Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования.
В процессе своей жизнедеятельности людям часто приходится участвовать в различных формах социальной напряженности, перерастающих иногда в экстремальные ситуации, приобретающие характер массовых беспорядков. Последние, как правило, связаны с возможностью образования толпы и наиболее часто возникают во время митингов, демонстраций, спортивных соревнований, шоу-представлений и т. д.
Толпа очень переменчива. Это можно заметить, переходя из самой кровавой свирепости к героизму. Но, к сожалению, толпа больше способна на жертвы и не адекватные действия. Как противостоять этому – актуальный вопрос современного общества.
Феномен массы - один из тех феноменов, которые исследуются с позиций разных наук: психологии, ярким представителем работ посвященных анализу «масс» стал Карл Густав Юнг [15]; с точки зрения социологии отличились работы Г. Лебона [3], Д. Ольшанского; философии: избранные работы X. Ортега-и Гассет; в педагогики были исполосованы труды С. Сигеле и Г. Тарда.
С точки зрения социологии и психологии, масса рассматривается и как толпа, которая живет слухами, обладает неким "коллективным бессознательным", способностью к психологическому "заражению". Тонкая грань между массой и толпой определяется тем, что под толпой, чаще всего, понимается скопление народа, масса людей, между которыми существует физический контакт.
Степень научной разработанности отмечена значительным числом научных и научно-практических работ по данной тематике, таких российских и зарубежных авторов как: Г. М. Андреева, Б. А. Грушин, А. Л. Журавлев, А.А. Зиновьев, М. С. Каган, А. М. Эткинд, Э. Канетти, Л. Конрад, Г. Лебон, С. Московичи, А. П. Назаретян, Д. В. Ольшанский, К.Роджерс,М.А.Хевеши.
Предмет исследования: толпа при массовых общественных беспорядках.
Объект исследования: поведение человека в толпе при массовых общественных беспорядках.
Цель исследования: Изучить психологические особенности толпы при массовых общественных беспорядках.
Данная цель будет реализована через такие задачи, как:
1.Изучить теоретические аспекты психологии толпы;
2.Охарактеризовать факторы формирования толпы и психологические типы;
3. Дать характеристику и причины возникновения массовых беспорядков;
4. Подобрать методики и методы на выявление психологических типов, провести исследование и обработать результаты.
База исследования: Студенты ВУЗа.
Методы исследования: теоретический анализ; диагностика (тестирование, анкетирование), эксперимент.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Теоретические аспекты психологии толпы
1.1. Аспект психологии толпы
Психология толпы изучает отличия между поведением индивидуумов в массовом скоплении народа и в относительном одиночестве. Этот раздел социальной психологии актуален для изучения, поскольку массовое скопление людей может быть опасным и непредсказуемым.
Толпа – это организм, который обладает сердцем, ритмом, дыханием. Когда большой группой людей движут одни эмоции, одна цель, управлять ею практически невозможно. Поведение толпы привлекает внимание не только из-за особенностей, но и из-за рисков получить травму. История знает немало случаев, когда в большом скоплении народа были насмерть затоптаны люди.
В чем же заключаются особенности психологии толпы, каковы ее признаки и структурные характеристики, виды и способы управления – разберемся в этой статье.
Поведение людей изучали с древних времен, а психология толпы и массовых беспорядков вызывала и вызывает особый интерес.
Масса людей обладает огромной силой, которую практически невозможно контролировать. В этом состоит ее главная психологическая особенность: каждого отдельно взятого индивидуума можно заставить подчиняться, но повелевать большой группой людей крайне трудно.
В отдельных случаях большое скопление людей управляемо, если народ следует за лидером. Например, полк солдат, идущий за своим командиром, нельзя назвать толпой. Бесструктурное собрание множества людей не сравнить с дисциплинированными солдатами, подчиняющимися приказам. Однако сильный оратор, способный собрать последователей, в состоянии управлять ими.
Еще одна психологическая особенность – изменчивость мнения. Скажем, человек придерживается определенных взглядов на семейные отношения, в которых жена должна сидеть дома и вести хозяйство. Но он попадает на митинг, в котором требуют разрешить женщинам работать. Не исключено, что этот человек пройдет мимо, но есть большая вероятность попадания в бушующую толпу и поддержания ее интересов.
Попадание в скопление народа может сопровождаться неистовым желанием скорее ее покинуть, поскольку ощущать чьи-то прикосновения, пусть случайные, может быть крайне неприятно. Но есть и такие категории людей, которым нравится общественное движение, и они готовы постоянно участвовать в подобных столпотворениях.
Эффект толпы в психологии рассматривается достаточно подробно, при этом данный феномен продолжает изучаться.
Рассмотрим такое понятие как «Феномен психического заражения».
