Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблемы семьи интересовали мыслителей, политических деятелей, писателей, учёных во все времена. Семья представляет собой сложную многогранную систему социального функционирования личности, является одним из главных общественных институтов.
Особое место в исследованиях педагогов, социологов и психологов занимают семьи, относящиеся к группе риска, то есть, малообеспеченные семьи, педагогически несостоятельные, неполные, с негативным психологическим микроклиматом, с нарушенными межличностными отношениями и
3
другими отрицательными проявлениями. Перед такими семьями стоит проблема поиска выхода из трудной жизненной ситуации, и часто им требуется помощь специалистов.
Глава 1. Теоретический анализ диагностирования школьным психологом и социальным педагогом семей группы риска
1.1 Понятие и сущность семей «группы риска»
Семья представляет собой социокультурный феномен, который играет особую роль в социальной подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе. В ней человек рождается и формируется как личность, перенимая культуру этой семьи и через неё и общества[2,с. 149].
Помимо такой основной функции семьи, как репродуктивная, существует еще ряд социальных функций семьи:
-воспитательная ( социализация подрастающего поколения);
-экономическая (получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых);
-хозяйственно-бытовая (уход за детьми и пожилыми);
-социальный контроль (ответственность членов семьи за поведение её членов в обществ);
-духовное общение (духовное обогащение каждого члена семьи);
-социально-статусная(предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе);
-досуговая (организация рационального досуга членов семьи, развитие интересов каждого)
-эмоциональная (осуществление психологической защиты каждого члена семьи)[1, с.273].
Если же в жизнедеятельности семьи одна или несколько из функций не выражены и не работают, то такую семью относят к "группе риска".
Другими словами, семья «группы риска»- это семья, в которой родители несовершеннолетних или их законные представители не выполняют свои обязанности по воспитанию детей или отрицательно влияют на их поведение, либо совершают в их отношении противоправные действия[4,с.15].
1.2 Характерные черты семей и детей группы риска
Согласно многочисленным исследованиям, проведёнными специалистами, каждая обычная семья должна обладать следующими основными функциями:
– экономической (материальное обеспечение семьи);
4
– репродуктивной (рождение детей, планирование семьи),
– рекреативной (восстановление и отдых, планирование и проведение семейного досуга);
– функцией заботы о доме (уборка в помещении и т.д.);
– социализирующей (обучение детей навыкам, социальным умениям, образование и развитие детей и т.д.);
– терапевтической (наличие взаимной поддержки в семье, проявление теплых чувств) [14, с. 6-7].
Если же несколько функций не выполняются, то такую семью можно отнести к “группе риска”.
Одной из отличительных черт семей «группы риска» является негативное влияние семейных факторов социального риска на нормальное функционирование семьи. Основываясь на результатах исследований, проведённых социологами, криминалистами и педагогами, выделяют следующие факторы социального риска, которые отрицательно сказываются на функционировании семьи.
Глава 2 Теоретическая составляющая социально-педагогической диагностики
2.1 Понятие социально-педагогической диагностики, ее цели, задачи и функции
В своём общем понятии диагностика представляет собой особый вид познания, который находится между научным знанием сущности и опознанием единичного явления. Результатом такого познания является диагноз (от греч. diagnosis - распознавание), т.е. заключение о принадлежности к сущности, выраженной в единичном [6, с.12].
Для того, чтобы социальный педагог провёл более эффективно своё исследование, ему необходимо обладать правдивой информацией о различных сторонах жизни его подопечного. Для этого специалисту в своей работе приходится использовать различные виды диагностики, приспосабливая их к конкретным задачам своей профессиональной деятельности. В этом смысле он является междисциплинарным специалистом и должен свободно оперировать методами социологического, педагогического, психологического и отчасти медицинского исследования. Основной целью работы социального педагога является способность определить состояние объекта социально-педагогической работы.
Благодаря своевременной диагностике и профессионально оказанной помощи семьям группы риска и ребёнку возможно выявить и предупредить неблагоприятные варианты развития и эффективнее решить их проблемы.
Социально-педагогическая диагностика представляет собой специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социальнопсихологических, педагогических, экологических и социокультурных факторов [13, с.55].
В социально-педагогической диагностике представляется возможным распознавание социальнопсихологических характеристик воспитательного микросоциума, особенностей педагогического процесса и семейного воспитания, а также индивидуально-психологических характеристик личности, которые взаимосвязаны с ее социальными взаимодействиями.
