Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Учебная деятельность – довольно неодно-значное понятие и часто рассматривается как синоним «научения», «учения», «обучения», как особая форма активности личности, направленная на усвоение социального опыта познания, как деятельность, направленная на усвоение зна-ний и связанных с ними умений и навыков. Умение учиться есть характеристи-ка субъекта учебной деятельности, способного к самостоятельному выходу за пределы собственной компетентности для поиска общих способов действия в новых ситуациях.
Учебная деятельность составляет основу, представляет главенствующий принцип системы школьного обучения, ведь именно в этот период жизни ре-бенка идет активное получение информации, необходимой для дальнейшего развития. Конечным же результатом данного процесса должно всегда являться формирование полноценной личности, способной к анализу ситуаций, реше-нию поставленных задач, взаимодействию с социумом.
По окончании школы ребенок должен овладеть всеми необходимыми зна-ниями, навыками и умениями, которые обеспечат ему нормальное существова-ние в дальнейшем. Именно учебная деятельность способствует этому процессу в наибольшей мере. Но успешное осуществление данного процесса невозможно без наличия некоторых факторов. Прежде всего, конечный результат учебной деятельности зависит от компетентности преподавателя, ответственного за со-знание детей. Но в не меньшей степени успех обучения зависит и от личностных качеств каждого конкретного ученика, особое значение имеет учебная мотива-ция.
Мотивация представляет собой непростую проблему. Она заслуживает особого внимания, потому как ее изучение напрямую связанно с поиском ис-точников деятельности человека, тех побудительных сил, благодаря которым осуществляется любая деятельность, определяется направленность поведения человека. Основой любой деятельности является мотивация, потому как именно от нее зависят заинтересованность человека в деятельности, его активность, це-ленаправленность, нацеленность на удовлетворение своих запросов и потреб-ностей, определение жизненной ориентации.
Под мотивацией обычно понимается процесс побуждения к деятельности себя и других для достижения поставленной цели.
Мотивационная сфера имеет личностный комплекс взаимовлияющих видов побуждений на процесс учебной деятельности учащегося: потребность - цель- стимул - мотив - склонность - установка - интерес. Комплекс побуждений тер-пит постоянные внутриличностные изменения, в результате которых включает-ся цепная реакция, образующая смысло-изменяющий и взаимодействующий эффект в мотивационной сфере. Например, у учащегося меняется смысл по-требности, как следствие происходит изменение мотивов, целей, интересов, эмоций.
Весь последний год в детском саду дети готовятся к обучению в школе, воспитатели стараются сформировать самые основные навыки и дать мини-мальные базовые знания, без которых в современной школе сейчас не обой-тись. Однако далеко не все из них заостряют внимание на том, что основопола-гающих компонент успешной учёбы – желание учиться. Именно над формиро-ванием такого желания у детей должны быть сосредоточены усилия родителей и педагогов.
В структуре учебной мотивации традиционно выделяют две группы моти-вов: связанные с учебной деятельностью (учебнопознавательные мотивы) и не связанные с ней (широкие социальные и узко-личные мотивы). Именно выра-женность различных мотивов, их значимость для учебной деятельности млад-ших школьников и будут определять характер и особенности формирования учебной мотивации ребенка, а следовательно, и другие особенности его разви-тия.
Последние десятилетия знаменуются большими преобразованиями во всех сферах жизни нашей страны, поскольку идет развитие российского общества на основе гуманистических ценностей, демократии. Это не могло не сказаться на образовании. Новая образовательная философия сейчас воплотилась в лич-ностно ориентированной модели обучения, приоритетной целью которой явля-ется развитие личности ученика, его потребностей, ценностей, мотивов, обеспе-чение перспектив самореализации.
Разработанность. Мотивация является одной из фундаментальных про-блем как отечественной, так и зарубежной психологии и педагогики. Изучени-ем учебной мотивации занимались многие ученые, психологи и педагоги (Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и др.). Проблема мотивации исследуется достаточно широко. Но, несмотря на большое количество исследований в этой области, а также обра-щения ряда авторов к изучению особенностей мотивации учения у младших школьников, данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах.
Современное состояние развития общества требует более глубокого пони-мания закономерностей поведения человека, особенно в отношении побужде-ний личности к различным видам деятельности, поэтому остро стоит необхо-димость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций действий че-ловека с социальной детерминации его психики. И младший школьный возраст имеет большие резервы для формирования мотивационной сферы учения.
