Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В конце прошлого века исследователи обратили внимание на тот факт, что на практике
конкретные и хорошо продуманные программы и проекты, создаваемые руководством, теряют
свою эффективность. В поисках нового пути успешности реализации программ управления
организациями произошло обращение к феномену неформальных отношений среди персонала.
В абсолютно каждой организации и предприятии сосуществуют и взаимодействуют две различные
системы отношений - с одной стороны, формальная, которая порождена установленными
процедурами, институциональная, санкционированная, безличная, рациональная и, с другой,
появляющаяся хаотично, спонтанно, в различных первичных группах на основе негласных
договоренностей, устойчивых чувственных и эмоциональных связей и т.п. – необходимо отметить,
что конфигурация неформальных отношений на всех предприятиях и в организациях всегда
неповторима и уникальна.
Долгое время существовало два противоположных подхода к этой проблеме. В компаниях,
которые основывают свою деятельность на основах западной корпоративной культуры,
неформальные отношения рассматриваются как вполне естественное явление, которое создает не
только проблемы, но и содержит в себе выгоды, которые необходимо учитывать, правильно
управлять и, в конечном счете, использовать во благо организации. Точка зрения, которой
придерживались многие крупные российские компании, была противоположной. Они негативно
оценивали неформальные отношения, считали, что они отнимают рабочее время, расшатывают
административную власть и являются вредными для производственных отношений, поэтому
предлагали борьбу с неформальными отношениями на работе.
Существование неформальных отношений приводит к возникновению множества проблем
управления персоналом. Это – и сопротивление переменам, решениям руководства, и
распространение слухов, «вирусов» нелояльности персонала, и неформальное лидерство. Если
учесть, что неформальная информация обладает такими свойствами как высокая скорость
2
распространения и огромный риск ее искажения, то она может быть опасной для организации. В
связи с этим возникают вопросы: следует ли руководителю быть «выше слухов и сплетен» или
научиться эффективно использовать неформальные коммуникативные сети.
Заметим, что российские компании хоть и пытались запретить личные отношения на работе,
запрещали работать в одном коллективе родственникам, но наша действительность внесла свои
коррективы, и российский бизнес никак не может освободиться от семейных и дружеских
отношений. Об этом свидетельствует возросший в последнее время интерес к проблеме.
В практике управления неформальные отношения привели к возникновению новых интересных
форм взаимодействия исполнителей и руководителей. Современный тип неформальных
отношений стал инструментом управления, влияя на степень лояльности сотрудников к
организации. Все неформальные отношения, складывающиеся на предприятии, связаны с
существованием групп, в которых люди, сами того не осознавая, удовлетворяют определенные
потребности. Членство в этих группах оказывает очень сильное влияние на поведение человека.
Поэтому знание и понимание этих сил необходимо учитывать для эффективного управления
персоналом.
К первым исследователям неформальных отношений относят западных исследователей Р. М.
Белбина (теория ролевого поведения людей и их взаимодействия в команде), Г. Каца
(неформальные отношения как основа доверия в управленческом взаимодействии), Р. Берга
(теория структурных дыр), Э. Мэйо (влияние человеческого фактора на производительность
труда), Т. Питерса и Р. Уотермана (неформальные отношения как основа формирования
корпоративной культуры).
Объектом работы является сотрудники предприятия ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».
Предметом работы является неформальная структура организации и ее влияние на
производственные процессы.
Целью работы является выяснение роли неформальной структуры организации и ее влияние на
производственные процессы.
Для реализации данной цели следует выполнить следующие задачи:
изучить организацию: формальные и неформальные отношения;
рассмотреть процесс взаимодействия формальных и неформальных структур;
представить общую характеристику предприятия ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»;
дать оценку степени влияния на производственные процессы в ГУП «Водоканал СанктПетербурга».
В исследовании были использованы методы анализа, синтеза и анкетирования.
Структура и объем работы определяются ее целями и задачами. Работа состоит из введения, трех
глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретические основы неформальной структуры организации и ее влияние на
производственные процессы
1.1. Организация: формальные и неформальные отношения
Можно говорить о том, что традиционное восприятие организаций как упорядоченной
деятельности людей, которая направлена именно на достижение определенных целей, является
общеизвестным. Например, по мнению такого автора, как В. Г. Афанасьев, нужно различать
организацию именно как состояние субъекта или же объекта управления, то есть именно как
некоторую упорядоченность или же целостность того или другого в функциональном и
структурном отношении, а также организацию именно как функцию управления, то есть
субъективную деятельность людей, которая направлена именно на состояние упорядоченности.
