Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Каждая из юридических наук имеет свой понятийный аппарат,
соответствующий ее исторически сформировавшемуся предметному
3
содержанию. Ученый-административист А.И. Миколенко обращает внимание
в своих работах на то, что понятийный аппарат вместе с предметом науки
позволяют идентифицировать определенную науку как таковую, отмежевать
ее от других наук, признать самостоятельной отраслью знания . Мы
поддерживаем данную точку зрения и, в свою очередь, дополним ее тезисом о
том, что существующий понятийно-категориальный аппарат современной
российской науки административного права может выполнять также и другие
функции. Он способен, в частности, отражать в той или иной степени
социально-правовую природу изучаемых феноменов, сохранять и
ретранслировать положительный научный опыт; переводить требования
социальной практики на понятный для нормотворцев и нормореализаторов
язык, программировать на перспективу развитие самой науки по
прогрессивному социально ориентированному пути.
Принимая во внимание сказанное, все же следует исходить из того, что
каждое научное понятие, не является чем-то закостеневшим в своем развитии
раз и навсегда. Напротив, оно содержит в себе возможность дальнейшего
совершенствования терминологического выражения, содержательного
наполнения, законодательного закрепления. Однако подобные обновления
происходят, как правило, только на определенных этапах эволюции научной
мысли.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в
процессе установления административного права как науки на разных этапах
развития.
Предмет исследования – правовое регулирование административного права
как науки права.
Цель курсовой работы – изучить науку административного права, ее историю,
достижения и перспективы.
4
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие науки административного права;
- выделить предмет и функции науки административного права;
- обозначить этапы развития административно-правовой науки;
- выделить современное состояние административно-правовой науки.
Методологическую основу исследования составили общенаучный
(диалектический) метод познания в сочетании с такими частнонаучными
методами, как: метод системного и комплексного подхода, анализа и синтеза,
логический методы.
Структура работа состоит из введения, основной части (три главы),
заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ НАУКИ
АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
1.1 Понятие науки административного права
Административное право – это самостоятельная отрасль право¬вой системы
Российской Федерации. Не секрет, что отрасли права значительно отличаются
друг от друга, прежде всего по предмету и методу правового ре¬гулирования.
Административное право выступает одной из значительных отраслей права.
При помощи административного права государство регламентирует систему
общественных отношений, которые возникают в процессе формирования и
деятельности исполнительной власти, т.е. в области госуправления, местного
самоуправления, в сфере осуществления уполномоченными органами и
должностными лицами управленческой деятельности.
5
Административное право выступает управленческим правом (т.е. правом
управления).
Рассмотрение теоретических фрагментов административного права нельзя без
анализа разнообразных научных подходов к дефиниции подобной отрасли
отечественного права.
Актуальность данной темы устанавливается ее сложностью, так как, с одной
стороны, присутствует большое количество определений административного
права, с иной стороны, высказываются точки зрения относительно низкой
разработки понятийного аппарата административного права .
В целях более полного освещения подобной темы изначально отметим
отдельные подходы к определению административного права.
Свое мнение относительно административного права правовед Ю.А.
Тихомиров представил сквозь «призму» устоявшейся в нашей стране в конце
XX в. ситуации, когда госуправление подверглось существенному
реформированию. Оно стало трансформироваться как по своему объему, так и
по содержанию. Ученый указывал, что в нынешних обстоятельствах
административное право должно выполнять не одну, а несколько функций,
таких как организация и осуществление госуправления, государственное
регламентирование, защита публичных интересов и самореализацию прав
граждан в области госуправления .
В его научных трудах осуществляется подробное рассмотрение причин,
которые влияют на нынешние представления об административном праве и
трансформирующие его элементы: объект, метод, субъект. Исходя из этого,
дается следующее определение административного права как отрасли
отечественного права: «...система правовых норм, издаваемых органами
исполнительной власти и другими органами для организации и
функционирования государственного управления, регулирования
6
функционально-юридических режимов, обеспечения юрисдикционноохранительной деятельности и участия граждан» .
Правовед Ю.М. Козлов, представив обобщенную характеристику предмета
административного права, устанавливает его как «отрасль российской
правовой системы, представляющую собой совокупность правовых норм,
предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих
в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более
широком понимании - в процессе осуществления государственноуправленческой деятельности)» .
Профессор Б.М. Лазарев устанавливает административное право как отрасль
права, положения которой регламентируют общественные отношения в
области госуправления, т.е. те общественные отношения, возникающие в
процессе организации и реализации органами государства исполнительной и
распорядительной деятельности .
Ряд таких ученых, как А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов,
предлагает установить административное право как отрасль отечественной
правовой системы, которая представляет собой совокупность юридических
норм, которые предназначены для регламентирования общественных
отношений, завязывающихся в связи и по поводу практического
осуществления исполнительной власти .
