Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Теоретико-методологические основы физической культуры и спорта как
важнейших явлений в социуме подлежат серьезному научному анализу в любом
государстве, поскольку одна из главных его целей - это здоровая нация. В
последнее время на уровне высших органов государственной власти пришло
понимание того, что пропаганда и формирование здорового образа жизни
являются альтернативой девиантному и асоциальному поведению граждан
(наркомания, алкоголизм, табакокурение и т.д.).
Отнесение физической культуры и спорта к достаточно специфичным видам
деятельности людей, которые в свете происходящих в мире спорта в последнее
время приобретают особую актуальность.
В сфере физической культуры реализуются потребности человека различного
уровня и порядка (в образовании, воспитании, отдыхе, науке).
Эти потребности создают предпосылки для «специализации» различных видов
физической культуры (спортивная деятельность, физическое воспитание,
лечебная физическая культура) и тем самым определяют ее структуру,
компонентный состав.
Все потребности, связанные с физической культурой, можно свести, по мнению
Давиденко Д.Н., Зорина А.И., Борилкевича В.Е. и др., в четыре группы:
1. Потребности в оптимальном для обычной жизнедеятельности человека
разностороннем развитии физических способностей, двигательных навыков,
укреплении здоровья и физкультурном (непрофессиональном) образовании. Они
реализуются в семье, дошкольных и школьных учреждениях, вузах, в системе
физической подготовки личного состава вооруженных сил, в системе
профессионально-прикладной физической подготовки.
2. Потребность в активном отдыхе, переключении деятельности, получении
удовольствия от движений, закаливании и др. Она удовлетворяется в процессе
физической рекреации (зарядка, аэробика, бег трусцой, игры, прогулки и т.п.).
3
3. Потребность в использовании физических упражнений для быстрейшего
восстановления функций органов и частей тела, сниженных или временно
утраченных в результате травм и заболеваний. Она реализуется в процессе
двигательной реабилитации (специальные физические упражнения, массаж,
водные и тепловые процедуры).
4. Потребность в соревновательной деятельности, в самоутверждении
личности через высшие достижения, в исследовании и раскрытии биологических
резервов и адаптационных возможностей человеческого организма на
предельных уровнях. Реализуется в сфере спорта.
В связи с этим целью нашего исследования является: изучение единства
биологического и социального в спорте.
Объект исследования: соотношение биологического и социального в человеке в
спорте.
Предмет исследования: спорт, как социально-биологическая закономерность.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть целостность организма человека как социальнобиологическая закономерность.
2. Выделить соотношение биологического и социального в человеке.
3. Проанализировать учение о сенситивных периодах.
4. Рассмотреть физическую культуру и спорт как факторы социализации
личности.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по тем исследования.
ГЛАВА 1. НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ЧЕЛОВЕКА
1.1. Целостность организма человека как социально-биологическая
закономерность
В последние годы становится все очевиднее необходимость изучения биологии
человека. Успехи генетики не разрешили и не могут разрешить многих насущных
задач проблемы человека, поскольку генотип не равняется биотипу и не
объясняет всех особенностей онтогенеза. Как указывает Т.В. Карсаевская ,
именно взаимодействие социального и биологического создает, обеспечивает
относительную независимость онтогенеза от генотипа. Кроме этого, по мнению
Т.Н. Алексеевой (1979), выраженный интерес к социальной природе
человечества, к основным этапам его формирования, к этнической истории также
способствовал тому, что на долгие годы были отодвинуты в тень исследования
биологических закономерностей, в проявлении которых значительная роль
принадлежит влиянию среды обитания человеческих популяций.
По мнению А.В. Яблокова, биология всегда была основой для решения множества
практических задач, в частности, медицины и физического воспитания.
Центральным в современной биологии являются проблемы реализации
наследственной программы становления форм и функций целостного организма,
продолжительности жизни и закономерностей старения, решение которых
возможно только в рамках изучения онтогенеза и, как мы считаем, это может
стать важнейшей составной частью теории здоровья.
Согласно современным представлениям, онтогенез - это индивидуальное
развитие организма, совокупность последовательных морфологических,
физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом
от момента его зарождения до конца жизни: рост, т. е. увеличение массы тела,
его размеров, дифференцировка тканей всех органов и систем. Онтогенез и
филогенез - неразрывные и взаимообусловленные стороны единого процесса
развития живой природы.
Новые в эволюционном отношении признаки возникают в онтогенезе, но лишь те
4
из них, которые способствуют лучшему приспособлению организма к условиям
существования, сохраняются в процессе естественного отбора и передаются
последующим поколениям, т. е. закрепляются в эволюции. Успехи, достигнутые в
исследовании антропогенеза, в медицинской генетике, не могут заменить
необходимости комплексного подхода к изучению биологии человека, ибо
изучение закономерностей индивидуального развития человека, создание теории
онтогенеза - это создание, науки не только о человеке, но и для человека. Ведь
только познав свою биологическую природу в целостности и динамике
жизненного цикла, во взаимосвязи с различными факторами внешней среды,
человек может целенаправленно использовать эти знания в формировании
своего здоровья и управлении им.
