Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что для института административной
ответственности юридических лиц характерно постоянное активное развитие.
Указанное развитие сопровождается непрекращающимися спорами о правовой природе
административной ответственности юридических лиц, определении вины, обоснованности
постоянного увеличения числа составов административных правонарушений,
предусматривающих ответственность юридических лиц, и т.п.
2
Согласно ст. 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее
- КоАП РФ) субъектом административной ответственности может быть юридическое лицо, в случае
если им совершено административное правонарушение.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с
административной ответственностью юридических лиц.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие
административную ответственность юридических лиц, практика их применения, а так же научная
и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы ставится изучение административной ответственности юридических
лиц.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть юридическое лицо как субъекта административной ответственности;
• исследовать правовое регулирование админситративной ответственности юридических
лиц;
• проанализировать вину как основание административной ответственности юридического
лица;
• определить перспективы развития правового регулирования административной
ответственности юридических лиц.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Административная ответственность и ее особенность для юридических лиц
1.1. Юридическое лицо как субъект административной ответственности
Институт административной ответственности юридических лиц, сформировавшийся в нынешнем
виде с принятием действующего КоАП РФ, уже многие годы остается объектом научных
исследований и дискуссий юристов (и не только их). Предметами полемики являются вопросы
юридической обоснованности, социальной необходимости и эффективности его существования.
Как противники, так и сторонники сохранения этого института отмечают его ярко выраженный
фискальный характер. По мнению первых, этим фактически в основном и ограничивается его
предназначение, а сам он является фактором снижения предпринимательской активности.
Сторонники существования административной ответственности юридических лиц утверждают, что
помимо пополнения бюджета этот институт играет важную роль в развитии социальноэкономических процессов в стране, является мощным рычагом государственного регулирования
функционирования организаций с целью развития их предпринимательской и иной деятельности.
Признание административным правонарушением противоправного деяния не только
физического, но и юридического лица (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ) изменило сформировавшееся в
административно-правовой науке представление о субъекте административного
правонарушения, а сформулированное в ч. 2 этой статьи определение вины этого субъекта
деформировало господствующее в юриспруденции представление о содержании вины как
3
психическом отношении лица к совершенному им деянию и его последствиям. По мнению
известных административистов, определение вины юридического лица как непринятие им всех
зависящих от него мер по соблюдению правил, за нарушение которых предусмотрена
административная ответственность, при наличии у него возможности для их соблюдения,
фактически закрепило принцип объективного вменения. Действительно, такое определение вины
юридического лица не содержит ответов на вопросы о том, кем именно не приняты меры по
соблюдению правил (продавцом, нарушившим их, директором магазина, учредителем
юридического лица), сознавало ли виновное лицо реальную возможность в конкретной
обстановке принять конкретные меры по их соблюдению, должно ли оно было в силу
занимаемого в организации положения принять такие меры.
Другими представителями административно-правовой науки предприняты попытки
теоретического обоснования этой законодательной новеллы. Появилась не свойственная
публично-правовой ответственности «поведенческая концепция» вины. Вина, будучи признаком
субъективной стороны состава административного правонарушения, стала рассматриваться в
«объективном смысле» как некая вина с точки зрения правоприменителя, которая обусловлена
объективной стороной правонарушения. Некоторые сторонники такого понимания вины не
отказываются и от признания вины как отношения представителей юридического лица к
противоправному деянию и предлагают «поведенческо-психологическую» концепцию вины.
Однако вопрос о том, как именно руководствоваться этой концепцией в правоприменении,
убедительного ответа у ее авторов не находит. Не более ценной для правоприменительной
практики представляется авторское суждение о том, что юридическое лицо может проявлять
собственную волю и действовать независимо от виновности или невиновности его работников.
Большинство же исследователей связывают вину юридического лица с виной его представителя
(должностного лица, работника). Такой же позиции нередко придерживаются и суды при
рассмотрении дел об административных правонарушениях. И это вполне оправданно.