Следует отметить, что современные дети интеллектуальнее, информиро-ваннее своих сверстников, например, конца прошлого века, но они не хотят учиться. И с каждым годом количество таких детей растет.
Современные дети, от природы любознательные и совсем не ленивые, от-казываются учиться и порой даже идти в школу. С каждым годом всё больше увеличивается количество учащихся с трудностями обучения. Уже с первых дней обучения в школе выявляется группа учащихся, которые с трудом усваи-вают программу по основным предметам.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется социаль-ным заказом на формирование всесторонне развитой, активной, творческой и гармоничной личности, способной к самоопределению и самореализации.
Проблема исследования заключается в потребности в научно-методическом обеспечении процесса развития положительной мотивации учеб-ной деятельности у младших школьников и недостаточной методической раз-работанностью формирования положительной мотивации в начальной школе.
Цель исследования - выявить особенности мотивации учебной деятельно-сти у младших школьников.
Объект исследования: мотивация учебной деятельности.
Предмет исследования: особенности мотивации учебной деятельности у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие учебной мотивации в научной литературе.
2. Проанализировать особенности учебной мотивации у младших школь-ников.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей учебной мотивации у младших школьников.
4. Разработать практические рекомендации по формированию учебной мотивации у младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение ре-зультатов научных исследований, анализ научной и методической литературы;
- эмпирические: наблюдение, опрос, тестирование;
- математико-статистические методы.
Эмпирическая база исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 города Шуи. В исследо-вании принимали участие дети второго класса общеобразовательной школы в количестве 20 человек из них 10 девочек и 10 мальчиков. Возраст детей – 8 – 9 лет.
Практическая значимость работы определяется подготовкой рекоменда-ций учителям начальных классов по формированию учебной мотивации млад-ших школьников, целенаправленно мотивирующих учебную деятельность по ряду учебных предметов. Результаты и выводы исследования могут быть ис-пользованы в решении практических задач по оптимизации процесса форми-рования мотивации учения младших школьников, в процессе подготовки бу-дущих учителей.
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, заключения, списка литературы и приложений.
Глава I. Теоретические аспекты изучения мотивации учебной деятельности
1.1. Характеристика учебной мотивации
С научной точки зрения, у мотивации не существует четкого и остаточного определения или объяснения. Мотивация – это система внутренних и внешних мотивов, заставляющих человека поступать определенным образом. Цель мо-тивации заключается в максимальном удовлетворении всех потребностей чело-века.
В современной психологии сформировались два понимания потребностей. Первое сводит потребности к нужде, особенному состоянию организма или личности, характеризующемуся дефицитом необходимых условий для жизни. Потребность – психическое явление отражения нужды организма или личности в чем-то, лежащем вне организма, вне личности. (А.Н. Леонтьев, В.И. Ковалев, К.К. Платонов, Л. Хекхаузен и др.).
Нужда организма – биологическая потребность, свойственная и человеку, и животным. Нужда личности – социальная и духовная потребность, свой-ственная только человеку. Такое понимание потребностей достаточно хорошо работает при объяснении физиологических потребностей.
При объяснении социальных, духовных потребностей сформировалось иное осознание потребностей. Потребности – субъективно-эмоциональные пе-реживания человека, включающие не только чувства голода, жажды, страха, но и интерес, познание, признание, самореализацию и т.д. [20].
Другое понимание потребностей связано с жизненными задачами, встаю-щими перед человеком вследствие включенности его в различные отношения с миром. Тем самым утверждается активная природа потребностей, их форми-рование через деятельность, реальные отношения с миром, в которые вступает человек [20].
По мнению А.Н. Леонтьева, наличие потребности у субъекта составляет лишь необходимую предпосылку любой деятельности. Потребность еще не способна придать деятельности направленность. Направленность деятельности придает мотив. Предмет - материальный или идеальный, чувственно воспри-нимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане – мы назы-ваем мотивом деятельности [12].
Мотивы выполняют побудительную и контролирующую функцию в про-цессе любой активности и деятельности индивида. Функция контроля осу-ществляется мотивами не явно, а опосредованно через эмоции, которыми со-провождается любой процесс достижения потребности.
Основной признак мотива – это определенный набор действий, который совершает человек на пути достижения желаемого.
Очень важен вопрос развития мотивов, прежде всего с точки зрения ста-новления развития личности как субъекта деятельности.