Организация обеспечивает интеграцию, а также вовлечение и координацию усилий многих людей.
Именно она регламентирует их поведение для такой цели, которая не сможет быть достигнута
людьми в отдельности и требует объединенных их усилий. Таким образом, можно говорить о том,
что организация, а именно ее продукт, а также его полезность, является экономическим
эквивалентом субъективных усилий и обязательным обоснованием ее работы. Именно поэтому
организация является открытой социально-экономической системой .
Рассмотрим определение В.А. Карташова. По его определению организация является процессом
3
вовлечения, а также постановки определенных элементов в отношения содействия на основании
определенный норм, а также законов, которые определены в конкретной деятельности людей,
именно для получения нужного эффекта, а также результата, который способен удовлетворять
определенные потребности. В процессе работы любой организации ее участники объединяют свои
собственные усилия, а также взаимодействия, которые не просто складываются вместе.
Организация – это, с одной стороны, не только формальная структура, предприятие или
учреждение, но и, с другой, это так же социальный объект, где собственник достигает своих целей,
как правило, коммерческих, руководитель, карьерных и персонал, экономических. В результате на
любых предприятиях и в любых организациях появляется коллектив (формальный и
неформальный). Взаимодействия в коллективе сотрудников всегда складываются достаточно
многообразные, сложные и противоречивые.
Такое понятие, как «организационные отношения», в целом, подразумевает под собой
взаимозависимость какой-либо конкретной системы. Зависимость между различными
компонентами, а также наличие определенной объективной основы – это главные элементы
сущности современных отношений .
В настоящее время классифицировать определенные организационные отношения следует по
таким параметрам:
Именно исходя из определенной количественной оценки различных отношений:
многосубъектные;
двухсубъектные.
В зависимости именно от основных целей организации, а также необходимой продолжительности
определенного взаимодействия всех субъектов современных организационных отношений:
относительно постоянные;
временные.
От определенной формы выражения некоторой соподчиненности всех субъектов отношений:
подчинение какому-либо одному руководителю именно по поводу различных сфер
деятельности;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абчук, В. А. Менеджмент: Учебник / В. А. Абчук. – М.: Академия, 2019. – 463 с.
2. Веснин, В. Р. Менеджмент. Учебник / В. Р. Веснин. – М.: Проспект, 2018. – 616 с.
3. Гончаров, В. И. Менеджмент. Учебное пособие / В. И. Гончаров. – М.: Современная
школа, 2019. – 640 с.
4. Гусева, Е. П. Менеджмент: Учебно-методический комплекс / Е. П. Гусева. – М.: ЕАОИ.
2018. – 416 с.
5. Дорофеев, В. Д. Менеджмент: Учебное пособие / В. Д. Дорофеев, А. Н. Шмелева, Н. Ю.
Шестопал. - М.: Инфра-М, 2019. - 440 с.
6. Драчева, Е. Л. Менеджмент. Учебник / Е. Л. Драчева, Л. И. Юликов. – М.: Академия, 2019.
– 288 с.
7. Друкер, П. Ф. Менеджмент. Учебник / П. Ф. Друкер, Д. А. Макьярелло. – М.: Вильямс,
2019. – 704 с.
8. Казначевская, Г. Б. Менеджмент. Учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов н/Д.: Феникс,
2018. – 346 с.
9. Кузнецов, Ю. В. Менеджмент. Учебники / Ю. В. Кузнецов. – М.: Экономика, 2019. – 503 с.
10. Переверзев, М. П. Менеджмент: Учебник / М.П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е.
Басовский. - М.: Инфра-М, 2019. - 330 с.
11. Петров, А. Н. Менеджмент. Учебник / А. Н. Петров, Е. В. Песоцкая, О. В. Русецкая, Л. А.
Трофимова. – М.: Юрайт, 2018. – 641 с.
12. Разу, М. Л. Менеджмент. Учебник / М. Л. Разу. – М.: КноРус, 2018. – 472 с.
13. Руденко, А. М. Менеджмент для студентов вузов. Учебное пособие / А. М. Руденко. –
Ростов н/Д.: Феникс, 2019. – 124 с.
14. Тебекин, А. В. Менеджмент организации. Учебник / А. В. Тебекин, Б. С. Касаев. – М.:
КноРус, 2018. – 424 с.
15. Чаусов, Н. Ю. Менеджмент. Учебное пособие / Н. Ю. Чаусов, О. А. Калугин. – М.: КноРус,
2019. - 496 с.