Административное правонарушение - это противоправное деяние, которое совершается
конкретным человеком (физическим лицом), в данном случае имеющим то или иное отношение к
организации (юридическому лицу). Юридическое лицо не является реальным субъектом
противоправного деяния, поэтому бессмысленны попытки установления его собственной вины. О
какой вине юридического лица можно говорить, если ч. 7 ст. 2.10 КоАП РФ предусматривает
административную ответственность юридического лица, возникшего в результате реорганизации,
независимо от того, было ли ему известно о факте административного правонарушения до
завершения реорганизации? Вина, в каком бы смысле она ни рассматривалась (субъективная или
объективная), не может существовать вне субъекта правонарушения, вне совершенного им
противоправного деяния. В указанной норме предусмотрена возможная ответственность за
деяние, к совершению которого юридическое лицо не только не имеет отношения, но и о факте
совершения которого ему неизвестно. То есть административная ответственность возлагается на
лицо, не являющееся субъектом правонарушения. Да и в иных случаях вряд ли можно говорить о
юридическом лице как о субъекте административного правонарушения. Юридическое лицо - это
правовая фикция, некая условность, а противоправное деяние, как справедливо замечают многие
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок,
внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-
ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N
195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание
законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
4. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249.
5. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» //
Собрание законодательства РФ, 26.12.1994, N 35, ст. 3649.
6. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» // Собрание законодательства РФ, 05.04.1999, N 14, ст. 1650.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П // Собрание
законодательства РФ, 10.03.2014, N 10, ст. 1087.
8. Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2012 N 177-О-О // СПС
«КонсультантПлюс».
9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах,
возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях» // Российская газета, N 80, 19.04.2005.
10. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня
2004 г. N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об
административных правонарушениях» // Вестник ВАС РФ, N 8, 2004.
11. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 1 августа 2005 г. по делу N Ф38-4291/111-
2005 // СПС «КонсультантПлюс».
12. Бондарь Е.О., Фадеева И.В. Проблемы определения вины юридического лица по
законодательству об административных правонарушениях // Современное право. 2016. N 2. С.
105.
13. Воронцова А.А. Административная ответственность // СПС КонсультантПлюс. 2019.
14. Жданова Е.И. Административная ответственность юридических лиц за нарушение
законодательства о защите прав потребителей в административном праве: Автореф. дис. ... канд.
юрид. наук. М., 2014. С. 16, 18.
15. Лыткин А.В. Производство по делам об административных правонарушениях в области
безопасности дорожного движения с использованием результатов применения специальных
технических средств, работающих в автоматическом режиме: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук.
М., 2012. С. 14 - 15.
5
16. Никитин С.В. Проблемы реформирования законодательства об административной
ответственности юридических лиц в сфере экономической деятельности // Закон. 2016. N 3. С. 102
- 108.
17. Россинский Б.В. Некоторые проблемы и перспективы развития административной
ответственности // Административное право и процесс. 2017. N 6. С. 38.
18. Россинский Б.В. Почему в Российской Федерации утвердился институт административной
ответственности юридических лиц и пришло ли время его ликвидировать? // Административное
право и процесс. 2018. N 1. С. 5 - 13.
19. Смирнов Н.Н. Юридическое лицо как субъект ответственности: общие вопросы права:
Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2014. С. 18, 20.
20. Смоляков П.Н. Ответственность юридических лиц // СПС КонсультантПлюс. 2019.
21. Соловей Ю.П. Законы Мерфи в творчестве Б.В. Россинского // Вестник Омской
юридической академии. 2017. Т. 14. N 2. С. 74.
22. Солдатов А.П. К вопросу об административной ответственности юридических лиц //
Общество и право. 2012. N 5(42). С. 223.
23. Соловей Ю.П. К вопросу о реформе законодательных основ административной
ответственности // Законодательство об административных правонарушениях: современное
состояние и пути совершенствования: Материалы заседания круглого стола. Тула: Аквариус, 2014.
С. 38.
24. Сорокин В.Д. Комментарий избранных мест Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях // Юридическая мысль. 2002. С. 25 - 26.
25. Сорокин В.Д. Парадоксы Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях // Административное право и процесс. 2014. N 3. С. 4 - 11.
26. Стахов А.И. Степень вины как специальный критерий индивидуализации
административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей //
Вестник Омской юридической академии. 2017. N 4. С. 89.