Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена
требованиями федеральных государственных образовательных стандартов к
личности учащихся. Среди проектируемых рамками учебного процесса
качеств, которыми должен обладать школьник, указываются сознательность,
социальная ответственность, гражданская зрелость, коммуникативная
гибкость, целеустремленность, познавательная активность. Эти и многие
другие особенности личности закладываются благодаря самообразованию,
обеспечивающих учащемуся интеллектуальный и духовный. Роль
самообразования в жизни личности раскрыта в трудах А.Я. Айзенберг, Н.Ф.
3
Бисванова, С.А. Днепрова, А.В. Залецкого, Э.Ф. Зеера, Б.Ф. Райского, М.Н.
Скаткина, Н.Д. Шамовой, Е.А. Шуклиной, В.С. Юркевич и др.
Объект исследования – процесс формирования готовности школьников к
самообразованию. Предмет исследования – процесс формирования
готовности школьников к самообразованию при обучении русскому языку.
Цель исследования – описать процесс формирования готовности школьников
к самообразованию при обучении русскому языку. Задачи исследования:
1) раскрыть структуру, цель, функции самообразования;
2) выявить отражение проблемы формирования готовности к
самообразованию школьников в федеральных государственных
образовательных стандартах;
3) осуществить диагностику остаточных знаний учащихся 9-х классов по
русскому языку;
4) представить опыт формирования готовности к самообразованию
учащихся 9-х классов в процессе обучения русскому языку.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме
исследование) и эмпирические (формирующий педагогический эксперимент).
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, четырех
параграфов, заключения, списка литературы, приложения.
1. Самообразование: структура, цель, функции
Современный человек, отвечающий на вызовы времени, хорошо понимает:
для обеспечения жизненных потребностей уже давно не хватает полученного
образования, его нужно дополнять, расширять, переучиваться, постоянно
повышать квалификацию. Причина заключается в изменениях,
затрагивающих все сферы экономики. Если раньше в обществе был
распространен подход «образование на всю жизнь», то теперь – «образование
через всю жизнь». Особенно хорошо это осознают родители, отправляющие
детей в дошкольные образовательные организации, занимающиеся развитием
дополнительных компетенций воспитанников. То же самое можно сказать и о
родителях, которые придирчиво относятся к выбору школы, потому что они
4
хотят получить дополнительный набор услуг. Как будет развиваться система
отечественного образования через пять лет – непонятно, стало быть,
целесообразно получить множество навыков из разных областей, в том числе,
выходящих за пределы учебных дисциплин.
Как видно, «в процессе социализации образование играет значимую роль,
степень его влияния во многом определяется ценностными установками,
сформированными в семье» [4, с. 127]. Каждый родитель хочет, чтобы по
прошествии лет его ребенок сумел бы занять значимое место в обществе,
утвердил бы себя в качестве специалиста и получал бы за свою
профессиональную деятельность достойный уровень заработной платы. Стало
быть, современный человек хочет получить максимум практических знаний,
вот почему для людей XXI века «образование выступает инструментальной
ценностью. Получение образования воспринимается как инвестиции в
будущую статусную позицию, а также как способ достижения жизненных
целей» [5, с. 63]. В контексте сказанного становится логичным
стимулирование детей еще на этапе обучения в школе к систематическому
самообразованию. Если данному вопросу уделяется серьезное внимание в
образовательной организации, то за девять – одиннадцать лет ученик к мысли
о необходимости дополнительной подготовки.
Как следует из пояснения словаря системы основных понятий по педагогике,
составленного А.М. Новиковым, самообразование представляет собой особую
форму образовательной деятельности; целенаправленно организованное, оно
управляется учащимся, говоря иначе, проходит «без участия педагога» [10, с.
185]. В этом же источнике описана структура самообразования,
представленная такими компонентами, как самообучение, самовоспитание,
саморазвитие. Под самообучением имеют в виду тот процесс, в ходе которого
происходит интериоризация опыта предшествующих поколений. Человек,
будучи носителем индивидуальной системы качеств, отраженных в
темпераменте, скорости мыслительных процессов, мировоззрении,
5
ценностных ориентациях, не копирует опыт предшественников, а перенимает
его с учетом своих особенностей.
При самообучении также огромную роль играет внутренний душевный мир
личности, не только сознание, но и бессознательные факторы, интуиция,
умение учиться не только у педагогов, но и у других людей, родных, друзей, у
природы. О таком самообучении в народе говорят: «учиться у жизни».
