Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Роль процесса управления ассортиментом заключается в том, чтобы умело сочетать финансы
предприятия с ассортиментной политикой предприятия, обеспечивающей рост прибыли.
Тщательно разработанная ассортиментная политика предприятия служит руководству
указателем, генеральным курсом которым должно идти предприятие, что в свою очередь
позволяет сотрудникам предприятия ориентировать свою работу в наиболее прибыльных
направлениях. Правильный выбор управления ассортиментом предприятия служит своего
рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены. В связи с этим проблема
эффективного управления ассортиментом предприятия является всегда актуальной.
Объектом исследования является ООО «СТК-Пегас».
Предметом исследования являются вопросы теории и практики управления ассортиментом
товаров на предприятии.
Цель работы – провести анализ управления ассортиментом продукции предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность управления ассортиментом;
представить краткую организационно-экономическую характеристику компании;
провести анализ существующей системы управления ассортиментом;
разработать новую стратегию управления ассортиментом;
дать оценку эффективности предложенных мероприятий.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и
зарубежных ученых и специалистов по проблемам теории организации производства,
создания и функционирования систем качества и ассортимента, обеспечения выпуска
3
высококачественной продукции: Басовского Л.Е., Ермасовой Н.Б., Исаева Р.А., Карасевой
И.М., Мизиковского Е.А., Шевчука Д. и др.
Для решения поставленных в работе задач использовались методы сравнительного,
логического и системного анализа, экономико-математического и организационного
моделирования.
В процессе работы над исследованием были использованы материалы, опубликованные в
зарубежной и отечественной печати, методические разработки, законодательные акты и
нормативные документы Российской Федерации.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
1 Теоретические основы управления ассортиментом
1.1 Сущность управления ассортиментом
Ассортимент - это соотношение различных видов продукции, услуг и товаров на
коммерческих и производственных предприятиях, а также перечень разновидностей
продукции и товаров, отличающихся определенными характеристиками. Ассортимент
отражает принципиальные различия между продуктами и представляет собой логическое
распределение любого набора, сформированного по наиболее общим признакам, на
отдельные категории или звенья разного уровня .
Ассортимент продукции - это набор продуктов, которые объединены в соответствии с одним
конкретным признаком или набором признаков. Для изучения и упорядочения
формирования ассортимента принято классифицировать его по следующим признакам. В
зависимости от местонахождения товаров существует различие между производством,
торговлей и спектром услуг. Производственный ассортимент - это ассортимент продукции,
выпускаемой непосредственно производителем, исходя из его производственных
возможностей.
Как правило, это продукция, производимая на промышленных и сельскохозяйственных
предприятиях. Предприятия, производящие сами товары, в большинстве своем имеют
ограниченную ассортиментную матрицу товарных единиц, поэтому данный фактор дает им
возможность совершенствовать технологию своего производства, повышать качество
выпускаемой продукции, а также совершенствовать ассортимент выпускаемой продукции.
Поэтому продукты, которые они производят, должны быть дополнительно отсортированы в
соответствии с требованиями торговли. Такая сортировка чаще всего применяется на
оптовых предприятиях, так как там производится основная часть товаров широкого
ассортимента.
Торговый ассортимент относится к группе товаров, реализуемых в розничной и оптовой
сети. По сравнению с производственным ассортиментом, торговый ассортимент состоит из
продукции разных производителей, за исключением магазинов, реализующих продукцию
только одного производителя. Формирование торгового ассортимента осуществляется с
учетом спроса и назначения, целевого рынка товаров .
Торговый ассортимент делится на две товарные отрасли: производственную и
непроизводственную. Каждая группа подразделяется на продуктовые группы, в которые
входят продукты, сгруппированные по ряду признаков (однородность сырья,
потребительское назначение, уровень сложности ассортимента). Товарные группы
подразделяются на товарные подгруппы, к которым относятся продукты, однородные по
признаку единства происхождения продукции. Каждая из подгрупп формируется из
различных видов продукции. Внутри каждого типа продукта могут быть различия в
определенных характеристиках, то есть они могут быть разделены на разновидности.
4
По широте охвата продукции различают простой, сложный, расширенный и смешанный
ассортимент. Простой ассортимент-это ассортимент продукции, представленный небольшим
количеством групп, наименований и типов, удовлетворяющих ограниченному числу
потребностей. Например, ассортимент молочного магазина, ассортимент алкогольного
магазина и т. д.
Комплексный ассортимент - это ассортимент продукции, представленный значительным
количеством групп, разновидностей, наименований и видов, отличающихся по исходным
материалам, конструкционным и другим характеристикам, а также удовлетворяющих
различные потребности человека. Например, ассортимент современных супермаркетов и
универмагов, таких как Лента, Метро и др.
