Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что современный этап жизни российского общества, связанный с глобализацией информационного пространства, создает новые проблемы для развития личности, общества и государства. В социальном пространстве информация распространяется быстро, преимущественно благодаря техническим возможностям. При этом используемая информация часто носит противоречивый, агрессивный и негативный характер и, как следствие, воздействует на социальные, нравственные и психологические составляющие общественной жизни. Деструктивные изменения духовной сферы общества проявляются в форме искажения нравственных норм и критериев, а также в неадекватных социальных стереотипах и установках, ложных ориентациях и ценностях. В связи с этим целесообразно говорить о проблеме информационной безопасности.
Объектом данной работы являются общественные отношения возникающие в связи с информационной безопасностью.
Предметом исследования данной работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие информационную безопасность, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью данной работы является изучение информационной безопасности России.
Задачами работы ставится:
• исследовать правовое регулирование и политика России в сфере информационной безопасности России;
• рассмотреть правовое регулирование информационной безопасности личности;
• проанализировать актуальные вопросы правового регулирования информационной безопасности;
• изучить саморегулирование в информационной безопасности.
Работа состоит из введения, двух частей, заключения и библиографического списка.
1. Основные положения об обеспечении информационной безопасности
1.1. Правовое регулирование и политика России в сфере информационной безопасности России
Стремление к формированию информационного общества, глобализация информационного пространства, транснациональный характер складывающихся информационных отношений приводят к осознанию серьезности проблемы информационной безопасности в целом. При этом современные реалии развития информационных отношений побуждают по-новому взглянуть на этот вопрос, прежде всего в аспекте состояния защищенности каждой отдельной личности, общества, их интересов от угроз, негативных воздействий в глобальном информационном пространстве.
В целях изучения комплекса проблем, связанных с современным правовым обеспечением информационной безопасности личности, перечислим и проанализируем историю подходов отечественного законодателя с учетом формирования системы международной информационной безопасности к решению таковых. Ранее в целях исследования проблематики информационной безопасности личности автором проводилась историко-правовая характеристика категории информационной безопасности личности в контексте диффамации в Интернете. При этом интересы личности в информационной сфере заключаются как в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, так и в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
Окинавская хартия глобального информационного общества, принятая 22 июля 2000 года лидерами стран Большой восьмерки, как стратегия непрерывного движения в направлении всеобщего доступа для всех, преодоления электронно-цифрового разрыва внутри государств и между ними проблемы обеспечения информационной безопасности касается лишь отчасти, упомянув о необходимости:
а) сопровождений усилий международного сообщества, направленных на развитие глобального информационного общества, согласованными действиями по созданию безопасного и свободного от преступности киберпространства;
б) дальнейшего развития и эффективного функционирования электронной идентификации, электронной подписи, криптографии и других средств обеспечения безопасности и достоверности операций;
в) решения таких актуальных проблем, как, например, попытки несанкционированного доступа и компьютерные вирусы.
В государственной программе «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» вопросы информационной безопасности личности затрагивает подпрограмма «Безопасность в информационном обществе». За счет реализации общей цели по созданию инфраструктуры, обеспечивающей информационную безопасность государства, граждан и субъектов хозяйственной деятельности, а также ряда задач (обеспечения контроля и надзора, разрешительной и регистрационной деятельности в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций; обеспечения безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных систем; развития технологий защиты информации, обеспечивающих неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, безопасность информации ограниченного доступа; противодействия распространению идеологии терроризма, экстремизма, пропаганды насилия) планируется к 2020 году достичь реальных результатов.
В частности, один из заявленных результатов - снижение доли жалоб субъектов персональных данных, по результатам рассмотрения которых подтвердились факты нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных. А в числе ожидаемых результатов реализации подпрограммы - обеспечение прав и основных свобод человека, в том числе права каждого человека на информацию; внедрение развитых технологий защиты информации для обеспечения неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, безопасности информации ограниченного доступа.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», призванный регулировать в том числе отношения, возникающие при обеспечении защиты информации, полноценного терминологического наполнения в вопросе информационной безопасности, в том числе и в отношении информационной безопасности личности, не содержит. В этом несложно убедиться, ознакомившись со статьей 2 Закона, содержащей перечень основных понятий, используемых в Законе.
Ознакомление с установленными базовым Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» принципами правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации приводит к выводу о том, что:
Во-первых, один из основополагающих принципов - обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации касается исключительно государства, при этом упоминающиеся в Доктрине информационной безопасности общество и личность остаются вне содержательной составляющей.