Перед постановкой социально-педагогического диагноза необходимо опираться на теоретические представления о том или ином изучаемом феномене. Например, изучая проблемы семьи ребёнка группы риска, нужно прежде всего выявить причины, которые препятствуют социальной адаптации ребёнка и нарушают гармоничную жизнедеятельность семьи.
5
2.2 Методы социально-педагогической диагностики в работе школьного психолога и социального педагога с семьями, входящими в группу риска
Семьи «группы риска» являются, прежде всего, объектом социально-педагогической помощи и в этом процессе главная роль отводится школе. Для того, чтобы работа социального психолога с семьями детей проходила более эффективно, необходимо тщательно изучить семейную среду, учитывая её особенности, выстроить положительные отношения социальных педагогов с родителями неблагополучных семей и, основываясь на отношениях сотрудничества, организовать совместное воздействие на педагогически запущенных учащихся.
Основной принцип работы с неблагополучными семьями заключается в осуществлении индивидуального подхода и разработке индивидуальных методов воздействия на родителей. Среди распространённых форм такого взаимодействия специалисты выделяют: проведение доверительных бесед, посещения семей на дому, помощь в исправлении создавшегося неблагополучного положения в семье, связь школы с предприятиями, где работают родители, устройство детей в специальные детские учреждения и т.д. [14, с.30]
Первым шагом в работе социального психолога с семьёй является обоснование своего вмешательства в её жизнь. Работники образовательного учреждения могут вмешаться, если же на лицо нарушение естественных прав личности ребёнка, в основе которых лежат универсальные представления о том, что всем детям должно быть гарантировано удовлетворение основных потребностей [8, с.22].
Для диагностики и выявления ситуации неблагополучия в семье школьный специалист использует информацию, полученную в управлении опеки и попечительства, детских поликлиниках, работников детского сада, который посещал ребёнок, у соседей и родственников ребёнка.
Для проведения социально-педагогического исследования, целью которого является выявление социальных и личностных проблем ребёнка, социальный психолог использует такие методы, как беседа, анкетирование, анализ информации о семье из документации, опрос, а также такой метод психологической диагностики как тесты, проективные методики. В школе в начале учебного года классные руководители совместно с социальными психологами составляют данные о школьнике «группы риска» по определённым позициям, систематизируют информацию, составляют индивидуальные карты психолого-медико-педагогического сопровождения детей, нуждающихся в контроле, где показаны основные моменты работы с такими учащимися и их семьями.
Глава 3 Содержание работы социально-психологической диагностики в условиях общеобразовательной школы.
3.1 Диагностика семьи группы риска как составляющая социально-педагогической работы с ней
В отличие от психологического исследования, социально-педагогическая диагностика обладает своими особенностями. Социальному педагогу необходимо проводить исследования как индивидуальной специфики развития ребёнка, его психологических характеристик, так и социально-психологических признаков, анализируются семейные взаимоотношения, влияние педагогических параметров т.е. уровня воспитания и образования родителей, их педагогическая компетентность в вопросах воспитания ребенка, социологические факторы влияния. Основной целью социально-педагогической диагностики является определение проблем семьи и детей группы риска, причин их развития и профилактику нарушения прохождения процесса социальной адаптация ребенка, его всестороннего развития [4, с.43].
6
Среди основных принципов социально-педагогической диагностики семьи и детей группы риска можно назвать следующие:
-принцип объективности (специалист должен качественно и непредвзято к испытуемому провести исследование)
-принцип целостности (проводимое исследование должно состоять из совокупности компонентов)
-принцип персонализации (специалист должен учитывать социальную обстановку существования, окружение диагностируемого, его индивидуальные особенности)
-принцип процессуальности (все исследуемые характеристики исследуемого объекта должны рассматриваться в динамике и развитии)
-принцип компетентности (проводить исследование должен квалифицированный специалист) [6, с.78].
В целом, как и любое направление работы социального педагога с семьей, диагностика должна осуществляться с целью защиты и выражения интересов ребенка.
Среди разнообразных методов, которые социальный психолог может использовать в своей работе для проведения социально-педагогической диагностике семьи и изучению характера взаимоотношений в семье, нами были выбраны: беседа с родителями и детьми, тестирование отношения родителей к детям («Методика PARI») и тест КРС (кинетический рисунок семьи).
Исследование проводилось на базе детского дома г. Санкт-Петербурга. Было выбрано 20 семей, попадающих в категорию “группа риска”, и их дети младшего школьного возраста.
Целью проведения метода беседы было установление контакта с семьей и получение общих сведений о составе семьи, кол-ве детей. Для этого нами была использована схема анализа особенностей и недостатков семейного воспитания, предложенной Р.В. Овчаровой [Приложение1].
