Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что именно в подростковом возрасте происходит не только коренная перестройка физических и психологических структур, но и возникают новые образования, определяется общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Вновь приобрели актуальность работы по изучению особенносте у умственно отсталых подростков. Социальная нестабильность, искажение нравственных ценностей, деформация семьи, пропаганда насилия в средствах массовой информации способствуют росту агрессивных тенденций в поведении школьников, вызывают у них чувства раздражения, негативизма, протеста и др., ярко проявляется у умственно отсталых подростков в силу их интеллектуального и эмоционального недоразвития. Собственные агрессивные действия или же постоянное ожидание подобного от окружающих ограничивает активность ребенка, усиливает его тревожность, формирует заниженную или компенсированную самооценку.
Одна из основных проблем умственно отсталых подростков - проблема общения со сверстниками. Как и у нормально развивающихся подростков, так и умственно отсталых формируется «Я»-концепция, в том числе и по занимаемому месту в коллективе сверстников.
Объектом исследования являются психологические особенности.
Предмет исследования – психологические особенности умственно отсталых подростков
Цель исследования – изучить психологические особенности умственно отсталых подростков.
Гипотезы исследования: Подростки с умственной отсталостью чаще склонны к проявлению агрессивных реакций по сравнении с подростками с нормой развития. Для подростков с умственной отсталостью характерны проявления физической агрессии.
Задачи исследования:
1. изучить литературу по проблеме исследования
2. Разработать программу экспериментального исследования для выявления психологических особенностей подростков с умственной отсталостью и подростков с нормальным развитием.
3. Провести исследование психологических особенностей умственно отсталых подростков и нормально развивающихся подростков.
Методы исследования:
1. Набор психодиагностических методик :
- Классическая социометрическая методика для определения социального статуса подростка в группе сверстников
- Проективная методика Тест руки для прогноза открытого агрессивного поведения как тенденции или реальности поведения
- Проективная методика Автопортрет в интерпретации Романовой для диагностики подсознательных эмоциональных компонентов личности
- Опросник Басса-Дарки
1. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей у умственно отсталых подростков
1.1. Проблема подросткового кризиса
Возрастные кризисы, сопровождаемые естественным ростом агрессивности, связаны с появлением новых потребностей, которые не удовлетворяются существующими отношениями.
Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В целом возрастная динамика агрессии соответствует возрастным «кризам» в 3-4 года, 6-7 лет и подростковый возраст более важным, «переломным» моментом пубертатного криза, который сопровождается резким подъемом нарушенного поведения подростков, является возраст 14-15 лет. Вместе с тем с этого возраста физическая агрессия снижается как у мальчиков, так и у девочек .
Агрессивное поведение для подросткового возраста — обычное явление. Более того, в процессе социализации подростка агрессивное поведение имеет ряд важных функций. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации. Причем для развития личности ребенка и подростка опасны не столько сами агрессивные проявления, сколько их результат и реакция окружающих.
Этот период представляет собой значительную перестройку ранее сложившихся психологических структур и возникновение новых, которые с этого момента лишь начинают дальнейший путь своего развития. Однако здесь ведущими будут уже не возрастные закономерности, а закономерности, связанные с индивидуальным формированием психики человека. Кризисный характер перехода от одного этапа формирования личности к другому обусловлен тем, что потребности и стремления, возникающие у субъекта в связи с образованием новых психологических структур, встречают препятствия на пути своего удовлетворения и, таким образом, оказываются нереализованными .
В психолого-педагогической литературе стало традиционным обозначить этот факт в терминах «трудный» «конфликтный» и т. п. При этом до сих пор не изжито мнение, что причины кризиса — в физиологических изменениях подростков. Отсюда зачастую дается узкое определение подросткового возраста в качестве пубертатного периода, где главную роль играет половое созревание.
Проявления в поведении части подростков, таких черт, как агрессивность, жестокость, конфликтность, принимают зачастую устойчивый характер в процессе группового общения в разного рода подростковых компаниях. Но эта система общения выступает в большинстве случаев как ситуация протеста против неприятия подростка в мир социально - значимых взрослых.
Вместе с тем на развитие агрессивности подростков могут влиять природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Тем более что для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя в глазах окружающих с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения, отражающей нормы, принятые в определенных социальных группах .
Психологи разных стран мира свидетельствуют о том, что агрессивное поведение гораздо чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Дело в том, что психические различия мальчиков и девочек определяются как половым диморфизмом и соответствующими общими особенностями и закономерностями его развития, так и спецификой проявления характерных типов мужественности и женственности, обусловленных воздействием социальных факторов, уровнем развития общества.
Таким образом, с биологической точки зрения, агрессию рассматривают с одной стороны, как целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации, с другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей. Возрастные кризисы, сопровождаемые естественным ростом агрессивности, связаны с появлением новых потребностей, которые не удовлетворяются существующими отношениями. Особенно, данное обстоятельство, касается кризиса подросткового возраста - когда, в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, неудовлетворенности своим положением, и с постоянной адаптацией к возрастным требованиям подростки реагируют протестным поведением, агрессивностью и конфликтностью.
Наиболее «агрессивный» период в подростковом возрасте, в котором проявляются агрессивные качества, пишет И.Э. Кондракова (2000, с. 141), совпадает с 12-13 -летним возрастом, который падает на наиболее несформированный период взросления. При этом с взрослением изменяются и формы проявления агрессивности, от мягких (косвенных) к жестким (физическим).