Движущими силами самообучения выступают потребности личности в
информации, основанной на врожденном инстинкте, направленном на
освоение нового, неизведанного. По скорости самообучения судят о
познавательной способности человека производить знания. Целям
самообучения служат специальные учебные пособия – самоучители,
тренажеры, компьютерные программы. В результате самообучения
происходят качественные и количественные изменения личности.
Самовоспитание представляет собой «процесс становления качеств, свойств,
функциональных способностей личности, процесс выработки умений,
навыков, привычек строить свою жизнедеятельность в соответствии с
определенными нормативными требованиями» [3, с. 16]. Среди указанных
норм могут быть культурные, религиозные, светские, национальные и проч.
Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к
добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на
требованиях коллектива, формировать моральные устои, необходимые
привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание является составной
частью и результатом воспитания и всего процесса развития личности. В роли
движущих сил самовоспитания обычно выступает группа факторов, а именно:
1) идеал как сознание несоответствия уровня собственных сил требованиям
деятельности; 2) состязательность; 3) притязания на признание малой или
большой группы; 4) требования общественной морали; 5) внешняя критика; 6)
самокритик как результат рефлексии.
Самовоспитание осуществляется путем убеждения самого себя в
необходимости измениться и путем самовнушения. В первом случае
6
используются аргументы, с помощью которых человек доказывает самому
себе правильность собственных поступков. Во втором случае происходит
повторение определенных суждений – мысленно или вслух, чтобы преодолеть
страх перед трудностями, неуверенность в собственных силах,
нерешительность. Самовоспитание требует длительных волевых усилий,
умения управлять собой, достигать поставленной цели, не падать духом от
неудач. Поэтому нужно выбирать такие виды деятельности, которые
предусматривают собранность, организованность, ответственность.
Преодолевая трудности, человек тем самым закаляет волю, доводит начатое
дело до конца, убеждаясь, что даже небольшие успехи делают его сильнее.
Говоря о саморазвитии, имеют в виду «самостоятельное развитие своего
жизненного опыта» [10, с. 189]. И если первых два компонента имеют
непосредственное отношение к педагогике, то третий – к психологии. Стало
быть, в процессе саморазвития доминирующую роль играют психические
процессы. Это значит, что развитию будут поддаваться (безусловно, с
большим или меньшим успехом): 1) волевые процессы: настойчивость,
решительность, усидчивость и проч.; 2) эмоциональные процессы: страх,
импульсивность, обидчивость, гнев и проч.; 3) познавательные процессы:
внимание, память, воображение, восприятие, мышление и проч.
Самообразование считается одним из самых эффективных видов образования,
потому что человек сам ставит цель, выбирает средства, оптимальный темп
усвоения знаний и приобретения умений. Что касается целей
самообразования, то они во многом зависят от возраста человека. К примеру,
если это учащийся начальных классов, то в качестве конечного ориентира он
может наметить себе цель – догнать сверстников, от которых отстал по
причине болезни. Если это подросток, то здесь необходимо ориентироваться
на особенности пубертатного периода с его потребностью в самоутверждении.
И тогда целью самообразования может быть соперничество – обогнать
ровесника. В юношеском возрасте происходит выбор профессии. Отсюда
7
целью самообразования может стать дополнительная подготовка по
выбранному профилю и поступление в вуз.
На примере многообразия целей, которые ставят перед собой на разных
возрастных этапах развития, становится понятным, что и в отношении
функций самообразования тоже нужно вести речь об их разнообразии: 1)
«экстенсивная: связана с приобретением и накоплением новых знаний; 2)
ориентировочная: связана поиском своей профессии; 3) компенсаторная:
связана с ликвидацией пробелов в образовании; 4) развивающая: связана с
совершенствованием субъективной картины мира; 5) коммуникативная:
связана с развитием социальных навыков; 6) психотерапевтическая: связана с
переключением внимания» [9, с. 214].
Обобщая сказанное, сделаем вывод о том, что самообразование является
насущной необходимостью личности в накоплении информации по одному
либо нескольким направлениям, совершенствовании умений, развитии
навыков. Самообразование становится инструментальной ценностью, потому
что сформированные в результате работы над самим собой компетенции
позволяют человеку изменить некий аспект действительности.
Самообразование обусловлено современным темпом жизни, вызывающим
непрерывные изменения, и стимулирующими человека к вложению
дополнительных усилий для восполнения лакун в образовании.