Далее нами был проведен тест «Отношения родителей к детям» — «Методика PARI», целью которого является –изучить отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). В связи с тем, что диагностируемые семьи являются неполными, основному анализу в данной методике подвергаются отношения между матерью и ребенком. В тесте выделены 23 аспекта — признака, которые касаются разных сторон отношения родителей к ребёнку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 признаков, которые касаются родительско-детских отношений [Приложение 2].
3.2 Анализ проведённого исследования семей “группы риска”
Целью проведения метода беседы было установление контакта с семьей и получение общих сведений о составе семьи, кол-ве детей. В диагностируемую группу входило 20 семей, чьи дети достигли младшего школьного возраста.
Согласно проведённой беседе и анализу данных была создана база семей по статусу: многодетные, неблагополучные, неполные. Данные представлены в таблице 1
Таблица 1 База данных социального статуса исследуемых семей
Статус семьи Кол-во семей
7
многодетные 4
благополучные 2
неполные 10
Отдельно выведены семьи, где дети воспитываются отцами: 1 семья и семьи, где воспитываются родственниками без оформления опекунства- 1 семья.
Санитарно-жилищные условия жизни семей средние, 10 семей имеют благоустроенные квартиры, 5 живут у родственников, 4- в коммунальной квартире и 1 семья живет совсем без удобств. (Диаграмма 1)
Диаграмма 1 Санитарно-жилищные условия семей
При анализе уровня дохода семей было выявлено следующее: доход низкий и денег хватает только на самое необходимое у 6 семей, 4 семьи находятся в затруднительном материальном положении, 10 семей испытывают проблемы с распределением денег до зарплаты. (Диаграмма 2)
Диаграмма 2 Уровень дохода
Заключение
Перемены, происходящие в современном обществе, касаемые рыночной системы хозяйствования, заметно сказались на состоянии семьи как социального института, что, в свою очередь, привело к обесцениванию ценностей, снижению уровня нравственности и морального воспитания в семье. На сегодняшний день всё больше можно встретить семей, которые как социальный институт не выполняют свои функции. Вследствие этого исследователи подчёркивают тенденцию роста количества асоциальных семей и снижение жизненного уровня, падение нравственных устоев семейного воспитания.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Айдарбеков, К.А. Разработка и внедрение в специальных учреждениях по профилактике и коррекции девиантного поведения у детей и подростков / К.А. Айдарбеков. - СПб.: Правда, 2010.149 с.
2.Антонов А.И. Семья: функции, структуры, теории семейных изменений. Курс лекций / А. И. Антонов. М.: Знание, 2015.198 с.
3.Безрукова О.Н. Ценности родительства: структура, типы, ресурсы // Социологические исследования. 2016. № 3.118–127 с.
4.Волжина О.И. Укрепление ценности семьи как направление государственной семейной политики // Молодая семья в контексте развития региональной семейной политики: сборник материалов V Nauka-rastudent.ru. – 2015. N 07 (19). С.35-36.
5.Воронцова, М.В. Семьеведение: учеб. пособие / М.В. Воронцова.Таганрог, 2011.285 с.
8
6.Галагузова М.А. Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова.М.: Академия, 2012. 192 с.
7.Дармодехин С.В. Проблемы семьи и семейной политики / С.В. Дармодехин // Социальнополитический журнал. 2016.№ 5.С.43-53
8.Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики / М. С. Мацковский. М.: Знание, 2015.240 с.
9.Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. М.: Сфера, 2015. 480 с
10.Орехова Е.Я., Шайденко Н.А., Сергеева А.В. Семья XXI века: сплоченность или разобщение? Европейский контекст // Научное мнение. 2016. № 6–7. 103–106 с.
11.Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий: учебное пособие для учебных заведений профтехобразования. 2-е изд., перераб и доп. М.: Высшая школа, 2014. 174 с.
12.Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Учебное пособие / П.Д. Павленок. М.: Дашков и К, 2012.592 с
13. Рогова, Ю. А. Семьи группы риска как социальная и психолого-педагогическая проблема / Ю. А. Рогова. М.: ИНФРА-М, 2013.124 с.
14.Ростовская, Т.К. Развитие института молодой семьи в современном обществе / Т.К. Ростовская. М.: ИНФРА-М, 2013.172 с
15.Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей/ В.М. Целуйко.М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014.272 с.
16.Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога / М.В. Шакурова. М.: Академия, 2016. 272 с.