Самой распространенная форма агрессивного поведения у подростков - вербальная агрессия. Наиболее выраженными проявлениями вербальной агрессии являются обвинения, критика, унижающие собеседника; использование оскорблений и проклятий, использование ненормативной лексики. У подростков 11-12 лет средний и низкий уровни проявления агрессии встречаются у каждого третьего, к 13-15 годам почти половина подростков (49%) показывает высокий уровень вербальной агрессии. При этом с возрастом у подростков возрастают более доминантные проявления вербальной агрессии, с помощью которых подросток воздействует на окружающих: обвинения, критика, унижающие собеседника, угрозы, запугивание.
Исследователи выделяют также социально-педагогические причины агрессивного поведения подростков в образовательном учреждении :
низкий уровень чувствительности взрослого к проблеме агрессивного поведения в образовательном учреждении и как следствие - становление школы зоной «риска» для многих подростков;
профессиональная некомпетентность учителя как носителя возможной взрослой агрессивности по отношению к подростку;
агрессивность внешней среды;
неразвитость эмпатии подростков;
ограниченность среды подростковой самореализации
Многие исследователи считают, что ключевую роль в развитии агрессив¬ности
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бажукова, О.А. Коррекция дезадаптивного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью: Автореф. дис ... канд. псих. наук. СПб., 2006.
2. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений (Перевод с англ. Ю.Брянцевой и Б.Красовского) - М., 1999.- 237 с
3. Берковиц, Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль (перевод Боричева А., Царук Л., Ордановский Л). СПб: «ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК», Нева; М.: «Олма-Пресс», 2001. - 512 с.
4. Богданова, А. А. Педагогическая коррекция поведения учащихся с интеллектуальной недостаточностью в процессе обучения: Автореф. дис ... канд. пед. наук. СПб., 2004.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. - 464 с.
6. Бреслав, Э.Г. Психокоррекция детской и подростковой агрессивности. - СПб.: Речь, 2004. - 144 с.
7. Виноградова, А.Д., Коновалова, Н.Л., Михаленкова, И.А., Посохова, С.Т., Хилько, А.А., Шипицына, Л. М.. Психологическая диагностика отклонений развития детей - СПб.: Изд-во Речь, 2004. - 48 с.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология М.,1996. - 544 с
9. Диагностика эмоционально - нравственного развития / Ред. и сост. И. Б. Дерманова. - СПб.: Издательство «Речь», 2002. - 176 с
10. Запрягаев, Г.Г. Психологическая характеристика умственно отсталых подростков с трудностями поведения: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1986
11. Иванов, Е. С. Клиническое изучение побегов и агрессии у умственно отсталых школьников младших классов вспомогательной школы // Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений поведения у аномальных детей. Межвуз. сб. науч. трудов. Л., 1989. - с. 15-19
12. Иванов, Е.С., Шипицына, Л.М., Крутикова, Э.Г., Бараш, Б.А., Никольская, Т.А. Биологические и социальные факторы в формировании нарушений поведения у учеников вспомогательных школ // Биологические и социальные факторы в формировании нарушений поведения у детей и подростков. Межвуз. сб. науч. трудов. Л., 1989. - с. 22-25
13. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб.: Речь, 2003. - 391 с.
14. Ковалев, В.В., Мариничева, Г.С., Ермолина, Л.А. Нарушения поведения у детей с умственной отсталостью (по данным эпидемиологического исследования) // Журнал невропатологии и психиатрии. 1986. №10. - с. 19-21
15. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально- эмоциональные проблемы/ Под ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой. СПб., 2000. - 108 с
16. Коробейников, И.А. Психологическая диагностика риска дезадаптивного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью. Методические рекомендации. М., 1991. - 21 с.
17. Куликов, Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Спб., 2009. - 108 с
18. Лебединская, К.С., Альбрехт, Э.Я., Фишман, М.Н., Малинаускене, В.А. Нарушения поведения у подростков, страдающих олигофренией // Учащиеся вспомогательной школы (Клинико-психологическое изучение) / Под ред. М.С. Певзнер, К.С. Лебединской. М., 1979. - с. 24-31
19. Мясищев, В.Н. Психология отношений Москва-Воронеж, 1995. - 356 с.
20. Певзнер, М.С. Дети-олигофрены М.,1959. - 486 с.
21. Поппе, Г.К. Нарушение поведения при умственной отсталости у детей. Екатеринбург: УрГПУ, 1992. - 106 с
22. Прихожан, А.М., Толстых, Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005.- 400 с.
23. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности ( Перевод с нем. Г. И. Лойдиной) - М., 1994. - 320 с.
24. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии СПб., Питер, 1998. - 688 с.
25. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1998. - 96 с
26. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С.Ю. Циркина. - СПб.: Изд-во «Питер», 1999. - с. 10-11
27. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать. Выпуск 1-4 (Перевод с нем. Д. Дмитриев) - СПб., 2000. - 160 с.
28. Чубаров, Б.А. Особенности межличностных отношений в подростковых коллективах вспомогательной школы // Сенсорные и интеллектуальные аномалии и пути их преодоления. Л., 1984. с. 25-30
29. Шипицына, Л.М., Иванов, Е.С. Нарушение поведения учеников вспомогательной школы. Великобритания, 1992. - 119 с.
30. Шипицына, Л.М., Иванов, Е.С., Виноградова, А.Д., Коновалова, Н.Л., Крючкова, Л.Л. Развитие личности в условиях материнской депривации / Под общ. ред. Л.М. Шипицыной.- СПб., 1997. - 156 с.
31. Шипова, Л.В. Биологические и социальные факторы нарушений поведения у умственно отсталых школьников// Философия и образование: интеллектуальные традиции и новации. Сб. науч. статей. - Саратов: Научная книга, 2005. - с. 184-191