Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
2
В настоящее время можно сказать, что причины рождения детей были психологизированы. И именно в
психологических характеристиках родителей следует больше искать причины одиноких и многодетных
семей. Эти причины важны для понимания психологических особенностей воспитываемых в них детей.
С 1960-х годов потребность родителей в отдыхе, образовании, других видах и формах потребностей вне
семьи сместила их иерархию, например, потребность в детях. Эта проблема обострилась, когда
экономическое положение населения резко ухудшилось. Таким образом, единственный ребенок в семье -
типичное явление для нашего общества с негативными экономическими и социальными последствиями.
Кроме того, отмечается тенденция психологизировать причины этого явления. Более подробный анализ
психологических особенностей отдельных детей в семье может углубить наши знания об этой проблеме,
которая важна для общества.
Практический аспект такого исследования заключается в том, что можно сформулировать рекомендации для
обучения и воспитания только детей в семье, чтобы избежать недостатков такого воспитания и использовать
все его преимущества для позитивного развития личности.
Единственные дети в семье имеют специфические социально-психологические характеристики, которые
проявляются в характеристиках их профессиональной деятельности, семейной жизни, репродуктивного
поведения и стиля общения во всех видах жизнедеятельности. В результате результаты исследования
оказывают функциональное влияние на все сферы жизни единственных детей в семье и поэтому могут быть
полезны как в процессе самосознания, при принятии определенных важных решений, так и для педагогов,
которые влияют на них. Дети в возрасте 14 лет также участвовали в нашем исследовании. Подросток,
который осознает свои особенности, особенности своей личности, пытается что-то изменить в себе и в своих
отношениях с другими: в его жизни появляются сознательные задачи самообразования. Этот более высокий
уровень саморегуляции становится возможным благодаря развитию механизмов самоконтроля. Самооценка
начинает влиять на восприятие подростка другими людьми и «питает» избирательность этого восприятия.
Общение со сверстниками становится чрезвычайно важным для развития подростка, потому что сверстник -
это человек, который имеет те же права и возможности, что и вы. Самооценка подростка формируется под
влиянием двух разных тенденций: с одной стороны, есть желание быть похожими на своих друзей, «делать
все как все»; с другой стороны, стремление к самовыражению, желание иметь свое лицо, быть личностью.
Это одно из самых выраженных противоречий в молодежи, что обуславлвиает актуальность выбранной
темы.
Цель данной работы изучить психологические особенности единственного ребенка в семье.
В соответствии с поставленной целью выявлены следующие задачи:
Рассмотреть семейное воспитание в развитии ребенка;
Изучить особенности воспитания единственного ребёнка в семье;
Статистико-научный взгляд на психологические проблемы единственного ребенка в семье;
Проанализировать единственного ребенок и его психологические особенности;
Выявить проблемы современной семьи с единственным ребенком.
Объектом исследования выступает воспитательный процесс единственного ребенка в семье. А предметом
формирование его психологических свойств при взрослении единственным ребёнком в семье.
Теоретической и методологической основой для написания работы стали труды отечественных и
зарубежных ученых, психологов, материалы из научных журналов, интернет.
Данная работа включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СЕМЬЕ
1.1 Семейное воспитание в развитии ребенка
У хороших родителей хорошие дети. Как часто мы слышим это утверждение и часто трудно объяснить, что
это такое - хорошие родители.
Будущие родители думают, что вы можете преуспеть, изучая специальную литературу или осваивая
специальные методы обучения. Образовательные и психологические знания, несомненно, необходимы, но
одних знаний недостаточно. Можно ли охарактеризовать тех родителей как хороших, которые никогда не
сомневаются, всегда уверены, что они правы, всегда точно представляют, что нужно ребенку и что они
могут сделать, которые утверждают, что они знают, что правильно во все времена делать, и может ли с
абсолютной точностью предсказать не только поведение своих детей в разных ситуациях, но и их будущую
жизнь?
Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые приходят с постоянно тревожными сомнениями,
теряются каждый раз, когда сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка, не знают, могут ли они быть
наказаны, и наказаны ли они за проступк. Как вы думаете, это было неправильно сразу? Все неожиданное в
поведении ребенка пугает их, им кажется, что у них нет власти, иногда они сомневаются, любят ли их
собственные дети. Детей часто подозревают в определенных вредных привычках, они выражают
беспокойство по поводу своего будущего, боятся плохих примеров, пагубных последствий «улицы» и
выражают сомнения в отношении психического здоровья детей. [5, с.45]
Видимо, ни один из них не может быть классифицирован как хороший родитель.
3
Как повышенное доверие родителей, так и чрезмерный страх не способствуют успешному воспитанию
детей.