Во-вторых, документ содержит конституционно установленный в 1993 году принцип неприкосновенности частной жизни, недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (статьи 23 и 24 Конституции Российской Федерации ).
Следует отметить, что действующий сегодня Модельный информационный кодекс для государств - частников СНГ, принятый на тридцать восьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ Постановлением от 23 ноября 2012 г. N 38-6, заявленные ранее цели информационного законодательства в вопросе обеспечения информационных прав, информационной безопасности сохранил, считая их актуальными и для современного развития информационных отношений.
В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 07.02.2008 за N Пр-212) один из принципов, на которых базируется развитие информационного общества в России, - это обеспечение национальной безопасности в информационной сфере. В качестве одного из направлений реализации Стратегией названо обеспечение неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, соблюдение требований к обеспечению безопасности информации ограниченного доступа.
Рассмотренный ЮНЕСКО в 2011 году Code of Ethics for the Information Society (Этический кодекс для информационного общества), предложенный Межправительственным советом программы «Информация для всех» (ПИДВ) и разрабатываемый до этого с 2006 года, определяя этические взаимоотношения между субъектами информационного общества, в числе совокупности ценностей, основных прав и обязанностей в информационном обществе, которыми членам информационного общества, согласно данному проекту, следует руководствоваться в своих действиях и которые они должны соблюдать, называет следующие:
- каждый человек имеет право на свободу выражения мнений, участие и взаимодействие в интернете, которое не должно ограничиваться, за исключением обстоятельств, четко определенных на основе общепризнанных международных норм и всеобщих стандартов в области прав человека;
- каждый человек имеет право на защиту личных данных и неприкосновенность частной жизни в интернете и в других ИКТ. Пользователи должны быть защищены от незаконного хранения, злоупотребления ими или их несанкционированного разглашения, а также от вторжения в их личную жизнь;
- все заинтересованные стороны должны проводить совместную работу, направленную на предотвращение злоумышленного использования ИКТ, защиту персональных данных и частной жизни, а также на предотвращение нарушений прав человека в интернете и в других ИКТ, посредством сочетания законодательных мер, обучения пользователей, включающего использование навыков медийной и информационной грамотности, мер самостоятельного и совместного регулирования, а также технических решений, обеспечивающих бесперебойное свободное распространение информации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Окинавская хартия глобального информационного общества. Принята на о. Окинава 22.07.2000 // Дипломатический вестник. 2000. N 8. С. 51 - 56.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Российская газета, N 256, 31.12.2001.
4. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448.
5. Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // Российская газета, N 166, 05.08.2004.
6. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ, 16.02.2009, N 7, ст. 776.
7. Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» // Собрание законодательства РФ, 15.02.2010, N 7, ст. 762.
8. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» // Собрание законодательства РФ, 05.05.2014, N 18 (часть II), ст. 2159.
9. Программа развития Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» до 2020 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2010 г. N 1617-р // СЗ РФ. 2010. N 44. Ст. 5701.
10. Женевская декларация принципов. Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества, 2003 г.
11. Инновационное развитие сферы услуг: Учеб. пособие / Под ред. Е.В. Егорова, Т.Б. Беляевой. М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. 2010.
12. Кабанов А.С., Лось А.Б., Суроев А.В. Методы социальной инженерии в сфере информационной безопасности и противодействие им // Российский следователь. 2015. N 18.
13. Концепция Информационного кодекса Российской Федерации / Под ред. И.Л. Бачило. М.: ИГП РАН - Канон+ РООИ «Реабилитация», 2014.
14. Лобель Т. Теплая чашка в холодный день. Как физические ощущения влияют на наши решения. М.: Альпина Паблишер, 2014.
15. Музыкаев Б.А.-Х. К вопросу о роли информационного обеспечения инвестиционной безопасности хозяйствующих субъектов // Безопасность бизнеса. 2015. N 4.
16. Северин В.А. Допуск к информации в коммерческих организациях // Законодательство. 2012. N 10.
17. Сергиенко Л.А. История формирования информационного права в СССР и Российской Федерации 1960 - 2000 гг.: Монография. М.: ЮРКОМПАНИ, 2013.
18. Чеботарева А.А. Информационная политика России в обеспечении информационной безопасности личности: история и современность // История государства и права. 2015. N 24.
19. Чеботарева А.А. Обеспечение информационной безопасности личности в Интернете: история и проблемы развития законодательства // История государства и права. 2011. N 11.
20. Халявин В. Секретная книга internet-пирата. М.: Мартин, 2014.