Если при анализе деятельности естественен путь «потребность – мотив – цель – действие», то в реальной ситуации личностной активности постоянно идет обратный процесс: в ходе деятельности формируются новые мотивы и по-требности [10].
Мотив может удовлетворяться различными способами и различными ва-риантами действий, с другой стороны – определенное поведение может быть обусловлено несколькими мотивами. Однако в любом случае существует веду-щий мотив, которому соподчиняются все остальные.
Система мотивов – неотъемлемая особенность личности. Это один из фак-торов, формирующих уникальность и каждый человек стремится к уникально-му набору ценностей, действий и впечатлений.
К определению мотивации существует несколько подходов.
Первый подход: мотивация – процесс, поддерживающий психическую ак-тивность человека на определенном уровне и протекающий как внутри субъек-та, так и вне субъекта. Это процесс, протекающий внутри субъекта, учитываю-щий внутренние обстоятельства (особенности психики субъекта, его субъект-ный навык, установки, например, процесс, учитывающий наружные обстоя-тельства протекания, образующийся под воздействием событий, обстановок, в которых оказывается человек).
Такое понимание мотивации видится в определении, данным В. Н. Куни-цыной: мотивация – процесс, регулирующий психическую активность челове-ка, влияющий на направленность деятельности и количество энергии, мобили-зуемой для этой деятельности [10].
А.Г. Ковалев описывает мотивацию как процесс, начинающийся с появле-ния в сознании человека образа предмета, с помощью которого он смог бы удовлетворить свою потребность. Под влиянием этого образа у субъекта воз-никает побуждение (импульс) к действию, которое соотносится с ситуацией (внешние условия) и с установками личности (внутренние условия), что приво-дит, в конечном счете, к постановке цели и выработке плана действий [11].
С.Л. Рубинштейн определяет мотивацию как причинно-обусловленное по-ведение человека в виде переживаний, образов, отношений в результате отра-жения в его сознании окружающей среды. Роль окружающей среды могут вы-полнять учебная, спортивная или рабочая группа, условия деятельности [20].
Подобное представление о мотивации существует у Е.П. Ильина. При формировании потребности, отмечает он, она должна переживаться и быть личностно значима. Это выражается во внутреннем напряжении, беспокойстве человека, возникновении абстрактной цели, которая побуждает к поиску кон-кретного предмета, удовлетворяющего потребность. В сознании вспоминается субъектный опыт контактов с предметами природы, опыт общения и взаимо-действия с людьми [10].
Идет внутренний поиск: субъект ищет предмет удовлетворения потребно-сти во внешней среде, в жизни. Ответ на жизненный вопрос ведет к возникнове-нию в сознании проблемы. Появляется намерение достичь цели, побуждающее к действию, заканчивающееся формированием мотива.
Таким образом, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Ковалев, Е. П. Ильин раскрывают процесс формирования мотива, соответствующий первому подходу к мотива-ции как к процессу, протекающему внутри субъекта под влиянием внешних условий.
Второй подход к мотивации состоит в понимании мотивации как струк-турного образования личности: мотивация – совокупность мотивов поведения и деятельности человека. Такой точки зрения придерживаются Л.С. Выготский, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов., К.К. Платонов и др.
Б.Ф. Ломов определяет мотивацию как совокупность всех мотивов челове-ка в данный момент времени, среди которых выделяет мотив, соответствующий актуальности [13].
Л. С. Выготский говорит о «борьбе мотивов». Это означает, что внутри субъекта из всей совокупности мотивов идет процесс выбора мотива, который «побеждает», становится ведущим мотивом, определяющим поведение и дея-тельность человека [7].
В.Д. Шадриков придерживается мнения, что мотивация обусловлена по-требностями, целями и направленностью личности, уровнем притязаний, идеа-лами, мировоззрением, убеждениями, условиями деятельности как объектив-ными, так и субъективными (уровнем знаний, умений и навыков, способностя-ми, характером) [24].
К.К. Платонов дает такое определение: мотивация - это совокупность стой-ких мотивов при наличии доминирующего, выражающая направленность лич-ности, ценностные ориентации и определяющая ее деятельность. Формируется в процессе воспитания [17].
Второй подход к мотивации связан с мотивационной структурой лично-сти. Потребностно-мотивационная сфера выступает как центр структуризации свойств личности. В общепсихологическом смысле мотивация представляет со-бой совокупность, систему психологических факторов, определяющих поведе-ние и деятельность человека (Л.И. Божович, И.А. Зимняя, А.К. Маркова и др.).