Индивидуальное развитие, проявляясь последовательным протеканием
отдельных периодов жизни и развертываясь во времени, подчиняется в целом
однонаправленному действию фактора времени. Этапы онтогенеза
характеризуются гетерохронностью, неравномерностью во времени развития
отдельных функциональных систем организма. Г етерохронность инволютивных
процессов, неравномерность в развертывании отдельных этапов онтогенеза как
внутренние противоречия развития обусловливают различные варианты
длительности жизни - от преждевременного старения в одних случаях, до
долголетия в других (Н.Б. Маньковский и др., 2015). В настоящее время нет
общепризнанной периодизации онтогенеза человека, хотя между различными
предложенными схемами много общего. Выделяют следующие периоды:
внутриутробный, новорожденности, грудной, «нейтрального» детства, полового
созревания (пубертатный), юношеский, среднего, пожилого и старческого
возраста и долгожительство.
Анализируя современное состояние вопроса об индивидуальном развитии
человека, следует отметить, что онтогенез человека до настоящего времени еще
недостаточно изучен в последовательной смене возрастных этапов и
определяющих их закономерностей. Имеющееся в настоящее время большое
количество работ по исследованию различных сторон онтогенеза касается
конкретных возрастных этапов, но не охватывает весь жизненный цикл. В то же
время современная наука требует изучения онтогенеза как целого, выявления
объективных законов индивидуального человеческого существования и новых
тенденций, вносимых развитием общества.
Одним из основополагающих в учении об индивидуальном развитии следует
считать положение о соподчиненности этапов онтогенеза, а не
рядоположенности. Это значит, что при всем многообразии, и неравномерности
каждый этап формирует новые качества, превращающиеся в базис следующего
этапа развития. Поскольку изменения на каждом из этапов онтогенеза могут
различным образом воздействовать на дальнейшее развитие индивида,
правомерно поставлен вопрос о существовании зависимости между так
называемым «стартом» и «финишем» жизненного пути человека, т. е. влияния на
тип старения (преждевременного, физиологического, долгожительства) периода
юности и молодости, так как помимо генетических, вызывающих нормальное или
аномальное развитие особей необусловленных филогенетически, существует
множество внешних причин, в той или иной степени направляющих онтогенез.
Одной из наиболее общих характеристик онтогенеза является
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. М. 2013 .
2. Акчурин Б.Г. Телесность как проявление человеческого потенциала и как
валеологическая ценность // Теория и практика физической культуры. 2015. № 6.
С. 50-52.
3. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровья человека. - СПб.,
5
2012.
4. Аристотель. Политика. Метафизика. Аналитика: [пер. с древнегреч.]. М.:
Эксмо ; СПб.: Мвдгард, 2018. С. 403.
5. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности
индивидуального развития. М.: Наука, 2012.
6. Барабанова В. Б. Спорт как проекция культурных смыслов // Философия
права. 2017. № 2. С. 81 - 84.
7. Быховская И. М. Культурные индустрии: теории и практики в контексте
современных социальных трансформаций: материалы круглого стола /Научнопрактический и методический журнал «Вопросы культурологии». 2013. № 4.
8. Граевская Н.Д., Долматова Т.И. Спортивная медицина. Ч. I. Учебное
пособие. - М.:Советский спорт, 2014.
9. Гумбрехт Х. У. Похвала красоте спорта / Пер. с англ. В. Фещенко. – М.:
Новое литературное обо-зрение, 2019.
10. Давиденко Д.Н., Мозжухин А.С. Функциональные резервы адаптации
спортсмена. - Л., 2015.
11. Дидро Д. Сочинения: в 2 т. М., 1986. Т. 1. С. 142.
12. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984. С. 38.
13. Карсаевская Т.В. Прогресс общества и проблемы целостного
биосоциального развития современного человека. Социальные и биологические
основы физической культуры: Учебное пособие/ Давиденко Д.Н.,Зорин А.И.,
Борилкевич В.Е. и др. - Изд-во С.- Петербург.ун-та, 2011.
14. Ленк Х. Спорт как современный миф // Разум и экзистенция. Анализ
научных и вненаучных форм мышления. СПб., 1999.
15. Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания / под
ред. М.П. Ивановой. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998.С. 7.
16. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М: «Наука», 2011.
17. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия : пер. с фр. / под ред. И. С.
Вдовиной, С. Л. Фокина. СПб.: Ювента: Наука, 1999. С. 196.
18. Морган У. Философия спорта. Исторический и концептуальный обзор и
оценка ее будущего //Логос. 2016. № 3 (54).
19. Морган У. Философия спорта. Исторический и концептуальный обзор и
оценка ее будущего II Логос. 2016. № 3 (54). С. 149.
20. Павлов Е.В. Феномен спорта в контексте цивилизационных процессов //
Вестник Томского государственного университета. 2017. № 301. С. 29 - 30.
21. Передельский А. А. Физическая культура и спорт в современных условиях:
единство и многообразие //Научно-теоретический журнал «Теория и практика
физической культуры». 2011. № 9
22. Платон. Собр. соч : в 4 т. М.: Мысль, 1993. Т. 1. С. 81.
23. Спортивная физиология. Учебник для институтов физической
культуры./Под ред. Я.М. Коца. - М., 2016.
24. Физиологические основы здоровья./Под.ред. Р.И. Айзмана и А.Я. Тернера. -
Новосибирск: Издательская компания «Лада», 2011.
25. Физиология человека. Т.3. пер.с англ./Под ред. П.Г. Костюка. - М: «Мир»,
2016.
26. Флоренский П. Органопроекция // Декоративное искусство. 1969. № 12. С.
42.
27. Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Диалектический материализм и
теоретические основы медицины. М.: Медицина, 2016.
28. Шмальгаузен И.И. Организм как целое в индивидуальном и историческом
развитии. М.: Медицина, 2012.
29. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. - Новосибирск, 2013.