Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность изучения данной темы обуславливается важностью исследования регулирования
экономики регионов, поскольку от правильности составления программ, от рациональности
выбора целей экономического развития, установленных в той или иной программе (в том числе в
федеральной, муниципальной или местной), от точности определения индикаторов и показателей
результатов их реализации, от мониторинга и контроля за эффективностью их исполнения,
зависит результативность развития региона.
На сегодняшний момент система управления региональными территориями, их экономическое и
социальное развитие характеризуется следующими процессами: экономическая, в том числе
производственная, инновационная, инвестиционная самостоятельность регионов усиливается, и
преобразования в социально-экономической жизни регионов смещаются с федерального на
региональный уровень.
Указанное предопределяет необходимость внедрения механизмов регионального планирования,
регионального управления при учете факторов внешней и внутренней среды конкретной
территории; сегодня в наиболее важных отраслях производства управление смещается в пользу
частного капитала, что актуализирует, в свою очередь, разработку косвенных стратегических
инструментов государственного регулирования экономической системы регионов;
функционирование Российского государства как социального, что, в свою очередь, требует
создания на региональной территории условий, которые обеспечили бы благосостояние
регионального населения и пр.
Цель исследования - особенности экономики региона как объекта управления: системный подход
и возможности моделирования социально-экономического развития Романовского сельского
поселения Волгодонского района Ростовской области.
Задачи исследования:
исследование теоретических основ формирования экономики региона;
провести анализ эффективности социально-экономического развития Романовского
сельского поселения Волгодонского района Ростовской области;
разработка рекомендаций.
Объект исследования - экономическое развитие Ростовской области.
Предмет исследования – особенности экономики региона как объекта управления.
Методология исследования. Для выполнения указанных задач использованы такие методы
исследования как: анализ научной литературы, синтез, обобщение и систематизация материалов
исследования, методы математической обработки результатов исследования, сравнение и
анализ, нормативный подход, эмпирико-теоретический общенаучный метод – описание,
графический и табличный способы, метод экономико-статистического анализа.
Информационно-эмпирическая база. Информационно-эмпирическая и нормативная база
формировалась на основе данных законодательных и иных нормативных правовых актов,
справочно-статистических данных и аналитических материалов Министерства финансов РФ, а
также информационных ресурсов сети Интернет и проведенных исследований.
4
1.Теоретико-методические основы изучения экономики региона
1.1.Понятие и сущность экономики региона
Регион как социально-экономический комплекс и объект управления включает следующие
элементы, характеристики которых и определяют развитие региона и направления планирования
его развития.
Это:
региональная система хозяйствования, которая включает инфраструктуру региона, в том
числе инновационную. Фактически эта система и обеспечивает жизнедеятельность региональной
территории и благосостояние населения;
производственный комплекс региона. Этот элемент социально-экономического комплекса
региона объединяет все отрасли материального производства и, соответственно, объем
производимого валового регионального продукта ;
агропромышленная составляющая социально-экономического комплекса региона, которая
объединяет сельское хозяйство, лесное хозяйство региональной территории, имеющиеся на
территории региона природные ресурсы как источники богатства региона;
социальная область региональной территории, которая опосредует процессы
воспроизводства населения, создания условий для всестороннего развития личности;
финансово-экономический элемент социально-экономического комплекса региона
обеспечивает финансовые связи региона с другими уровнями административнотерриториального деления страны и вопросы бюджетирования региональной системы
управления;
область управления регионом объединяет систему федеральных, региональных и
муниципальных органов публичного управления, которые функционируют и решают свои задачи
на территории региона.
Каждый из названных элементов социально-экономического комплекса региона включает
несколько подсистем, которые также могут быть выделены по отрасли хозяйства, например,
транспорт, торговля, промышленность и пр., или по предмету управленческого воздействия,
например, экономика, финансы и пр.
Еще одним фактором развития регионального планирования выступает эффективность
управления регионом, которая связывается с профессионализмом и эффективностью
деятельности должностных лиц и государственных или муниципальных служащих,
обеспечивающих функционирование системы управления регионом, и эффективностью
разработки и реализации проектов и программ социально-экономического развития
региональной территории.
Стратегическое региональное управление должно основываться на научно обоснованных и
проверенных практикой публичного управления программно-целевых методах и предусматривать
стратегическое и локальное (оперативное) планирование, а, кроме того, предусматривать
5
индикаторы и показатели для оценки эффективности функционирования системы публичного
управления и удовлетворенности населения региона таким управлением .
Еще одним фактором, определяющим развитие регионального планирования, является внешняя
и внутренняя среда региональной территории. Для развития регионального планирования
необходимо исследование внешней среды на основе комплексного подхода, учитывающего
социальные, технологические, экономические и политические характеристики макросреды.
Также необходим комплексный анализ ресурсного обеспечения региона, отдельных элементов
социально-экономического комплекса региона и конкурентных преимуществ регионов и пр.
Выбор пути развития региона должен опираться на: внешние факторы, которые определяют
уровень социально-экономического развития государства, федерального округа, отдельного
экономического района и конкретного региона; конкурентное преимущество региональной
территории и перспективы их реализации в рамках экономического района, федерального округа,
территории страны и на международном рынке.