Учебная мотивация – сложный интегральный психический процесс, проте-кающий с учетом внутренних условий – запросов личности ученика и его пси-хологических особенностей – и внешних условий, побуждающих к возникнове-нию мотивов к учебной деятельности. Мотивация – опосредованная процессом отражения субъективная детерминация поведения человека внешней средой (С. Л. Рубинштейн) [20].
Мотивация к учебной деятельности включает, во-первых, понимание моти-вации как процесса создания взрослым дидактических условий для формиро-вания внутренних мотивов учащихся на учебном занятии. Это мотивирование учения взрослым: мотивация «внутри» ученика, побуждающая к деятельности учения на уроке с помощью дидактических средств и знаний психологии лич-ности.
Во-вторых, мотивация к учебной деятельности включает понимание моти-вации как развитие взрослым важнейших структурных элементов мотивацион-ной сферы школьников, определяющих направленность личности: смысл по-знания человеком законов природы и общества, ответственность за применение знаний о природе, научное мировоззрение, ценность и смысл учебной деятель-ности для жизни, самоопределения, сознание значимости моральных норм, го-товность следовать им и духовно-нравственному совершенствованию.
Иначе говоря, мотивация к учебной деятельности – формирование взрос-лым мотивации к учению «внутри» ученика через развитие личностных уни-версальных учебных действий: значимость познания мира для себя и общества, моральное сознание и ориентировка в сфере нравственно этических отноше-ний, самооценку, «Я-концепцию» [8].
Взрослый создает «вне» ученика дидактические условия для формирова-ния мотивации к учебной деятельности. В образовательном процессе взрослый формирует «учебные» мотивы внутри ученика, побуждающие учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования, одновременно развивая ведущие мотивы личности ученика, определяемые ее ценностями, мировоззрением, убеждениями, установками.
Дидактические условия в образовательном процессе – условия, при кото-рых содержание (учебный материал), методы, формы, средства, применяемые взрослым при обучении, выполняют не только социальный запрос общества и государства, но и запрос личности ученика.
Мотивом действий ученика в учебной деятельности, по логике, является стремление достигнуть учебной цели. Внутренними мотивами называются мо-тивы, направленные на овладение содержанием учебного предмета. В этом случае мотив и цель действий ученика совпадают. Внутренний мотив связан с познавательной потребностью. Ученик получает удовольствие от процесса по-знания.
Ученик также обладает мотивами, выходящими за пределы прямых целей учебных действий. Мотив может отделиться от учебной цели и переместиться: на саму деятельность, как это имеет место в игре, где мотив и цель деятельности лежат в ней самой; на один из результатов деятельности, который становится для ученика субъективно важной целью действий. У него как социального субъекта неизбежно в учебную деятельность вплетается социальный мотив, определяемый взаимоотношениями ребенка с окружающей средой (С.Л. Ру-бинштейн) [20]. Социальные мотивы в научных работах часто относят к внеш-ним мотивам.
Внешние мотивы – мотивы, не связанные с содержанием учебного предме-та. Овладение учебным материалом для ученика - не цель, а средство достиже-ния других целей. Это мотивы долга, страха наказания, боязни осуждения кол-лективом, отдельными людьми, получения отличной оценки и награды ради престижа, славы.
Внешние мотивы исходят от потребности ученика быть признанным в сво-ей группе, занять определенное место в общественных отношениях, сдать экза-мен. Для возникновения внутренних мотивов ученику важны содержание учеб-ного материала и организация процесса обучения. Его интересует научно обоснованное содержание, но не абстрактное, а связанное с окружающей сре-дой и опытом жизнедеятельности. Используемые способы, формы, средства обучения соответствуют природным потребностям ученика в общении, любо-пытстве, самостоятельном познании. Если учебный материал представляет ин-терес и личностный смысл для ученика, процесс обучения, организованный взрослым, увлекает и погружает ученика в поиск и преодоление интеллекту-альных трудностей и препятствий в процессе решения задач, то у школьников возрастает успешность учебной деятельности.
При этом учебный материал становится более доступным, легче усваива-ется и лучше происходит его запоминание, формируется умение применить знания при решении не только учебных задач, но, главное, при решении задач в жизненных ситуациях.
В исследованиях установлена связь мотивационных ор