Родители формируют первую социальную среду ребенка. Личность родителей играет важную роль в жизни
каждого человека. Неслучайно в трудный момент жизни мы духовно обращаемся к родителям, особенно к
матери.
Любовь каждого ребенка к своим родителям безгранична, безусловна, безгранична. Если в первые годы
жизни любовь к родителям гарантирует их собственную жизнь и безопасность, родительская любовь берет
на себя функцию поддержания и защиты внутреннего, эмоционального и психологического мира человека с
возрастом. Родительская любовь является источником и гарантией благополучия человека, поддержания
физического и психического здоровья.
Поэтому первая и главная задача родителей - создать доверие к ребенку, которого любят и о котором
заботятся. Ни при каких обстоятельствах ребенок не должен сомневаться в родительской любви. Самым
естественным и необходимым из всех родительских обязанностей является забота и забота о ребенке в
любом возрасте.
Многие родители считают, что детям никогда не следует проявлять любовь к ним, и считают, что, если
ребенок хорошо знает, что он любит его, это ведет к коррупции, эгоизму и эгоизму. Это утверждение
должно быть категорически отклонено. Все эти неблагоприятные черты личности возникают только при
отсутствии любви, если есть эмоциональный дефицит, если ребенок лишен прочной основы неизменной
родительской привязанности. Предложение ребенку ощущения любви и заботы не зависит от времени,
которое родители посвящают детям, или от того, воспитывается ли ребенок дома или в раннем возрасте в
детском саду и детском саду. Это связано не с обеспечением материальных условий, а с суммой, которая
инвестируется в обучение материальным затратам. Кроме того, не всегда видимая забота о других
родителях, многочисленные действия, в которых ребенок участвует по собственной инициативе,
способствуют достижению этой наиболее важной образовательной цели. [7, с.106]
Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком является универсальной предпосылкой для
обучения, которую можно рекомендовать всем родителям в равной степени. При воспитании любого
ребенка любого возраста контакт обязателен. Именно чувство и опыт общения с родителями дают детям
возможность почувствовать и реализовать родительскую любовь, привязанность и заботу.
Основой для поддержания контакта являются искренний интерес ко всему, что происходит в жизни ребенка,
искреннее любопытство к его детским, хотя и самым незначительным и наивным проблемам, желание
понять, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в жизни ребенка. души и сознания
растущего человека. Естественно, что конкретные формы и проявления этого контакта сильно различаются
в зависимости от возраста и личности ребенка. Однако полезно подумать об общих закономерностях
психологического контакта между детьми и родителями в семье. [3, с.49]
Контакт никогда не может возникнуть сам по себе, он также должен быть установлен с ребенком. Когда мы
говорим о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, мы подразумеваем
определенный диалог, взаимодействие ребенка и взрослого между собой.
Диалог. Как мне построить диалог по воспитанию? Каковы его психологические свойства? Главное в
построении диалога - это общее стремление к общим целям, общее видение ситуаций, общность общих
действий. Это не обязательная встреча мнений и рейтингов. Главным образом, взгляды взрослых и детей
различны, что вполне естественно при различном опыте. Тем не менее, факт общего внимания к решению
проблем имеет первостепенное значение. Ребенок должен всегда понимать цели, которые преследует
родитель при общении с ним. Даже в очень молодом возрасте
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирование. Учеб.
пособия для студентов высших учебных заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Зырянова и др; Под ред. Е.Г.
Симеевой. - М: Издательство центр - "Академия" 2015 - с 192.
2. Варга А.Я. "Структура и типы родительских отношений" - М: Педагогика, 2017 с. 1-2.
3. Варга А.Я., Столина В.В. Тест-опросник родительского отношения. // Практикум по
психодиагностике - М: Издательство МГУ.
4. Кондрашенко, В.Т. Общая психотерапия / В.Т. Кондрашенко, Д.И. Донской, С.А. Игумнов. - Минск:
Виша школа, 2017.
5. Логинова И. А." Специфика детско-родительских отношений" // семейная психология и семейная
практика, 2018 № 4.
6. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 2018.
7. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная
психология и семейная терапия. 2015
8. Немов Р.С. Психология 3 том - М: ВЛАДОС ИМПЭ им.А.С. Грибоедова, 2017. - 503с.
4
9. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 2015.
10. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание. 2015. - С.95.
11. Родители и дети. Психология взаимоотношений. / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой - М.
2015 г.
12. Смирнова Е.О., Быкова М. В." Опыт исследования структуры и динамики родительского
отношения" // Вопросы психологии - 2018 - №3 с. 4.
13. Хоментаускас Г.Т.. Семья глазами ребенка. Издательство: У-Фактория, 2016.
14. Шефер И.С. Модель родительского отношения. - М.: Психология. 2018