, в том числе, радио, телевидение, книжные,
журнальные, газетные издательства, рекламные агентства, типографии; информационные
ресурсы интернета, туроператоры и турагенты (познавательный туризм); магазины и киоски по
продаже печатной и аудио- видео продукции; и др.
3.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Указ президента Российской Федерации о совершенствовании государственной политики
в сфере здравоохранения (URL:
http://zdrav.spb.ru/media/komzdrav/documents/document/file/ukaz_598.pdf), (дата обращения:
02.03.2018)
2. Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового
положения государственных (муниципальных) учреждений»
3. Федеральный закон от 13.06.2011 № 133-ФЗ (ред. от 16.10.2012) «О внесении изменений в
Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и
проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации».
4. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости //
Киноведческие записки. 2014. - №2. С. 152-167
5. Клюев Р.В. Речевая коммуникация. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2014. - 320 с.
6. Колтынюк Б.А. Инвестиционное проектирование объектов социально-культурной сферы. -
СПб: Изд-во Михайлова, 2000.
7. Лебединский Н.Ф. К вопросу о составе отраслей социально-культурной сферы // Новые
методы хозяйствования в сфере культуры: Сборник научных трудов/ Научн. ред. Ф.Ф.Рыбаков.
СПб: Издво СПбГИК, 2015. - С. 59.
8. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. – СПб.: Изд-во
СПбГУП, 1998. – 361 с.
9. Медицинский портал MedCentre.com. Market Access и GR в сфере здравоохранения (URL:
http://www.medcentre.com.ua/articles/market-access-i-gr-29390), (дата обращения: 21.01.2020)
10. Морозова Е.Я., Тихонова Э.Д. Вторичный продукт и вторичные рынки, и их влияние на
доходность организаций социальнокультурной сферы // Экономика и управление в сфере услуг:
современное состояние и перспективы развития. - Материалы VIII Всероссийской научнопрактической конференции 7 февраля 2011 года. - СПб: Изд-во СПбГУП, 2011. - с. 106-107.
11. Морозова Е.Я. Взаимодействия государства и субъектов социально-культурной сферы
общества// Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - Сборник
материалов ХI Международной научно- практической конференции/ Под общей ред. С.С.
Чернова. - Новосибирск: Изд-во ЦРНС. – 2014.
12. Морозова Е.Я. Виды экономических благ и их значение для изучения механизмов
формирования рынков социальнокультурный услуг// Экономика и управление в сфере услуг:
современное состояние и перспективы развития. - Материалы Х Всероссийской научнопрактической конференции 5 февраля 2013 года. - СПб: Изд-во СПбГУП, 2013. - с. 99-101.
13. Особенности и возможности применения инструментов коммуникации в государственной
политике здравоохранения. Овсянников В.В. Управление здравоохранением. 2015. № 2 (44). С. 46-
58
6
14. Погостинская Н.Н., Морозова Е.Я., Тихонова Э.Д. Экономика социально-культурной сферы:
современное состояние и перспективы развития: Монография /под ред. Н.Н. Погостинской. - СПб:
изд-во СПбГУП, 2018.
15. Якобсон Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. – М.:
Экономика, 2015