Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена значимостью режима земель населенных пунктов.
Согласно ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
2. Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с правовым режимом земель населенных пунктов. Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие
правовой режим населенных пунктов, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение правового режима земель населенных пунктов.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть понятие земель населенных пунктов4
• изучить порядок установления или изменения границ населенных пунктов;
• проанализировать состав земель населенных пунктов и зонирование территорий;
• исследовать аренду земель населенных пунктов;
• проанализировать споры, связанные с правовым режимом земель населенных пунктов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Основы правового режима земель населенных пунктов
1.1. Понятие земель населенных пунктов
Статья 83 Земельного кодекса РФ устанавливает два признака земель населенного пункта: содержательный - земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов; формальный - границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы населенных пунктов и границы поселения являются разноплановыми понятиями. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон N 131-ФЗ) поселение является муниципальным образованием, границы которого устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения (п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 11 Закона N 131-ФЗ).
Таким образом, поселение включает в себя населенные пункты, а также может включать земли иных категорий. Следует отметить, что нередко возникают спорные ситуации об отнесении земельного участка к той или иной категории земель, например, если в отношении земельного участка осуществлено лесоустройство или земельный участок входит в состав особо охраняемой природной территории, но при этом находится в границах населенного пункта.
3. Земельный кодекс РФ подразделяет все земли в России на категории и предусматривает, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования (ст. 7). Соответственно, земельный участок может быть отнесен только к одной категории земель. Как предусмотрено п. 2 статьи 83 ЗК РФ, границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Таким образом, одним из основных признаков, отличающих земельные участки из состава земель населенных пунктов от земельных участков из состава иных категорий земель, является включение соответствующих земельных участков в границы населенного пункта. В соответствии с п. 10 ст. 85 ЗК РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий. Таким образом, в случаях, когда особо охраняемые природные территории, лесничества или лесопарки располагаются в границах населенных пунктов, происходит совмещение правового режима использования таких территорий и правового режима
использования земель населенных пунктов. При этом земельные участки, входящие в состав особо охраняемых природных территорий, лесничеств, лесопарков и одновременно в границы населенных пунктов, относятся к землям населенных пунктов, поскольку они отделены от других категорий земель границами населенного пункта. С учетом вышеизложенного законодатель сделал особый акцент на использование земельных
участков, расположенных в границах населенных пунктов и включенных в состав зон особо охраняемых территорий, в соответствии с требованиями, установленными ст. ст. 94 - 100 ЗК РФ (п.
10 ст. 85 ЗК РФ). Предусмотренное п. 2 статьи 83 ЗК РФ требование о запрете пересечения границами городских, сельских населенных пунктов границ муниципальных образований или выхода за их границы соответствует требованию Закона N 131-ФЗ, согласно которому территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения (п. 12 ч. 1 ст. 11). Данное положение получило закрепление и в ГрК РФ, согласно ч. 4 ст. 18 которого установление или изменение границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, осуществляется в границах таких поселения, городского округа. По данному вопросу целесообразно отметить позицию Минэкономразвития России, согласно которой действующим законодательством определение понятия пересечения границ земельных участков, в том числе многоконтурного земельного участка или земельного участка,
представляющего собой единое землепользование, с границами муниципальных образований и (или) населенных пунктов не установлено. Вместе с тем в случае, если обособленные (условные) участки, входящие в состав единого землепользования или контура многоконтурных земельных участков, располагаются в границах разных муниципальных образований и (или) населенных пунктов, указанное является
пересечением границ таких земельных участков с границами муниципальных образований и (или) населенных пунктов и нарушением положений ст. 11.9 ЗК РФ.
1.2. Порядок установления или изменения границ населенных пунктов
4 .Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель
населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Процедура утверждения или изменения генерального плана городского округа, поселения, схемы территориального планирования муниципального района урегулирована ст. ст. 19 - 25 ГрК РФ. Так, схема территориального планирования муниципального района содержит, в частности, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях; генеральный план содержит, в частности, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа. Материалы по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района, генерального плана поселения, городского округа включают в себя перечень земельных участков, расположенных соответственно на межселенных территориях, в составе поселения, городского округа и включаемых в границы населенных пунктов или исключаемых из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.
Схема территориального планирования муниципального района, генеральный план поселения, городского округа, в том числе внесение изменений в такие документы, утверждаются представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования. В случае если в соответствии с проектом схемы территориального планирования муниципального района, генерального плана поселения, городского округа предусматривается:
- включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов)
земельных участков из земель лесного фонда - указанные проекты подлежат согласованию с
уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
- включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов)
земельных участков из земель сельскохозяйственного
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4147.
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 16.5
4. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. N40. Ст. 3822.
5. Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» // Собрание законодательства РФ. 2004. N 52. Ст. 5276.
6. Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» // Собрание законодательства РФ, 20.07.2015, N 29 (часть I), ст. 4344.
7. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» // Собрание законодательства РФ, 30.07.2007, N 31, ст. 4017.
8. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ «О землеустройстве» // Собрание законодательства РФ, 25.06.2001, N 26, ст. 2582.
9. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, N 42, ст. 5005.
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г. N 1-П // СПС «КонсультантПлюс».
11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от 28.02.1995 N 2/1 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Специальное приложение к «Вестнику ВАС РФ», N 12, 2005.
12. Определение Верховного Суда РФ от 31 августа 2016 г. N 306-кг16-7898 // СПС «КонсультантПлюс».
13. Обзор судебной практики Президиума Верховного Суда РФ от 14.11.2018.
14. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 14 марта 2012 г. N Ф03-6576/2011 по делу N А51-7142/2011 // СПС «КонсультантПлюс».
15. Постановление ФАС Московского округа от 7 ноября 2013 г. по делу N А41-2670/11 // СПС «КонсультантПлюс».
16. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 июня 2012 г. по делу N А19- 13681/2011 // Собраие законодательства.
17. Постановление Президиума ВАС РФ от 25 июня 2013 г. N 1756/13 по делу N А35-765/2012// СПС «КонсультантПлюс». Богатков С.А. Перераспределение земельных участков // СПС КонсультантПлюс. 2019.
18. Волкова Т.В. Судебная защита прав участников земельных отношений в системе управления земельными ресурсами // Вестник гражданского процесса. 2018. N 4. С. 74 - 86.
19. Волков Г.А. О совершенствовании определения видов разрешенного использования земельных участков // Экологическое право. 2019. N 1. С. 13 - 19.6
20. Ворожевич А. Продавец земельного участка должен сообщить покупателю о возможных ограничениях в его использовании, связанных с расположением такого участка // ЭЖ-Юрист. 2018. N 43. С. 14.
21. Камышанский В.П., Огурцова К.С. Приобретение земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства // Власть Закона. 2017. N 1. С. 41.
22. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации» (постатейный) (2-е издание, переработанное и дополненное) / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2017. С. 119.
23. Костарева М.В. Основание права на земельный участок, предоставляемый для целей строительства: проблема осознанного выбора // Актуальные проблемы российского права. 2018. N 6. С. 64 - 74.
24. Ромашкина А.В. Пожизненное наследуемое владение земельным участком // СПС КонсультантПлюс. 2019.
25. Умеренко Ю.А. Анализ юридических рисков при приобретении земельных участков (практические рекомендации) // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2018. N 12. С. 86 - 103.