Управление социально-экономическим развитием субъекта Федерации – это процесс подготовки,
разработки и утверждения органами публичного управления субъекта Федерации стратегии и
программ роста благосостояния населения субъекта Федерации, а также организация исполнения
таких стратегий и программ органами публичного управления субъекта Федерации и
муниципальных образований, входящих в состав его территории, проведение контрольнонадзорных мероприятий эффективности исполнения названных программных документов .
Сегодня для обеспечения роста благосостояния населения территории муниципалитетов,
субъектов Федерации и государства в целом принято и реализуется федеральное
законодательство, регулирующее общие вопросы планирования социально-экономического
развития территорий страны.
Стратегическое планирование охватывает деятельность органов публичного управления от
местного до федерального уровня для задач
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря
1993 г.).
2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 01.01.2018)
3. Авакьян С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения
нового закона // Вестник МГУ. Серия 11. Право. - М., 2018. - №2. - с. 3-33.
4. Анимица Е.Г., Бочко В.С., Пешина Э.В. Концептуальные подходы к разработке стратегии
развития монопрофильного города [текст] // Екатеринбург: УрГЭУ – ИЭ УрО РАН, 2017. – 81 с.
5. Анимица Е.Г., Бочко В.С., Пешина Э.В. Концептуальные подходы к разработке стратегии
развития монопрофильного города [текст] // Екатеринбург: УрГЭУ – ИЭ УрО РАН, 2017. – 81 с.
6
6. Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в Российской Федерации
(«Круглый стол» в Институте государства и права РАЕ) / Антонова В.П., Мирошниченко Е.В.,
Ревенко Л.А. // Государство и право. - М., 2019. - №5. - С. 24- 45.
7. Бондарь Н.С., Зинченко С.А. Городской Совет и администрация: Проблемы разграничения
полномочий в сфере муниципальной собственности // Государство и право. - М., 2017. - № 3. - С.
86-96.
8. Бородкин Ф.М. Новая концепция территориального самоуправления // Регион. -
Новосибирск, 2017. - №3. - С. 95-112.
9. Васильев В.И. Местное самоуправление и государственная власть // Вестник
государственной службы. - М., 2017. - № 11. - С. 14-19.
10. Васканьяц Ю.Ю., Некоторые приоритетные вопросы регулирования градостроительной
деятельности [текст] // Уникальные исследования XXI века – 2019. – №5(5). – С. 40-44.
11. Гельман В.Я. Федеральная политика и местное самоуправление // Власть. - М., 2019. - №9.
- С. 73-80.
12. Гладышев А.Г. Правовые основы местного самоуправления. - М., 2017.-422с.
13. Гильченко Л.В. Новый этап реформы местного самоуправления // Власть. М., 2019. -№3. -
С. 19-22.
14. Дрожжин Р.А., Реновация промышленных территорий [текст] // Вестник Сибирского
государственного индустриального университета. – 2017. – №1(11). – С. 84-86.
15. Ефремова Н.Н., Лаптева Л.Е. История земств и перспективы развития местного
самоуправления // Государство и право. - М., 2019. - № 11. - С. 150-153.
16. Зайцев В., Винокуров Ю. Проверки законности правовых актов местного самоуправления
// Законность. - М., 2019. - № 6. - С. 14-20.
17. Исаева М. К вопросу о природе муниципальной власти // Право и жизнь. - М., 2019. - №9. -
С. 33-38.
18. Концепция реформы местного самоуправления в современной России. - Екатеринбург,
2017.-238с.
19. Краснов М.А. Введение в муниципальное право. - М., 2019.- 529с.
20. Кряжков В.А. Местное самоуправление: Правовое регулирование и структуры //
Государство и право. - М., 2017. – 477с.
21. Лаптева Л.Е. Региональное и местное управление в России (вторая половина XIX века), - М.,
2017, - с. 73.
22. Титаренко Н.В. Технико-экономическая оценка генеральных планов поселений, городских
округов и проектов планировки территории [текст]: Учеб. метод. пособие – Екатеринбург:
Издательство УралГАХА, 2015.
7
23. Никонов И.В., Никонова Е.Р. Математическое моделирование в архитектуре и
градостроительстве [текст] // Перспективы науки и образования – 2018. – №2(8). – С. 190-192.
24. Улаева Н.Л. Гражданско-правовое регулирование градостроительства: сущность, значение
и перспективы совершенствования [текст] // Вестник Краснодарского университета МВД России –
2018. – №1(27). – С. 26-30.
25. Шеина С.Г., Мартынова Е.В., Гиря М.А. Методические основы энергоэффективной
реконструкции городской застройки [текст] // Академический вестник УралНИИпроект РААСН –
2019. – №4. – С. 14-20.
26. Горбатенко А.А., Методы оценки качества городских территорий [текст] // Вестник ЮжноУральского государственного университета. – 2018. – №1(13). – С. 84-86.
27. Климова Т.Б., Вишневская Е.В., Событийный маркетинг: новый вектор развития территорий
[текст] // Научный результат. – 2018. – №2. – С. 80-84.
28. Яргина З.Н., Хачатрянц К.К. Социальные основы архитектурного проектирования [текст]:
учебник для вузов – М.: Стройиздат,2016. – 343с