Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Период от победы Октябрьской революции 1917 г. до конца 1930-хгг. советские обществоведы определяли как переходный от капитализма к социализму. Вывод о построении социализма в это время стал аксиомой исторической науки.
Однако этот, казалось бы, решённый вопрос во второй половине 1980–начале 1990-хгг. стал предметом острых дискуссий в исторической, политической, публицистической литературе. Началась переоценка ценностей, появились новые суждения о сущности переходного периода и его итогах. Большинство обществоведов отказались от утверждения о построенном социализме и стали выдвигать различные точки зрения: социализм начал строиться, но был деформирован в конце 1920-х–1930-егг.; построен был казарменный социализм, феодальный социализм, тоталитарный социализм. Если в середине 1980-хгг. преобладало утверждение о деформациях социализма, то в конце 1980–начале 1990-хгг. этот вывод сменился иным: социализм построен не был, а была создана сталинская модель социально-экономического устройства, одной из основных опор которой являлось насилие.
Гражданская война и ее последствия определили дальнейшую историю Российского государства, они доныне ощущаются в политической, экономической и духовной сферах жизни нашего общества. Закономерно, что революционные потрясения 1917 г., Гражданская война, их причины – темы, постоянно привлекающие внимание как отечественных, так и зарубежных историков.
История 1920–1930-хгг. оценивается неоднозначно: в ней переплелись ложь, одурманивание народа, уничижение личности, потоки крови, с одной стороны, и великие свершения: индустриализация страны, создание большой науки, героика труда, социальный оптимизм, лучезарные надежды на будущее – с другой.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса развития национальных школ на Дальнем Востоке РСФСР в 1922-1941 гг.
Задачи:
1) Характеристика состояния школьного дела малочисленных народов Дальнего Востока после Гражданской войны и интервенции;
2) Описание вопроса создания нового алфавита языков коренных народов Дальнего Востока РСФСР;
3) Изучение вопроса ликвидации неграмотности коренного населения.
Объектом исследования является вопрос развития национальных школ на Дальнем Востоке с 1922 по 1929 гг.
Предмет исследования – особенности становления школьного дела малочисленных народов по окончанию Гражданской войны.
Глава 1. Восстановление школьного образования коренных народов в период 1922-1929 гг.
1.1. Состояние школьного дела малочисленных народов по окончанию Гражданской войны и интервенции
Политика Советского государства в области образования определялась задачами социалистического строительства, выраженными в программных документах коммунистической партии.
Системе образования отводилась важная роль в механизме социальной мобильности общества и адаптации его к новым политическим и экономическим реалиям, а реформа образования становилась одним из приоритетных направлений программы советской модернизации России.
В этой связи национальная система образования как объект политического воздействия со стороны государства переживала в20–30-егг. ХХ в. важные трансформации, коренным образом менявшие её традиционный облик.
В силу затянувшихся военных действий на Дальнем Востоке стартовые условия советской образовательной реформы оказались здесь довольно сложными. Ко времени окончания Гражданской войны система образования находилась в кризисе, характерными чертами которого были сокращение финансирования и разрушение школьной сети.
В 1921 г. доля народного образования в общем бюджете Дальневосточной республики упала до 1,4% . К осени 1922 г. количество общеобразовательных школ на юге региона уменьшилось на 39%, на Камчатке вдвое . В результате военных невзгод и материальной нужды сократилась численность дальневосточного учительства, изменился его половозрастной состав за счёт убыли учителей-мужчин.
В 1922 г. из 1800 оставшихся в школах Приморья учителей 75% составляли женщины, а половина учителей Камчатки занимались другими видами работ .
В 1922–1923 гг. скопилась огромная задолженность государства перед работниками образования по заработной плате. На некоторых территориях она составляла 7–10 месяцев .
После воссоединения ДВР с Советской Россией остались нерешённые в прежние годы задачи: завершение реформы общего образования, реформирование профессиональной школы, укрепление материальной базы учебных заведений.
Задача интеграции учебной сети региона в образовательное пространство Советской России возлагалась на Дальневосточный отдел народного образования (Дальоно) во главе сбывшим министром просвещения ДВР М.П. Малышевым. На местах руководящие функции передали губернским, уездным и районным отделам народного образования (губоно, уоно, роно), сформированным в декабре 1922 г.
Правовую основу образовательной политики в регионе составляли декрет «О Единой Трудовой Школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (положение)», «Декларация об основных принципах Единой Трудовой Школы» 1918 г. и соответствующие положения об основах школьного дела в Советской России, зафиксированные в новой программе РКП(б), принятой VIII съездом коммунистической партии в 1919 г.
Данные нормативные акты узаконили унификацию системы образования на основе замещения школ разного типа единой трудовой школой (ЕТШ) в составе I и II ступеней, вводили совместное обучение детей обоего пола; содержали положения с гарантией равных прав для всех граждан Советской России на получение светского, бесплатного и обязательного образования (независимо от их сословной, национальной и религиозной принадлежности), а также обязательства государства по материальной поддержке учащихся и подготовке «...новых кадров работников просвещения, проникнутых идеями коммунизма» .
Провозглашение целью советской школы формирование человека новой эпохи, «способного окончательно установить коммунизм», определило тесную связь системы образования с идейно-политическим компонентом .
Новые идеи транслировались в советскую школу через содержание учебных программ и учебной литературы, в основу учебно-воспитательного процесса были положены коммунистическое воспитание, трудовое и политехническое обучение.
Введение школьного самоуправления меняло старый иерархический принцип управления учебными заведениями. Таким образом, из «...орудия классового господства буржуазии» школа трансформировалась «...в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества» .