Правовед Д.М. Овсянко рассматривает административное право как одну из
автономных отраслей права, которая представляет собой совокупность
юридических положений, которые регулируют общественные отношения в
области исполнительной власти (госуправления) . Кроме этого, ученый
отмечает науку административного права и устанавливает ее предмет. Так,
наука административного права обусловливается им как система
теоретических представлений, знаний и научных положений о
закономерностях, которые действуют в областях административного права
7
как совокупности соответственных юридических норм и их использования
органами и должностными лицами исполнительной власти .
Профессор Б.Н. Габричидзе, обозначая признаки, которые требуются для
определения отрасли административного права как таковой, дает следующее
его определение: «Это системная совокупность правовых норм,
регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти,
административно-правовой части статуса гражданина и общественных
объединений, форм и методов контроля и ответственности в ходе
осуществления указанной власти» .
Большой юридический словарь толкует административное право как отрасль
пр
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - №
31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и
государственной научно-технической политике» // Собрание законодательства
РФ. - 26.08.1996. - № 35. - Ст. 4137.
3. Федеральный закон от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ «О Российской
академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении
8
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» //
Собрание законодательства РФ. 2013. № 39. Ст. 4883.
Научная и учебная литература
4. Административное право России. Общая часть: Учебник / Под ред.
проф. С.А. Старостина. М.: Инфра-М, 2010. С. 4.
5. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право. Первая
часть: Учебник. М.: Зерцало, 2009. С. 24.
6. Антонова В.П. Состояние и перспективы развития науки
административного права (шестые "Лазаревские чтения") // Государство и
право. 2002. № 11.
7. Аракелян К.Э., Акулинин Ф.В., Зенин А.Е., Кравцова Ю.А. Проблемы
развития грантовой системы в России // Научные труды Вольного
экономического общества России. 2011. Т. 149. С. 97.
8. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских.
М., 2000. С. 17.
9. Ведяшкин С.В. Функции современного административного права и их
система // Административное право и процесс. 2017. № 1. С. 18 - 22.
10. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. - М., 2003.
- С. 37.
11. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное
право: Учебник. М.: Эксмо, 2009. С. 21.
12. Зеленцов А.Б. КАС РФ как предпосылка смены парадигмы в теории
административного права // Административное право и процесс. 2015. № 11.
С. 30.
9
13. Канунникова Н.Г. К вопросу о понятии административного права //
Административное право и процесс. 2013. № 7. С. 45 - 47.
14. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых
исследований. М.: Мысль, 1986. С. 216 // Справочно-правовая система
КонсультантПлюс, дата обращения 02.02.2020.
15. Кечасов А.А. Основные проблемы административно-правового
регулирования российской науки и пути их решения на современном этапе //
Административное право и процесс. 2015. № 4. С. 72 - 76.
16. Козлов Ю.М. Административное право. - М., 2001. - С. 13.
17. Кононов П.И. О современных подходах к пониманию
административного права: право публичного управления или право
публичного благополучия // Административное право и процесс. 2017. № 3. С.
68.
18. Лазарев Б.М. Советское административное право. - М., 1990. - С. 41.
19. Липинский Д.А. О функциональных связях института процессуальной
ответственности // Вестник гражданского процесса. 2018. № 3. С. 55 - 70.
20. Миколенко O.I. Понятiйний апарат та термiнологiя науки
адмiнiстративного процедурного права // Право i суспiльство. 2010. № 6. С.
127.
21. Общее административное право: Учебник. В 2 ч. / Под ред. Ю.Н.
Старилова; Воронежский государственный университет. 2-е изд., пересмотр. и
доп. Воронеж, 2016. С. 77.
22. Овсянко Д.М. Административное право. - М., 2000. - С. 7.
23. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право
России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2010. С. 40.
10
24. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Государственное
управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / Под ред.
Л.Л. Попова. М.: Норма-Инфра-М, 2011. С. 18.
25. Рац М.В., Котельников С.И. Наука реформирования и реформа РАН //
Эпистемология и философия науки. 2013. Т. 38. № 4. С. 55 - 61.
26. Советское административное право. Государственное управление и
административное право / Ред. кол. Ю.М. Козлов, Б.М. Лазарев, А.Е. Лунев,
М.И. Пискотин. М., 1978. С. 60 – 70 // Справочно-правовая система Гарант,
дата обращения 02.02.2020.
27. Советское административное право: Учебник / Под ред. В.И. Поповой,
М.С. Студеникиной. М., 1988. С. 6 – 7 // Справочно-правовая система Гарант,
дата обращения 02.02.2020.
28. Старилов Ю.Н. Административное право. М.: Норма; Инфра-М, 2015. С.
76.
29. Стахов А.И. О необходимости смены парадигмы отечественного
административного права под воздействием конституционных норм //
Административное право и процесс. 2018. № 6. С. 15 - 20.
30. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. - М., 1998.
- С. 77 - 78.
31. Ушкалов И.Г., Малаха И.А. «Утечка умов» - масштабы, причины,
последствия: Монография. М.: Либроком, 2011.
32. Чибинев В.М. Административно-правовое регулирование в сфере науки
и образования // Мир экономики и права. 2011. № 8. С. 79.