Слово «заражение» связано не только с физическими заболеваниями, но и с психическим состоянием. Так, психическим заражением считается передача эмоционального и психологического настроя от одного человека другому. Иногда передача осуществляется от одного человека сотням других людей. Механизм «заражения» хаотичен и не подчиняется никаким законам. Сравнить его можно разве что с эмпатией – эмоциональным сопереживанием.
Психическое заражение, как и эмпатия, может быть передано без личного контакта между индивидуумами. Например, группа людей посмотрела фильм про нападение пауков и теперь всем им кажется, будто по телу кто-то ползает. Это необычное состояние доходит до крайностей, когда обычная мнительность перерастает в панику.
Интегративная функция психического заражения используется для сплочения коллектива. К примеру, по утрам на работе проводится планерка, в процессе которой начальство задает позитивный настрой сотрудникам на весь день. Эта функция используется и для повышения внушаемости людей: группам включают убедительные речи агитатора и со временем все ее участники начинают охотно верить каждому слову.
Экспрессивная функция используется при проведении массовых мероприятий. Например, собирается бесструктурная группа людей: каждый со своими эмоциями и переживаниями, проблемами и трудностями. Ведущие праздника/митинга/концерта заражают пришедших отличным настроением и спустя 20 минут публика бессознательно подпевает песням и двигается в такт музыке.
При попадании в толпу важно сохранять адекватность и понимать, с какими целями вы сюда пришли.
Оказываясь в толпе, человек заражается ее настроением. При этом абсолютно не имеет значения, какое эмоциональное состояние у него было до присоединения к новому обществу. Веселый расслабленный индивидуум, попадая в разъяренную злую толпу, подхватывает кричащие лозунги и повторяет за всеми. Угрюмый и расстроенный человек, приходя в позитивную радостную публику, заражается ее положительным настроем.
Иначе говоря, человек утрачивает рациональный контроль над своим психическим и эмоциональным состоянием, легко поддаваясь действию большинства. Нет четкого понимания, как избежать такой податливости. Единственное, что убережет вас от подражания толпе – избегание подобных скоплений людей.
Утрата рационального контроля чревата не просто сменой настроения, но и серьезными последствиями. В качестве примера можно привести древние обряды сожжения ведьм. Даже уверенный в невиновности женщины человек поддается всеобщему гневу и активно подбрасывает палки в огонь. После случившегося могут нахлынуть сожаление, грусть, отчаяние – и все это влияние толпы.
Каждый новый член сообщества увеличивает массу публики и ее разрушительную силу, однако откуда-то она должна брать начало.
Образование толпы может происходить двумя способами: случайным и целенаправленным.
В первом случае к столпотворению ведет внезапно случившееся событие. Это может быть авария, нападение, выступление уличных артистов, распродажа товаров по низким ценам. Известно, что крупная акция «Черная Пятница» из года в год приводит к скоплению масс людей в точках продаж. Несколько раз в «табунах», несущихся навстречу скидкам, были насмерть затоптаны люди.
Во втором случае зачинщики столпотворения создают ажиотаж
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. – М., 1998. – 517
2. Денисова, Ю.В. Социальная психология. / Ю.В. Денисова, Е.Т. Имашева. - М.: Омега-Л, 2018. - 64 c.
2. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, 2017. - 176 c.
3. Лебон, Г. (1896) Психология народов и масс. СПб. : Изд-во Ф. Павленкова, 1985. - 329 с
4. Методика Ш. Шварца (Ценностный опросник (ЦО) Шварца. / Тест ценности Шварца)./http://psycabi.net/testy/322-test-tsennosti-shvartsatsennostnyj-oprosnik-tso-shvartsa-metodika-shvartsa (дата обращения: 09.03.2020)
5. Овчарова Р.В. Практикум по социальной психологии. – Курган, 2012.
6. Публика и толпа: Этюд Габриэля Тарда / Пер. Ф. Латернера. – СПб.: Б-ка бывш. Иванова, 1899. – 48 с.
7. Сапрыгина С.А. Организационно-педагогические условия формирования нравственной ответственности будущего бакалавра в процессе профессионально-культурных практик // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 51-5. – С. 386-393.
8. Смирная А.А. Приобщение будущего специалиста социальной работы к социально-педагогическим ценностям: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.08. – Чита, 2008.
9. Смирная А.А. Учебно-исследовательская работа обучающихся в образовательном пространстве: учебно-методическое пособие. – Красноярск, 2016.
10. Социальный конформизм. Опыты Соломона Аша. – Режим доступа: http://www.sektam.net/forum/ topic/893
11. Социальная психология для бакалавров: Учебник / Под ред. Руденко А.М.. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 223 c.
12. Социальная психология. (ВПО). / Под ред. Сухова А.Н., Деркача А.А. - М.: Academia, 2019. - 162 c.
13. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я. – М., 1998
14. Юферев С.С. Исполнительская культура будущего бакалавра как предмет психолого-педагогического анализа // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – Красноярск. – 2015. – № 3 (33). – С. 216-219.
15. Юнг К.-Г. Архетип и символ. – М., 1991