Детализированный ассортимент - это ассортимент продукции, включающий значительное
количество подгрупп, наименований, видов и разновидностей, принадлежащих к однородной
группе, которые в свою очередь отличаются индивидуальными особенностями. Сюда входит
ассортимент специализированных магазинов. Смешанный ассортимент - это ассортимент
товаров различных групп, наименований и видов, которые отличаются большим
разнообразием функционального назначения. Это ассортимент продовольственных и
непродовольственных товаров .
По степени удовлетворения потребностей существует рациональный и оптимальный
диапазон. Рациональный ассортимент - это набор продуктов, наиболее полно
удовлетворяющий потребности, обеспечивающие максимальное качество жизни, при
определенном уровне развития техники, техники и науки. Оптимальный ассортимент - это
набор товаров, отвечающих реальным потребностям с наибольшим полезным эффектом для
покупателя при минимальных затратах на проектирование, освоение производства и
доведение его до потребителя.
По состоянию на определенное время диапазон делится на реальный и прогнозируемый.
Реальный ассортимент - это действительный набор продуктов, который находится в
конкретной компании производителя или продавца. Прогнозируемый ассортимент
продукции - это набор продуктов, которые должны будут удовлетворять ожидаемым
потребностям. По характеру потребностей, которые должны быть удовлетворены,
ассортимент может быть основным и сопутствующим.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексунин, В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник для вузов
[Текст] / В.А. Алексунин, Е.Н. Балыко, Г.А. Бунич. – М.: Дашков и К, 2018. – 614 с.
2. Алексунин, В.А. Маркетинг: учебник [Текст] / В.А. Алексунин. – М.: Дашков и К,
2017. – 216 с.
3. Бакаев, В.В. Кластерный подход в решении проблем маркетинга и управления на
предприятии [Текст] / В.В. Бакаев // Вопросы экономических наук. – 2019 – №2. – С. 17–18.
4. Басовский, Л.Е. Маркетинг. Курс лекций [Текст] / Л.Е. Басовский. – М.: Инфра–М,
2017. – 224 с.
5. Белецкая, Ю.А. Маркетинговые исследования: изучаем конъюнктуру рынка [Текст] /
Ю.А. Белецкая // Налог на прибыль: учет доходов и расходов. – 2017. – № 3. – С. 10.
6. Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики [Текст] / В.И. Беляев. – М.:
Кнорус, 2017. – 672 с.
7. Березин, И.С. Маркетинговый анализ. Рынок. Агентство. Товар. Продвижение [Текст]
/ И.С. Березин. – М.: Вершина, 2017. – 369 с.
8. Богатова, Е.Р. Маркетинг и мерчандайзинг [Текст] / Е.Р. Богатова // В курсе правового
дела. – 2017. – № 7. – С. 10.
5
9. Галицкая, Е.Г. Маркетинговые исследования. Учебник для магистров [Текст] / Е.Г.
Галицкая, Е.Б. Галицкий. – М.: Юрайт, 2017. – 540 с.
10. Годин, А.М. Маркетинг: учебник для вузов [Текст] / А.М. Годин. – М.: Дашков и К,
2018. – 756 с.
11. Дохолян, С.Б. Основы маркетинга: учебный курс [Текст] / С.Б. Дохолян, Т.С.
Овсянникова. – М.: МИЭМП, 2017. – 512 с.
12. Егорова, М.М. Маркетинг. Конспект лекций [Текст] / М.М. Егорова, Е.Ю. Логинова,
И.Г. Швайко. – М.: Эксмо, 2017. – 160 с.
13. Захаров, С.В. Маркетинг [Текст] / С.В. Захаров, Б.Ю. Сербиновский, В.И. Павленко. –
Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 361 с.
14. Михалева, Е.П. Маркетинг. Конспект лекций [Текст] / Е.П. Михалева. – М.: Юрайт–
Издат, 2018. – 224 с.
15. Попова, Г.В. Маркетинг: учебное пособие. Стандарт третьего поколения [Текст] / Г.В.
Попова. – СПб.: Питер, 2017. – 192 с.
16. Разуваев, С.А. Маркетинг за МКАДом, или Исповедь маркетолога [Текст] / С.А.
Разуваев. – М.: Фербер, 2019. – 168 с.
17. Симонян, Т.В. Маркетинг и маркетинговые коммуникации [Текст] / Т.В. Симонян. –
М.: Феникс, 2019. – 212 с.
18. Феррис, П. Маркетинговые показатели [Текст] / П. Фэррис, Н. Бендл, Ф. Пфайфер. –
Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2017. – 480 с.
19. Чуева, С. Затраты на маркетинговые исследования [Текст] / С. Чуева // Финансовая
газета. – 2017. – № 3. – С. 8.