В 1922 г. в пределах Дальневосточной области наряду со школами I и II ступени ещё оставались и действовали почти все типы школ, имевшиеся в дореволюционное время: начальные школы (с 3-летним и 4-летним курсом обучения), 2-классные училища (с 5-летним и 6-летним курсом), высшие начальные училища (с 3-летним и 4-летним курсом), а также средние учебные заведения (мужские и женские гимназии и прогимназии, реальные и коммерческие училища).
Разные типы школ занимались по своим учебным планам и программам, не согласованным между собой, что создавало массу затрат при переходе учащихся из одной школы в другую и непроизводительным бременем ложилось на истощённые за годы войны местные бюджеты. По утверждённому Дальревкомом плану формирования государственной сети школ была проведена коренная реорганизация всей системы народного образования в соответствии с положениями нормативных актов 1918–1919 гг.
Зимой 1922–1923 г. все разнообразные типы учебных заведений заменили единым типом образовательного учреждения по формуле 4 + 3 + 2, в соответствии с которой курс обучения в школах I ступени составлял 4 года, а в школах II ступени – 5 лет. При этом школа II ступени делилась на два концентра с продолжительностью обучения три года в первом и два года – во втором.
Таким образом, школа I ступени по уровню образования соответствовала начальной школе, а школа II ступени в зависимости от концентров – неполной средней и средней школе с 7-летним и 9-летним уровнями образования соответственно.
Сеть школ I ступени формировалась на базе начальных классов средних учебных заведений (гимназий и прогимназий, кроме учительских семинарий и профессионально-технических училищ) и бывших 1-классных и 2-классных начальных училищ; старшие классы средних школ переформатировали в школы II ступени, статус школ II ступени получили также и бывшие высшие начальные училища .
Совместное обучение девочек и мальчиков ввели во всех классах школ I ступени. В школах II ступени совместное обучение продолжалось там, где оно уже имело место, и заново вводилось только в первом классе второго концентра, в остальных же классах первого и второго концентров продолжалось раздельное обучение. Совместное обучение, делая систему образования более демократичной, при этом удешевляло её содержание.
В целях упорядочения экономики народного образования реорганизация сети общеобразовательных школ включала также проведение районизации школ для более равномерной группировки учащихся; более рационального распределения школ II ступени по губерниям с укомплектованием их (как и школ I ступени) по определённым нормам, что сократило общее число классов с 276 до 174 . Переход от разнотипности к единой школе, перегруппировка школ и учащихся дали существенную экономию средств. К примеру, в Приморском крае содержание начальных школ снизилось на 20% и на 35% школ повышенного типа .
Структурирование единой школы в составе I и II ступени завершилось в течение января 1923 г. По данным председателя Дальревкома Я. Б. Гамарника, только в Приморской губернии к 1924 г. уже работали 558 школ I ступени и 27 школ II ступени .
Возобновили работу некоторые школы, открытые до революции для коренных народов на Амуре, Камчатке, Чукотке, Охотском побере
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) 50 лет Советскому Приморью: Хроника событий: 1917–1967 гг. - Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1968.
2) Ахметова А. В. Социокультурные процессы аборигенного населения Дальнего Востока в 1930 – первой половине 1940-х гг. // Четвертые архивные научные чтения имени В. И. Чернышевой: Материал Всерос. науч.-практ. конф. «Дальний Восток России: историческое наследие и современность». – Хабаровск: КГУП «Хабаровская краевая типография», 2012. С. 218-221.
3) Белоглазова С.Б. Культура Дальнего Востока России в условиях общественных трансформаций 20–30-х годов ХХ в.: очерки истории. - Владивосток: Дальнаука, 2001
4) Берёзкина Н.И. Это нашей истории строки. - Владивосток: Уссури, 1999
5) Дальневосточный государственный университет: история и современность. 1899–1999. - Владивосток: Изд. Дальневост. ун-та, 1999.
6) Дальний Восток России в эпоху советской модернизации: 1922–начало 1941года/под общ. ред. чл.- корр. РАН В.Л. Ларина; отв. ред. Л.И. Галлямова. (История Дальнего Востока России. Т.3. Кн. 2). – Владивосток: Дальнаука, 2018. – 656 с.
7) Дубинина Н.И. Дальний Восток Яна Гамарника: документ.-историч. повествование. - Хабаровск: КГУП «Хабар. краев. тип.», 2011.
8) Зибарев В. А. Большая судьба малых народов. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1972. С. 81.
9) Иващенко Л. Я. Современные российские просветители и исследователи дальневосточных народностей Севера. – Владивосток: Дальнаука, 1996.
10) Исаева Т.С. Дальневосточный революционный комитет – чрезвычайный орган власти на Дальнем Востоке (ноябрь 1922–март 1926 года): дис. ... канд. ист. наук. Владивосток, 1970.
11) Кузнецов М.С. Борьба партийных организаций Дальнего Востока за становление советской культуры (1922–1927 гг.). - Томск: Наука, 1978.
12) Культурное строительство на Дальнем Востоке (1917–1941 гг.): документы и материалы. - Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1982.
13) Севильгаев Г.Ф. Народное образование на Дальнем Востоке России XVIII в. –30-егг. XX в. - Барнаул: ОАО «Алтайский полиграф. комбинат», 2001.
14) Советский Дальний Восток в периоды восстановления и реконструкции народного хозяйства, победы социализма в СССР (ноябрь 1922–1937 гг.). - Владивосток: ИИАЭ ДВНЦ АН СССР, 1977.
15) Хабаровск: 1853–1983: очерк истории. - Хабаровск: Хабар. кн. изд-во, 1983.